Введение.

Написание студентами-заочниками контрольных работ в V учебном семестре является составной частью изучения дисциплины «История Средних веков» на 2-м курсе историко-филологического факультета пединститута ПГУ. Основная учебная цель контрольной работы – выработка у студентов навыков самостоятельной работы с источниками и литературой.

Прежде всего студент должен выбрать тему контрольной работы по согласованию с преподавателем или методистом и ознакомиться с методическими рекомендациями к данной теме. Затем следует изучить выбранную тему в контексте более крупной проблемы по соответствующим разделам учебника. Например, тема №1 “Общественные отношения у древних германцев по данным античных авторов” является составной частью проблемы, которую можно обозначить как “Переход от античности к средневековью”. Поэтому студенту целесообразно прочитать в учебнике соответствующие разделы. После этого можно переходить к следующему этапу – отбору источников и специальной литературы. Кроме предложенных студенту списков источников и литературы в конце каждой темы можно использовать и иные письменные источники, которые могут прямо или косвенно относиться к выбранной теме контрольной работы.

После окончания сбора материалов по выбранной теме контрольной работы студент должен провести работу по систематизации отобранного материала, т.е. разложить его по одной тематике. Например, по теме №1: отдельно сделать выписки по социальному устройству древнегерманских племен у каждого античного автора, отдельно по хозяйственному строю и т.п. Выписки из специальной литературы тоже следует делать по такой же схеме. Все это позволит составить план контрольной работы, что является обязательным при её написании.

Необходимо выделить такие части плана, как “Введение”, “Основная часть”, “Заключение”. Во “Введении” необходимо дать постановку проблемы (т.е. показать значимость темы контрольной работы в контексте более крупной проблемы), характеристику источников и кратко осветить историографию проблемы, составной частью которой является выбранная тема контрольной работы.

Термин “Основная часть” в плане контрольной работы не пишется. Вместо этого выделяют римскими цифрами главы или разделы контрольной работы.

Например,

Введение

Состояние и эволюция хозяйства древних германцев (середина I в. до н.э. – II в. н.э.).

……………

………….

Заключение

Библиографический список и использованные источники.

При этом студент должен помнить следующее:

писать контрольную работу следует разборчиво (в случае предоставления рукописного варианта), соблюдая правила русского языка;

ссылаться на источники и литературу (сноски оформлять правильно в конце текста главы или всей работы, или постранично);

в конце главы обязательно делать краткие выводы;

в “Заключении” студент должен сделать общие выводы по теме контрольной работы, основываясь на выводах по главам.

Список использованных источников и литературы должен состоять из двух частей: в первой студент выписывает в соответствии с библиографическими правилами собственно источники.

Например,

Источники

Гай Юлий Цезарь. Записки о галльской войне// Практикум по истории средних веков/ Сост. М.Л. Абрамсон, С.А. Сливко, М.М. Фрейденберг. 3-е изд. М.: Просвещение, 1981. Вып. I. с. …

………………

……………..

Библиографический список

Грацианский Н.П.  К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времен Цезаря// Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западноевропейского средневековья. М: АН СССР, 1960. с…….

…………………….

……………………

При работе с источниками студент должен критически относиться к их сведениям по изучаемым вопросам. Так, например, если античные авторы упоминают о “царях”, “принцессах”, “магистратах” у древних германцев, то студенту следует подумать, насколько такая терминология адекватна для древнегерманского общества, что под ней может скрываться и т.п. Использовать специальную литературу (монографии, научные статьи др.) следует аккуратно, отобрав необходимый материал для каждой главы или раздела контрольной работы. Недопустимо сплошное переписывание или сканирование и ксерокопирование учебников, монографий, научных статей. Компиляционные работы не засчитываются.

При работе со специальной литературой, изданной в советский период, не следует компилировать цитаты из работ К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Надо помнить, что в советской историографии при написании научных работ требовалось обязательно ссылаться на труды “классиков марксизма-ленинизма”, а поэтому они могли быть перегружены такими цитатами или указаниями на их труды. Если же студент считает, что та или иная работа К. Маркса, Ф. Энгельса или В.И. Ленина подходит к его теме, и в ней содержатся какие-либо ценные мысли, то её надо читать в оригинале и делать сноски на собрание сочинений указанных авторов.

Например, Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. Гл.7. С…….

При необходимости студент может дополнить контрольную работу ещё одним пунктом плана – “Приложение”, которое следует за “Библиографическим списком и перечнем источников”. В нём можно поместить таблицы, схемы, карты и т. п. Они должны быть составлены самим студентом или взяты из специальных работ (в таком случае должна быть ссылка на них), которые относятся к каким-либо вопросам контрольной работы.

При работе над контрольной работой студенту вовсе не обязательно перечитывать все монографии, статьи, указанные в списке литературы к выбранной теме.

При оформлении контрольной работы он должен помнить о следующих правилах:

-на титульном листе писать все выходные данные (факультет, ф.и.о., название темы контрольной работы, свой домашний адрес),

страницы должны быть пронумерованы (нумерация начинается со 2-й страницы),

правильно нумеровать ссылки на источники и литературу,

в конце текста контрольной работы необходимо поставить свою подпись,

каждая часть контрольной работы начинается с новой страницы (с сохранением порядка нумерации).

Общий объем контрольной работы не регламентируется, так как он зависит от темы, шрифта, интервала и т. п. Однако это не означает, что достаточно написать 2-4 страницы. Опыт показывает, что в среднем для полного раскрытия темы контрольной работы требуется 10-15 страниц печатного текста 14-кеглем с 1,5 интервалом.


Темы контрольных работ ч.I:

  1. Общественные отношения у древних германцев по данным античных авторов.
  2. Древние славяне в первые века н.э.
  3. Семья, земельная собственность и община по “Салической правде”.
  4. Имущественное и социальное расслоение во франкском государстве по “Салической правде” и “Рипуарской правде”
  5. Славянская община VIII в. по “Земледельческому закону”.
  6. Становление феодально-зависимого крестьянства во франкском государстве VII–IX вв.
  7. Крупная феодальная вотчина во франкском государстве VIII – IX вв.
  8. Средневековые ремесленные цехи.
  9. Упадок цехового строя в XIV–XV вв.
  10. Первый крестовый поход (по “Алексиаде” Анны Комнины)
  11. Французское крестьянство в XIII–XIV вв.
  12. Жакерия.
  13. Жанна Д’Арк – народная героиня Франции.
  14. Великая Хартия Вольностей.
  15. Положение английского крестьянства в XIII–XIV вв.
  16. Восстание Уота Тайлера.
  17. Английское общество XIV в. по ''Кентерберийским рассказам'' Дж.Чосера.
  18. Восстание чомпи во Флоренции.
  19. Данте – предвестник итальянского Возрождения.
  20. Франческо Петрарка – первый гуманист итальянского Возрождения.
  21. Итальянский гуманизм конца XIV –XV веков.
  22. Гуситские войны.

Темы контрольных работ ч.II:

  1. Критика католической церкви и феодального общества в трудах Эразма Роттердамского.
  2. Ульрих фон Гуттен – выдающийся немецкий гуманист.
  3. Требования и тактика крестьян в Швабском районе Крестьянской войны в Германии.
  4. Мартин Лютер и Реформация в Германии.
  5. Программа и тактика бюргерства в крестьянской войне в Германии.
  6. Социально-политические и религиозные взгляды Томаса Мюнцера.
  7. Абсолютная монархия в Англии.
  8. Реформация в Англии.
  9. Огораживания в Англии XVI–начала XVII в.
  10. Восстание крестьян в Англии под руководством Роберта Кета.
  11. Социальные идеи “Утопии” Томаса Мора.
  12. Социальная утопия в “Городе солнца” Томазо Компанелла.
  13. Бенвенуто Челлини – типичный представитель эпохи Возрождения.
  14. Французский абсолютизм первой половины XVII века.
  15. Реформация во Франции в XVI – XVII вв.
  16. Политическое учение Никколо Макиавелли

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке