© Автор: Митрофанов В.П.; Шабаев А.Н.
Использование женского и детского труда всегда была актуальной проблемой для любого общества и на любом этапе исторического развития. Несмотря на то, что женщины и дети работали не меньше, а зачастую, и больше, чем мужчины, выполненная ими работа почти всегда оплачивалась в меньшем размере, что позволяет ставить вопрос об исторически сложившейся дискриминации работников по возрастному или половому признаку. Не является в этом отношении исключением и английское общество XVII в. – изучая источники этого периода, я неоднократно сталкивался с записями, свидетельствующими об использовании в хозяйстве богатых крестьян и помещиков женского труда и труда малолетних детей. Как следствие, передо мной возник ряд вопросов – в каких масштабах использовался труд этой категории лиц, какие виды работ они выполняли, насколько тяжелой была эта работа и как она оплачивалась?
Материалы, имеющихся в нашем распоряжении, с уверенностью позволяют утверждать, что применение труда женщин и малолетних детей в хозяйствах английских фермеров, по своим масштабам не уступало использованию мужского труда. Соответственно, женщины и дети нередко составляли до половины постоянного штата слуг при ферме или поместье. К примеру, в хозяйстве беркширского фермера Джона Лодера постоянный штат рабочих в 1613 г. состоял из пяти человек: двух взрослых мужчин, двух служанок и помогавшего им мальчика. Годом спустя в расходной книге зафиксирована выплата годового жалованья четырем слугам: двум мужчинам и двум женщинам; в 1615 году Лодер вновь выплатил жалованье двум мужчинам, двум служанкам и мальчику Джеку Эндрюсу. В последующие годы (расходная книга Тоука охватывает периоды с 1610 по 1621 гг. – А.Ш.) – женщины и подростки составляли от полвины до трех пятых постоянного штата слуг беркширского фермера.
Примерно такую же картину мы можем наблюдать в хозяйствах двух других фермеров первой половины XVII в. Согласно записям, в дневнике йоркширского джентльмена Генри Беста, на территории принадлежавшего ему манора постоянно проживали и трудились пятеро взрослых мужчин, три служанки и мальчик-подросток. В расходной книге кентского поместья, принадлежавшего дворянскому семейству Тоук, в 1645 году зафиксирована выплата жалованья четырём мужчинам и двум служанкам, а в 1655 году за полгода службы жалование получили шесть слуг-мужчин и четыре женщины. Также в записях Н. Тоука можно встретить неоднократные упоминания об использовании труда детей: исследовавший данный источник советский С.И. Архангельский отметил, в частности, что все подёнщики, труд которых использовался в поместье в 1632 г., были детьми. Аналогичные упоминания (об использовании детского труда) можно встретить и на страницах другого источника – «Журнала капитана Адама Эйра»; проживавших поблизости от его дома мальчиков Эйр использовал в качестве посыльных. Кроме того, информация о применении женского и детского труда содержится в дневнике девонширского помещика Уолтера Янга, расходной книге семейства Шутеворз (герцогство Ланкастер), а также в ряде других сходных источников этого периода. Имеющаяся там информация, в общем, также подтверждает сделанные мной выводы, согласно которым использование женского и детского труда были в этот период повсеместным и массовым явлением, а женщины и дети составляли от трети до половины постоянного штат слуг, состоявших при ферме. Поскольку все хозяйства, упомянутые в вышеперечисленных источниках, являются типичными для Англии конца XVI - XVII вв. и, в то же время, находились в различных регионах английского королевства, можно с большой долей уверенностью утверждать, что сделанные по ним выводы справедливы и для всего английского королевства в целом.
Круг обязанностей, выполняемых на ферме женщинами и детьми, обычно был чётко ограничен. Вышеназванный Генри Бест, рассказывая в своём трактате о наёме рабочих, повествует, что при найме служанки ей задавали четыре вопроса: умеет ли она стирать, доить, варить пиво и печь хлеб. Из этого фрагмента легко понять, что основным занятием женской прислуги было ведение домашнего хозяйства, что косвенно подтверждают данные других источников – в дневнике Уолтера Янга пишется о двух служанках, вернувшихся домой после целого дня доения коров (milking), а в расходной книге Тоука в 1639 г. зафиксирована выплата жалованья некой Энн Рейнор за год работы на кухне.
В полевых работах традиционным полем деятельности для женщин и детей были прополка грядок (weeding). Причём данная разновидность сельскохозработ была, пожалуй, единственной, где наряду с женщинами и мальчиками к работе активно привлекались и малолетние девочки – упоминания об этом встречаются в дневнике английского поэта и фермера Джона Дейера, хозяйственная деятельность которого, правда, относится уже к середине XVIII в. Также традиционной обязанностью женщин и детей был сбор фруктов и коробочек хмеля. Позднее традиция использовать труд детей в аналогичных работах перекочевала в Новый свет – сведения о применении детского труда при сборе хмеля, в частности, можно найти на одной из страниц хозяйственной книги американского плантатора Томаса Джефферрсона.
Если говорить о полевых работах и сборе урожая зерновых, то здесь труд женщин и детей применялся более лимитировано. Прежде всего, это было связано с тем, что выполнение подобных работ требовало специальных навыков – например, пахота – и большой физической силы. Однако там, где этого не требовалось, фермеры использовали труд женщин и детей весьма охотно. В частности, мальчики-подростки могли привлекаться в качестве помощника пахаря или помогать жнецам, складывая в кучу сложенные злаки (выполняющих данную работу мальчиков Г. Бест обозначает термином «outligger» – А.Ш.). Тот же Бест пишет, что во время жатвы он нанимал женщин-батраков в качестве жнецов, сгребателей сена, и сборщиков гороха.
Иными словами, во время полевых работ женщины и дети выполняли работу, не требующую большой физической силы, использовать для которой труд взрослых мужчин было бы менее рентабельно. В то же время, за выполнение этой работы фермер мог платить меньше, чем работникам-мужчинам. Таким образом, мы вплотную подошли к одному из основных вопросов: каков был размер оплаты женского и детского труда в Англии этого периода?
В «Перечне заработных плат», вышедшем в Лондоне 1594 г., указано, что хорошая служанка могла получать 20 шиллингов в год плюс натуральную добавку в виде новой одежды или, в случае, отказа от оной, 33 шиллинга и 4 пенса. Эти цифры косвенно подтверждаются данными из других источников – так, в частности, в уже упомянутой расходной книге семьи Шутеворз в 1590 г. зафиксирована выплата годового жалованья служанке, составившего полтора фунта (или 30 шиллингов) в год. По меркам Англии того периода это была более чем скромная сумма: ежедневное питание одного человека в XVII в., к примеру, обходилось в 4-6 пенсов (1 шиллинг = 12 пенсам – А.Ш.). Таким образом, существовать на такое жалование можно было лишь при наличии каких-то дополнительных выплат и бесплатном столе в доме хозяина. Тем не менее, на протяжении XVII в. данная планка зарплаты оставалась практически неизменной. Если в хозяйстве Лодера мы ещё можем проследить определённую динамику – средняя зарплата служанок в период с 1613 по 1620 г. составляла порядка 41ш. 5п. – то в хозяйстве Г. Беста (сер. XVII в.) из трёх служанок две получали ровно установленную в «Перечне» сумму – 32 и 33 шил. соответственно – а третья, Эллин Эдмонтс, всего лишь 16 шил.
Вместе с тем, в ряде случаев женщины могли получать куда более существенные суммы, вполне сопоставимые с заработной платой мужчин. К примеру, в хозяйственной книге Н. Тоука уже упомянутая Энн Рейнор получила за год работы на кухне 2 фунта стерлинга и 15 шил. (55 шил.). Другая служанка – Энн Вильмотт – получила за полгода работы полтора фунта стерлинга, следовательно, за полный год работы она могла заработать 3 ф.ст. или 60 шил. Заработные платы двух служанок, работавших в этом же поместье в 1645 г., составляли 60 и 48 шил. в год соответственно. Также 60 шил. в год были обещаны в 1655 г. священником из графства Сассекс Джайлзом Муром нанятой им служанке Роуз Колмен. Отметим, что 3 ф.ст. в год была весьма хорошими деньгами даже для работника-мужчины. С другой стороны, отметка в 3 фунта, судя по всему, была крайней планкой для женщины – сведений о более высоком жаловании в источниках обнаружить не удалось, в то время, как заработная плата мужчин в ряде случаев могла составлять 4 и даже 5 ф.ст.. Таким образом, слуги-женщины, в среднем, получали в 1,5 раза меньшее жалованье, чем мужчины.
Примерно такое же соотношение мы можем наблюдать и при оплате труда батраков-подёнщиков, нанимаемых на период сбора урожая. Генри Бест, рассказывая в своём трактате о дёрганье гороха, пишет, что мужчина получал за эту работу 8 пенсов в день против 6 пенсов у работников-женщин. Сам Бест, впрочем, объяснял это тем, что мужчины сильнее физически, и, следовательно, могут проделать за определённое время больший объём работы. Тем не менее, сопоставление материалов данного источника с другими позволяют сделать весьма вероятное предположение, что 4-6 пенсов в день были максимальной ставкой для женщин-батраков, в то время как батраки-мужчины зарабатывали в день от 6 до 8-10 и даже 11 пенсов. Труд подростков оплачивался ещё ниже, чем женский. В частности, в кентском поместье за день сбор хмеля мальчики получали 4 пенса в день против 6 у сборщиц-женщин. Запись в дневнике капитана А. Эйра свидетельствует, что мальчик-рассыльный, в течение дня трижды приносивший ему еду, получал за свой труд 3 пенса в день.
Подводя краткие итоги, можно сделать следующие выводы. Использование женского и детского труда на английской ферме XVII в. было самым обычным явлением – как правило, женщины и подростки составляли до 40-50% от постоянного штата слуг. В обязанности женщин и детей, как правило, входили выполнение домашних работ, приготовление пищи, уход за молочным скотом, прополка грядок и сбор урожая фруктов их хмеля. В полевых работах женский и детский труд, хотя и сильно лимитированной форме, также применялся там, где от работников не требовалось большой физической силы. Несмотря на то, что женщины выполняли примерно тот же объём работы, что и мужчины, их заработная плата почти всегда была в 1,5-2 раза меньше. Средний заработок служанки на ферме составлял 30-40 шил. в год, а доход подёнщицы – 4-6 пенсов в день, что было явно ниже прожиточного минимума того времени. Дети и подростки, как правило, получали ещё меньше.
Список литературы.
- Архангельский С.И. Крестьянское движение в Англии в 40-50-ых годах XVII века. М., 1960. - С. 296
- A Dyurnal of Adam Eyre\\Yorkshire Diaries and Autobiographies in seventeen and eighteen centuries. Edinburg, 1877. - P. 500
- Diary of Walter Yonge, ESG. Edited by George Roberts. L., 1848
- Giles Moore s Day Book. Horsted Keynes, Sussex. The church and parish of St. Giles by F. Stenton-Eardley. Macmillan and Co, 1939. - P. 133
- Robert Loder s farm accounts. Edited by G.E. Fussell. L., 1936. - P. 200
- Rural economy in Yorkshire in 1641 being the farming and account books of Henry Best. Edinburg, 1857. - P. 185
- The account book of a Kentish estate 1611-1704. Edited by Eleonor S. Lodge. L., 1927. - P. 534
- The History and Topographical Survey of the County of Kent. Volume 12. Edited by Edward Hasted. L., 1801. - P. 672
- The house and farm accounts of the Shuttleworths of Gawthorpe hall. Edited by John Harald. Chetham Society, 1856. - P. 472
- Thomas Jefferson's Farm Book. American Philosophical Society. Washington, 1999. - P. 541
Более подробно по данной тематике см.: Митрофанов В.П., Шабаев А.Н. Английские фермеры первой половины XVII века (по материалам расходных книг и дневников) // Новая и новейшая история. № 3. М.: Наука, 2016. с.3-19. (Просьба ссылаться на это печатное издание).