© Автор: Евсеев В.А.
The article refers to the formation of the city self-government institutions and its major officers operation using the medieval city Exeter as an example.
The highest official in the city was the mayor who performed administrative and judicial functions. However his power was limited by the city council. Bailiff and later on sheriff presented the Crown's interests in the city. They performed administrative and judicial functions on behalf of the Crown.
City form of government formed in Exeter during almost 500 years. The city council began to choose mayor and other officials. Administrative and judicial functions were in their authority. The right to the lower civil justice became almost independent from the will of the seignior, i.e. the King.
This liberation was gradual. It was not advantageous for the King to give the independence to the city for he had pecuniary gain from various taxes and had support of his power from the local municipal officials.
Изучение различных аспектов истории средневекового города, этого важнейшего фактора, определившего цивилизационное своеобразие Западной Европы, выступает одним из приоритетных направлений медиевистики, особенно в контексте современных исследовательских направлений.
Проблематика истории английского города эпохи Средневековья и раннего Нового времени является предметом неослабевающего внимания как со стороны отечественной, так и англоязычной историографии[1].
Муниципальное самоуправление явилось важным фактором для развития средневековых городов. Особый научный интерес представляет развитие муниципальной самоуправления в Англии в эпоху Средневековья и раннего Нового времени. В этот период возрастает экономическая и политическая роль города, в отдельных отраслях экономики которого возникают новые капиталистические формы производства, идет рост самосознания горожан, а также завершается процесс становления основных органов муниципальной власти. Несомненно, что с социально-экономическим, политическим развитием самих городов и усложнением городской жизни происходили определенные изменения и в их муниципальном управлении. В этой связи исследование проблемы становления и функционирования муниципальной власти в Англии в данный период является актуальной и интересной темой.
Данная проблематика уже затрагивалась в отечественной литературе. Конкретно вопросы становления и функционирования муниципальных органов власти в средневековой Англии получили рассмотрение в ряде отечественных исследований. Вопросы становления муниципального самоуправления в английских городах XIII–XIV веков как светских, так и духовных представлены в статьях А. А. Кирилловой[2]. В работах Л. Н. Черновой исследованы место и роль городской общины в самоуправлении Лондона XIV–XVI века, структура муниципальной власти Лондона и частично функции городских олдерменов[3]. Более ранний период становления самоуправления в Лондоне исследован в статье О. В. Яблонской[4]. Автор рассмотрела вопрос о доступе горожан в городские органы власти, показала круг обязанностей олдерменов. Интересная информация по складыванию муниципальных органов управления Ковентри в XII–XIV веках представлена в исследовании А. А. Макарова[5]. Автор изучил обязанности ряда городских и королевских чиновников, действующих в городе – бейлифов, коронеров, мэра.
Статья Т. В. Мосолкиной[6] носит обобщающий характер. В ней автор показала основные этапы развития муниципального управления с XII века до второй половины XIX века. В работе приведены данные по структуре муниципальной власти в средневековой Англии и частично функциям ряда чиновников (шерифа, бейлифа), хотя базируются выводы автора в большей мере на данных по средневековому Бристолю.
В диссертации Гусевой М. А. «Становление муниципального самоуправления в английских городах в XIV–XV вв.»[7] рассматривается структура муниципальной власти в двух светских и двух церковных городах среднего размера. Автор выявляет функции городских, королевских и монастырских чиновников в этих городах.
Однако следует заметить, что становление муниципального самоуправления имело свою специфику почти во всех английских средневековых городах.
В нашей статье мы обратимся к формированию городского самоуправления и функционирования его основных должностных лиц на примере средневекового Эксетера.
Эксетер располагался на Юго-Западе Англии в 10 милях от побережья, на левом берегу реки Экс. Начало существования Эксетера относят к первым векам н. э. на основании найденных в нем остатков римских стен. В раннее средневековье на месте города существовал замок, который неоднократно подвергался набегам скандинавов. В середине XI в. замок стал резиденцией епископа Девонширского, что подняло политическую роль Эксетера на юго-западе страны.
В XII в. наиболее значительные города в Англии начинают приобретать первые муниципальные привилегии. Одну из первых таких хартий на право беспошлинной торговли получил Лондон в 1135 г. Подобные же привилегии получают и ряд других английских городов во второй половине XII в.
В течение XIII в. город постепенно приобретает различные муниципальные привилегии. Эксетер находился во владении короля и все привилегии получал от лица королевской власти.
Одна из самых ранних хартий Эксетеру была дана Генрихом II. которая признавала горожанами свободу от так называемой уплаты части зерна на помол, налога на меры (различные для всех товаров), платы за проезд и всех других таможенных пошлин. «Henry II, declaring the citizents of Exeter and their merchandize to be free from toll, lastage, passage and all other custom.»[8]. Таким образом, город приобретал некую экономическую свободу, и купцы города уже могли беспрепятственно торговать во всех частях страны. Последующие короли Ричард I и Иоанн Безземельный подтверждают эти привилегии. «Richard I grants to the Burgesses of Exeter that they shall be quit of toll, passage, lastage and all other customs». «King John repeats previous grant»[9].
Одна из самых значимых хартий для Эксетера появляется в 1259 г. Она была дана от имени Генриха III. Король отдавал город Эксетер в наследственное пользование его горожанам навсегда. «Henry III grants to the citizens that they and their heirs shall hold the city of Exeter in fee-farm for ever…»[10]. В ней же впервые упоминается мэр и бейлиф (это представитель короля, осуществляющий административную и судебную власть в городе). И все последующие хартии уже будут адресоваться не горожанам, а мэру, бейлифу и горожанам[11]. Таким образом, город приобретает местную административную власть, которая должна была следить за делами в городе. Да и люди на местах были более знакомы с жизнью города, чем в центре, хотя королевский представитель в городе присутствовал.
При Эдуарде I в хартии от 1300 г. говориться, что горожане освобождаются от местного сбора на строительство или ремонт городской стены и налога на мощение улиц и дорог[12].
При Эдуарде II в 1320 г. город получает право городского суда. «Все дела, касающиеся арендованных земель, посягательств на нее, заключение сделок с землей и др., которые возникают в самом городе или на окраинах должны будут сначала призваны в суд (т.е. суды присяжных или выездные суды присяжных), до того как они поступят в распоряжение мэра и бейлифа»[13], т.е. поземельные споры теперь решались городским судом. Однако стоила эта привилегия городу 100 марок.
Эта хартия очень важна для становления городского самоуправления, ибо произошло разделение властей. Наряду с административной появляется и судебная. Суды присяжных – это местные суды низшей инстанции, занимающиеся гражданскими делами, исполняющие также нотариальные функции среди местного населения. В данном документе есть приписка о том, что дела из этих судов затем поступали в распоряжение мэра и бейлифа. По все видимости для окончательного утверждения. Уголовным же делами занимался королевский суд.
Эдуард II пожаловал ещё одну привилегию Эксетеру. Горожане освобождались от налога с якорей и портового (или причального) налога[14]. Эта привилегия экономического характера и имеет отношение к заморской торговле.
Обычно за предоставление привилегий английские города в средние века платили королю определенную сумму денег – фирму. Однако в нашем источник о фирме по отношению к Эксетеру упоминается только в документе от 1365 г. В нем приведена заверенная копия документа из суда по делам казначейства, в котором говорится, что часть фирмы платилась приору в Лондоне, а остальная часть графу Корнуоллу. О ее размерах ничего не сообщается[15].
Хартия, полученная Эксетером в 1509 г., предоставляла право городу выбирать мэра, бейлифа, барристеров высшего ранга (высшее звание адвоката) и других должностных лиц города каждый год. К этому документу также прилагается список с именами мэра и 23 из 24 членов из городского совета[16]. Эти должности становились выборными, и выбирал их городской совет, который состоял из 24 человек.
В 1535 г. Генрих VIII признает права мэра, рикордера (судья с юрисдикцией по гражданским делам в городе), ольдермена (член городского совета) в качестве мировых судей[17]. В 1537 г. Эксетер получает статус графства. «Henry VIII confirms all previous charters and makes the city of Exeter a county per se, re et nominee»[18]. Это означает, что Эксетер стал экономическим, административным, духовно-религиозным центром в юго-западном регионе. Присвоение статуса графства – это максимальный уровень административной автономии[19]. До этого только 5 городов имели титул графства – это Лондон, Бристоль, Йорк, Ньюкасл и Норидж[20]. В 1540 г. уже окончательно устанавливаются границы графства города Эксетера.[21]. В 1550 г. Эдуард VI к владениям Эксетера дарует еще манор острова Экс, в награду за то, что горожане проявили мужество и верность королю в защите города против мятежников[22]. В данном случае говорится о мятеже 1549 г., который был направлен против огораживания, а поводом послужил начавшийся переход к новой религии. Восставшие осадили город, но захватить его не удалось, т.к. горожане не поддержали народное выступление, а воевали на стороне королевских войск. Этот славный поступок был оценен королем[23].
При Елизавете I появляются несколько новых функции городского правительства. Например, хартия 1561 г. носит название Хартия к сиротам. В ней говорится, что город обязывается опекать земли и имущество сирот[24].
С конца 40-х годов XVI в. королевская власть из чисто полицейских соображений берет в свои руки разработку системы призрения бедняков. Иными словами, государство оказалось вынужденным признать неизбежность нищенства. Уже при Марии Тюдор разрешалось просить милостыню нищим, имеющие особые свидетельства. Но лишь статут Елизаветы I 1563 г. положил начало принудительному взысканию пожертвований на содержание бедных[25].
Последующие короли в основном подтверждают все предыдущие права[26], только при Георге III есть хартия, в которой он уточняет регулирование проведения сессий мирового судьи в городе. Это последняя хартия, упомянутая в источнике, датируется 1770 г.[27]
Городская хартия – это своего рода конституция для горожан, которая давала им законодательное право на создание органов городского самоуправления. В средневековом Эксетере так же постепенно происходит формирование административного аппарата муниципального самоуправления.
Высшие должностные лица Эксетера – мэр и бейлиф впервые упоминаются в хартии Генриха III от 1259 г.[28]
В 1346 г. Эдуардом III были изданы муниципальные постановления о начале действия и инструкцию работы городского совета, который в свою очередь сокращал власть и функции мэра города. В них оговаривалась вся процедура выборов мэра.
Мэром может стать человек, который постоянно живет в этом городе, на данный момент не занимает никакую высшую должность, имеет доход не менее 100 шиллингов, и который обладает необходимыми качествами для этого поста[29]. Таким образом, можно отметить, что мэр должен быть состоятельным человеком. Он оставался на посту только один год и не мог быть переизбран. Однако не всегда этому правилу следовали. Например, Томас Калеводелей был мэром 3 раза в 1467, 1480, 1486 гг.[30]
Хартия 1509 г. предоставляла право горожанам Эксетера выбирать мэра, бейлифа, барристера высшего ранга (высшее звание адвоката) и других должностных лиц города ежегодно. К этому документу также прилагался список с именами мэра и 23 из 24 человек из городского совета[31].
Мэра выбирал городской совет вначале из двенадцати человек, а затем его состав был расширен до двадцати четырех человек. Совет состоял из купцов и ремесленников[32]. Выборщики должны были произнести клятву в том, что они выберут подходящего человека на этот пост.
После того, как «старый» мэр низложит свои полномочия, ему назначают выходное пособие на его содержание. В этом документе говорится, что сумма составляет 60 шиллингов. Для сравнения пособие бейлифа также составляло 60 шиллингов[33].
Если мэр и бейлиф выполняли свои дела плохо, халатно, то их могли лишить этого самого пособия на содержание, положенное после ухода со своего поста. Эти высшие городские чиновники руководили делами судебных исполнителей, которые взимали денежные сборы. Поэтому в день выборов была процедура проведения ревизии в делах судебных исполнителей[34].
В функции мэра и бейлифа также входила обязанность руководить и надзирать за рынком, арестовывать правонарушителей по торговым делам. Например, могли арестовать моряка, который продает свою рыбу по завышенным ценам; арестовывались иностранцы, которые торговали в неположенном месте, в неположенное время и без разрешения местных властей[35]. Этих правонарушителей не должны выпускать до тех пор, пока не будет принято какое-либо решение мэра и городского совета[36]. Таким образом, мы можем констатировать, что одной из важнейших функций высших городских чиновников было регулирование торговли, т.е. экономическое администрирование.
Мэр занимался также и социальными вопросами, в частности, проблемой сирот и бедных. Есть несколько документов, в которых говорится, что для поддержания их существования необходимо давать им образование и работу[37]. Об этом же повествует хартия 1561г., которая носит название Хартия к сиротам. В ней говорится, что город обязывается опекать земли и имущество сирот[38]. В 1563 г. Елизавета принуждает взыскивать пожертвования на содержание бедных[39].
В это время в стране был тяжелейший кризис в промышленности и сельском хозяйстве. Англия теряла рынки сбыта тканей, сокращалось текстильное производство, цены на продукты росли, но росло и население государства, а также по всей стране шел процесс огораживания. Население из деревень стало перебираться в город. Все это приводило к безработице, снижению заработной платы, бродяжничеству. Размеры бродяжничества были очень велики. В одном Лондоне при Елизавете I их было более 50 тыс. (при 200 тыс. жителей). Основную массу бродяг составляли экспроприированные крестьяне, но их ряды постоянно пополнялись в результате закрытия монастырей и секуляризации, а также в результате роспуска сеньорами феодальных свит. В акте 1536 г. впервые встречается попытка задержать рост бродяжничества и нищенства путем предоставления заработка к работе беднякам, но приискивать работу для бедных должны были городские и приходские власти[40]. И, именно, Хартия к сиротам и последующие подобные акты перекладывали обязанности за содержания бедных и сирот с центральной власти на местную. Тем самым освобождая себя от ответственности за судьбы этих людей.
Закон 1576 г. предписывал отрывать в каждом графстве два-три работных дома, которые назывались исправительными, и снабжали их всем необходимым для работы. В них помещали работоспособных нищих и бродяг, подвергшихся наказанию. Средства на содержание работных домов доставлялись налогом в пользу бедных[41]. В это время в Эксетере так же открывается Сиротский дом, т.к. сообщается о толпах бездомных детей, слоняющихся без дела на улицах[42]. Мэр издает указ о предоставлении бесплатного начального образования сиротам[43].
Еще одной из функций мэра – это следить за внешним видом города, за его коммуникациями. В источнике говорится о мощении улиц и дорог, ремонте мостов и т.п. Это, например, постановление мэра о необходимости сделать в городской стене проем для вывода дождевой воды[44], т.е. мэр осуществлял общее руководство городом, следил за санитарным состоянием и благоустройством.
Одной из обязанностей мэра была административно-полицейская функция. Например, в некоторых документах говорится, что мэр обязан проверять и приводить к присяге местных жителей, которые уезжают в другие страны [45] и подозрительных людей, которые проезжают через Эксетер « Commission to the Mayor to administer the oath of supremacy and allegiance to suspected persons passing through Exeter»[46].
В 1627 г. немного изменяется процедура выборов мэра и бейлифа. Теперь они должны выбираться в первый понедельник сентября, а не в понедельник после дня св. Михаила. Мэр теперь одновременно может занимать пост мирового судьи (Justice of the Peace) во время срока своей службы и год после нее[47].
Другое высшее должностное лицо города бейлиф. Это представитель короля, осуществляющий административную и судебную власть. Во многих петициях, которые были адресованы именно королю, говорится, что их посылают мэр, бейлиф и горожане[48], а когда дела касаются местного уровня и вопросы в основном хозяйственного характера, и адресованные графам или епископу, то подписаны они только от имени мэра и горожан[49]. Можно предположить, что бейлифа назначал сам король. После 1509 г. должность бейлифа становилась выборной. По все видимости процедура выборов была такой же, как и выборы мэра. Основной функцией бейлифа было – следить за выполнением королевских законов и блюсти интересы короля на территории Эксетера. Кроме того, бейлиф совместно с мэром надзирал за рынком и благоустройством города.
Ещё одни чиновник высшего ранга – шериф. Это королевский чиновник, призванный защищать финансовые интересы короны, т.е. государства, а именно: собирать третью часть судебных штрафов в пользу короля, контролировать соблюдение королевских законов. Известно, что шериф появился у города в 1537 г., когда Эксетеру присвоили статус графства и на него возложили функции бейлифа. Однако о деятельности шерифа наш источник почти ничего не сообщает. Особенностью Эксетера было в то, что и тот, и другой чиновник существовали в городе одновременно.
Итак, высшим должностным лицом в городе был мэр, который выполнял административные и судебные функции, будучи мировым судьей. Однако его власть была ограничена городским советом. Бейлиф, а впоследствии шериф, представляли интересы короны в городе. Они осуществляли административно-судебные функции от лица королевской власти.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на протяжении почти полтысячи лет в Эксетере происходило формирование органов муниципального самоуправления. Мэр и городские должностные лица стали выбираться городским советом. В их ведении были административная и судебная функции. Право на низшее гражданское судопроизводство стало практически независимым от воли сеньора, т.е. короля.
Освобождение это шло постепенно. Королю было не выгодно полностью дать независимость городу, ибо получал с него денежные доходы в виде различных налогов и имел поддержку своей власти на местах от муниципальных чиновников.
Несмотря на расширение городских привилегий, административная свобода, полученная английскими городами, была очень ограниченной по сравнению с континентальными городами. Английские города не были полностью избавлены от вмешательства короны в их внутренние дела.
[1] См. обзор современной отечественной и англоязычной историографии: Евсеев В.А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995. С..3–15; Чернова Л.Н. Правящая элита Лондона XIV–XV веков. Саратов, 2005. С..5–55.
[2] Кириллова А.А. Городское самоуправление в английских городах XIII в. // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1957. Т. 104. С. 45–65.
[3] Чернова Л. Н. Правящая элита Лондона… . Она же. Место и роль городской общины в самоуправлении Лондона XIV–XVI вв. // История, Общество, Личность. Ч. II. Саратов, 1998; Она же. Средневековый Лондон и его олдермены XIV–XVI вв. // Завещания, договоры, описи имущества. Саратов, 1998
[4] Яблонская О. В. Развитие лондонского городского самоуправления // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Межвузовский сборник научных трудов. АГПИ. Арзамас, 2004. Вып. 3
[5] Макаров А. А. Складывание городских органов управления в Ковентри в XII –XIV вв. // Средневековый город. Саратов, 2002. Вып. 15
[6] Мосолкина Т.В. Традиции самоуправления в городах Англии. // Средние века. М., 2000. Вып. 63
[7] Гусева М.А. Становление муниципального самоуправления в английских городах в XIV–XV вв. Иваново, 2005.
[8] Reports of the records of the city Exseter. London, 1916. p. 2
[9] Ibidem.
[10] Ibidem.
[11] Ibidem.
[12] Ibid. p.3
[13] Ibidem.
[14] Ibidem.
[15] Ibid p.4
[16] Ibid p.5
[17] Ibidem.
[18] Ibidem.
[19] Репина Л.П. Английский средневековый город.// Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1. - М., 1999. с. 96.
[20] Евсеев В.А. Английский город в Тюдоровскую… с. 7.
[21] Reports of the records… p. .5
[22] Ibid p. 6
[23] Ibid p. 202
[24] Ibid р. 6
[25] Штокмар В.В. История Англии в средние века. СПб,, 2001. с. 139
[26] Reports of the records … р. 6–7
[27] Ibid. p. 7
[28] Ibid. p.2
[29] Ibid. p. 388
[30] Ibid. p. 44
[31] Ibid. p. 5
[32] Ibid. p. 388
[33] Ibid. p. 385
[34] Ibid. p. 383
[35] Ibid. p.384
[36] Ibid. p. 384
[37] Ibid. p. 325–326
[38] Ibid p. 6
[39] Ibidem.
[40] Штокмар В.В. Указ. Соч. с.153
[41]Там же. с.139
[42] Reports of the records… p. xi
[43] Ibid. p.325
[44] Ibid. р.401
[45] Ibid. p.10
[46] Ibid. p.13
[47] Ibid. p. 69
[48] Ibid. p. 390
[49] Ibid. p. 401