© Автор: Евсеев В.А.


Социальный состав высших органов муниципального управления в средневековых английских городах определял направленность социально-экономической политики муниципалитета. В корпоративных городах только статус фримена давал политические права и право заниматься ремеслом и торговлей. Процентное отношение фрименов и остального населения было разным от города к городу. Примерно половина взрослого мужского населения тюдоровского Йорка и Нориджа были фрименами, а в среднем от 1/3 до 1/2 взрослого мужского населения. (Clark P., Slack P. English towns in transition. L.,1976. P.115). Среди фрименов были сильны различия в статусе и дифференциация по степени богатства.

Среди гильдий и компаний была своя элита, например, 12 больших ливрейных компаний в Лондоне, а в Йорке 13 больших цехов, которые имели по 2 члена в городском совете, и 15 малых цехов, имевших по 1 члену. Обычно торговые гильдии имели больший престиж, чем ремесленные. В XVI - XVII вв. ремесленные гильдии часто теряли единство в городском совете, т.к. экономические интересы их были слишком различны.

Существовала тесная взаимосвязь между социальной элитой города и села (через родственников, торговлю и ученичество). К 1600 г. джентри становятся всё более влиятельными в социальной жизни города. Эти связи усилились в XVII в.: во-первых, благодаря социальному признанию городских правителей, которые сами получали титул “джентльмена”, во-вторых, в силу растущего влияния интеллигенции, стремящейся жить подобно джентри, в-третьих, благодаря переселению джентри в город в конце XVII в.

С другой стороны, каналы, по которым можно было попасть в торговую элиту, например, в компанию купцов-авантюристов, стали в XVI в. очень узкими, в результате чего социальный престиж торговых занятий значительно возрос.

Имущественная состоятельность купцов Йорка, общая значительная численность их в городе, связи с внешним миром, соседними городами, Лондоном, позволили купеческой олигархии занимать ведущее политическое положение и удерживать в своих руках городское самоуправление Йорка. В результате за два с половиной века (1350 - 1600 гг., 250 сроков) должность мэра мерсеры занимали 36 раз, а купцы — 107 раз, т.е. более чем в два раза чаще представителей всех остальных специальностей и гильдий города. Все без исключения правители компании купцов-авантю­ристов, а их за 170 лет (1430 - 1600) сменилось 70 человек, занимали должность мэра, шерифа или казначея, либо все 3 в разное время, многие не один раз. (Петрова С.П. К вопросу о происхождении и составе Йоркской компании мерсеров и купцов-авантюристов// Вопросы всеобщей истории. Красноярск, 1973. Вып. 4. С.47).  Соотношение между купцами и ремесленниками на должности мэра было 1,1:1, а среди шерифов города соотношение было 1:2, т.е. ремесленников было больше. (Петрова С.П. Социальный состав магистрата Йорка в XIV-XVI вв.// Средневековый город. Саратов, 1975. Вып. 3. С. 103,105).  Должность казначеев становится убыточной, поскольку они часто были вынуждены покрывать дефицит городского бюджета из собственных карманов. Отсюда падает интерес к этой должности, особенно среди состоятельных людей. Расходы, связанные с несением городских должностей, также явились одной из причин усиления олигархии, ибо дорогая и неоплачиваемая общественная служба не могла держаться на мелких торговцах и ремесленниках, но только на богатой торгово-ремесленной элите города.

Это положение ещё раз подтверждается тем фактом, что в городском совете Йорка преобладали купцы. Особенно много было их в Совете “12-ти” - в 4 раза больше, чем ремесленников. Если в предшествующие столетия среди представителей различных городских профессий не чувствуется выделения какой-либо группы, кроме купцов, которая более или менее регулярно поставляла кандидатов в мэры, то со второй половины XVI в. такая соперничающая с купцами, хотя и очень слабая группа намечается. Это содержатели гостиниц (innholders) с 1550 по 1600 г. 15 мэрам купцам противостояли 6 мэров- хозяев гостиниц (Петрова С.П. Социальный состав … С.102). В конце XVI в. гильдии очень жёстко регулировались городскими властями и в результате стали органами городского административного аппарата. В частности, законодательство о бедных вело к появлению новых приходских чиновников в Йорке и Беверли, которые находились под контролем олигархии (Report on the manuscripts of the corporation of Beverley. L.,1900. P. 173,181,182).

В течение XVII в. в Йорке продолжала господствовать олигархия. С 1603 г. по 1701 г. был избран 101 мэр, из них 78 были торговцами; из 29 олдерменов, выбранных в 1603/44 гг. 18 тоже были купцами. В 1603 г. 6 купцов были олдерменами. Олдермены избирались, как видим, из узкого торгово-промышленного круга. Кандидаты в олдермены были в основном из Совета “24-х” и из экс-шерифов. Из 167 шерифов, выбранных в 1603/85 гг., 81 были купцами (A History of Yorkshire. L.,1961. P.179-180). Таким образом, можно констатировать, что высшие муниципальные должности в большинстве своем занимали представители торговой олигархии.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке