© Автор: Кирюхин Д.В.


В статье рассматриваются виды государственной поддержки, применявшиеся по отношению к представителям придворной интеллигенции в Англии в начале XVI в., на примере которых можно проследить развитие данных форм по настоящее время. Автор делает вывод о том, что в нелегкое для только что воцарившейся династии Тюдоров время уделялось особенное внимание государственной поддержке лицам творческих профессий, так как их деятельность способствовала укреплению королевской власти.


В настоящее время государственная поддержка, как в нашей стране, так и в Европе, в том числе в Англии, представляет собой развитую многоступенчатую и многофункциональную систему. Особенно известны гранты – безвозмездные субсидии предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение и другие цели с последующим отчетом об их использовании [3]. С помощью грантов оказывается поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Данная система схожа по функционированию с государственным заказом, заказчиком в данном случае выступает государство: оказание услуг оплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования [2]. Многоступенчатость системы государственной поддержки выражается в том, что имеет место многочисленное деление на сферы деятельности: малый и средний бизнес, образование, наука, культура и искусство и др.

В данной статье мы бы хотели обратиться к историческим реалиям английского королевства начала XVI в., обозначив те формы государственной поддержки, которые применялись к представителям творческих профессий, то есть придворной интеллигенции. На их примере можно, во-первых, обозначить те виды и типы государственной поддержки, которые остаются актуальными и по сей день, а во-вторых, проследить их эволюцию и развитие.

В рассматриваемый период в Англии наступает воцарение новой династии Тюдоров, первый представитель которой Генрих VII получает трон в результате кровопролитной гражданской войны Алой и Белой роз (1455–1485 гг.). Права Генриха VII, бывшего графа Ричмонда, на английский престол были весьма спорны, за время своего правления он не раз сталкивался со вспыхивающими заговорами знати, дважды в стране объявлялись самозванцы, выдававшие себя за выживших представителей дома Йорков. Довольно шаткое первоначальное положение Генриха VII в своем королевстве и на международной арене обусловило необходимость использования королевского двора как мощного инструмента репрезентации королевской власти. Английский двор привлекал и оказывал государственную поддержку не только английским сторонникам короля, но он был открыт и для иностранцев, ведущих гуманистов из Италии, в приглашении которых сам король принимал активное участие. Именно на их примере мы можем наиболее наглядно проследить разнообразные формы государственной поддержки.

Одним из наиболее распространенных способов «отблагодарить» и поддержать того или иного представителя придворной интеллигенции были разовые денежные выплаты, их довольно легко проследить по счетным книгам, в которых проставлялись число, сумма платежа и причина получения вознаграждения. Подобные выплаты чаще всего получали авторы, занимавшиеся подготовкой и проведением праздничных придворных представлений, турниров, церемоний посвящения в рыцари, бракосочетаний и погребений. Организация празднеств была совместной работой «распорядителя пиров», руководившим созданием костюмов и утвари, и персоналом Королевской капеллы, принимавших участие в качестве актеров [6]. Так, распорядитель празднеств Джон Аткинсон всегда получал определенную сумму или «по своей книге» или «по предъявлению счета» [7, p. 13–29]. Другой автор, Уильям Корниш, получал оплату нефиксированными суммами и никогда – за указанные материалы или по предъявлению счета в счетной книге. Можно почти с полной уверенностью утверждать, что ему платили за творческие труды согласно системе договоров. Так, он получает первичный платеж в 10 фунтов «за костюмированное представление» 6 августа 1500 года, а затем три дальнейших суммы в 10 фунтов каждая спустя интервал в 2 недели. По завершении своей работы, 3 ноября 1500 года, он получает последнюю выплату в 20 фунтов «за его 3 костюмированных представления» [9, p. 6–7].

Иногда подобным образом вознаграждались и придворные поэты. Уроженец Брешии Пьетро Кармелиано преподносит Генриху VII стихотворение «Приглашение к благоденствию» 1486 года, а затем дважды получает от короля Генриха VII денежное пособие – 27 сентября 1486 года и 23 апреля 1488 года [5, p. 495–502]. Причиной получения вознаграждения, вероятно, является в том числе стихотворение, «Письмо поэта Пьетро Кармелиано из Брешии в Англию с радостным сообщением об окончании гражданской войны и рождении принца Артура», которое было подарено Генриху VII на рождение его первенца принца Артура 19 сентября 1486 г. [1, с. 192–196].

Денежные пособия могли быть назначены пожизненно, в этом случае за автором могла закрепиться должность при дворе. Например, называющий себя придворным поэтом и королевским историографом [4] Бернар Андре из Тулузы получал пожизненное пособие, занимая места учителя наследных принцев Короны, а также латинского секретаря короля. Такое внимание к фигуре слепого францисканского монаха неслучайно: прекрасно знавший латынь и создавший свои произведения, среди них «История жизни и достижений Генриха VII» именно на латинском языке, который являлся основным языком международного общения и дипломатии, Андре формировал положительный имидж Англии и ее правителей на международной арене. Среди даруемых правителем должностей могли быть и места в крупнейших университетах страны. Так, коллега по перу и знакомый Андре итальянец Корнелио Вителли долгое время был одним из первых преподавателей греческого языка в Оксфорде [10, p. 219–226].

Несмотря на то, что в результате Реформации английской церкви, когда она оказалась в руках монарха, произошла позднее рассматриваемого периода, король имел право пожаловать отличившемуся автору в качестве вознаграждения и церковный пост епископа или аббата, − разумеется, с согласования с Римом. В данном случае связь с Папой представлялась не столько рычагом давления на правителя, сколько важным связующим звеном, позволяющим корректировать совместную с Ватиканом политику. Английский король мог также назначить пребенду – право пособия в церковных владениях, включавшее в себя долю от церковного налога с местности или прихода, которая могла взыскиваться в денежной и натуральной форме: продуктами питания, одеждой, предметами первой необходимости. В настоящее время с отделением церкви от государства подобные формы поддержки отошли в прошлое, став юрисдикцией церковного руководства. Последнее, однако, вполне эффективно использует систему грантов в сфере поддержки и стимулирования представителей творческих профессий.

По решению монарха иностранцу могли даровать гражданство. Об этом свидетельствовали сохранившиеся письма гражданства, которые выдавались также представителям мелкой буржуазии: примером служат документы родственников итальянского семейства Джильи, среди которых был как придворный поэт и епископ Вустера Джованни, так торговцы и мелкие служащие [8]. Гражданство давало право не только беспрепятственно проживать на территории английского государства, но и приобретать земли и другое имущество, обращаться в английские суды, платить налоги как английским гражданам, исключая дополнительные взносы и пошлины.

Названные придворные поэты могли свободно заниматься торговлей, успешно совмещая ее со своей работой при дворе. При этом государство могло даровать им разнообразные торговые льготы и привилегии. Уже упомянутый Пьетро Кармелиано 13 октября 1526 года, за несколько месяцев до своей смерти, получает разрешение на импорт двух сотен тонн гасконского вина и Тулузских вайд [5, p. 495–502]. Отец Джованни Джильи Карло имел прекрасную репутацию как торговец шелком в Бургундии, а затем и в Англии.

Что касается налогообложения, то названные деятели часто платили высокие в сравнении с остальными представителями знати пошлины. Несмотря на все свои доходы, как отмечает английский исследователь Д. Карлсон, в связи с началом кампании против Франции, П. Кармелиано должен был выплатить 333 фунта налога, ровно столько, сколько платил целый Королевский колледж в Кембридже, в то время как другой придворный автор, Полидор Вергилий – 200 фунтов [5, p. 495–502].

В чем же нуждался английский двор первых Тюдоров, что готов был такими разнообразными способами вознаграждать активных представителей интеллигенции? Создаваемая королем система репрезентации собственной власти испытывала необходимость в авторах и произведениях, в которых бы содержалась информация о благородной родословной династии, обосновании ее прихода к власти, обличение политических оппонентов, что можно было бы распространять как среди своих подданных, так и среди послов европейских государств. Яркие праздничные церемонии, предназначенные не столько для дворянства, сколько городского и необученного грамоте населения, требовали привлечения квалифицированных кадров. Особое внимание уделялось обучению при дворе и преподаванию в университетах иностранными специалистами, эти учебные заведения становились кузницами будущих собственных специалистов, в то же время, существовало понимание того, что места иностранцев обязательно должны были занять свои авторы, англичане.


  1. Кирюхин Д.В. Придворный поэт Пьетро Кармелиано и политика государственного меценатства двора ранних Тюдоров. // Собирательство и меценатство в эпоху Возрождения. / ред.-сост. А.В. Доронин, О.Ф. Кудрявцев. М.: Политическая энциклопедия, 2015. С. 192–196.
  2. Кузнецов К.В. Настольная книга поставщика и закупщика: торги, конкурсы, тендеры. М.: Альбина Паблишер, 2003. 339 с.
  3. Ульянов Ю.М. Порядок налогообложения грантов // Коммерсантъ Власть. 1993. № 25.
  4. André, B. De Vita atque Gestis Henrici Septimi Historia // The University of California, Irvine.
  5. Carlson D. The Occasional Poetry of Pietro Carmeliano // Aevum. Anno 61, Fasc. 3 (settembre-dicembre 1987). P. 495–502.
  6. Chambers, E.K. Notes on the History of the Revels Office Under the Tudors. London, 1906. 80 p.
  7. Kipling, G. Introduction // The Receyt Of The Lady Kateryne // Ed. by G. Kipling. Published for The Early English Text Society by the Oxford University Press, 1990. Р. 13–29.
  8. Lambert B. The Gigli: A Family on the move // England’s Immigrants 1330–1550 – Resident Aliens in the late Middle Ages.
  9. Public Record Office. MS E 101/415/3. 14 Nov. 1501; 31 Dec. 1501; 31 March. 1502. P.6–7.
  10. Weiss, R. Cornelio Vitelli in France and England // Journal of the Warburg Institute. Vol. 2. No. 3 (Jan., 1939). P. 219–226.

Кирюхин Д.В. Развитие форм государственной поддержки в Англии с начала XVI в. по настоящее время. // Государство и право в изменяющемся мире: материалы II научно-практической конференции с международным участием, Н.Новгород, 3 марта 2016 г. – Н.Новгород: ПФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2017. – С. 73–76.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке