© Автор: Евсеев В.А.
История перехода английского общества от феодализма к капитализму предполагает рассмотрение широкого круга вопросов. Один из них — социально-экономическое развитие городов XVI - XVII вв. на рубеже средневековья и нового времени.
Период с XVI по XVII вв. был чрезвычайно сложен для английских городов. Эта переходная эпоха оказала огромное влияние на всю их последующую историю, т.к. в это время происходило разложение старых (феодальных) отношений и возникновение новых (капиталистических). Эти решающие факторы привели к значительным изменениям во всех сферах городской жизни — от экономики до идеологии, что означало новый этап в развитии городов, который нашёл своё отражение в обширной литературе, опубликованной историками за последние десятилетия[1].
Перед английским обществом XVI - XVII вв. стоял ряд важных проблем. Упадок экономики в старых корпоративных городах, особенно в первой половине XVI в. был одной из них, это было связано с дальнейшим замыканием цехов, ужесточением муниципальной и цеховой регламентации, конкуренцией сельского ремесла. В то же время, наряду со старыми корпоративными городами возникали новые, где не было цехового и муниципального регулирования, и где развивались новые центры промышленности уже на капиталистических началах, организованные в виде рассеянной и централизованной мануфактуры.
В городской иерархии в Восточной Англии после Нориджа стояли четыре старых корпоративных города — Кингс Линн и Ярмут в Норфолке, Ипсуич и Бери Сент Эдмундс в Суффолке. Все они были важными центрами в своих графствах. Первые три являлись также крупными портами, через которые шел вывоз продукции региона и ввоз товаров из других стран и районов Англии. Эти города обычно входили в первую десятку по богатству и населению среди провинциальных английских городов XVI—XVII вв., т.е. стояли непосредственно после городов-графств, занимавшие первые пять мест[2]. Их население росло в этот период такими же темпами, как и в Норидже, т.е. в течение XVI в. оно почти удвоилось.
Таблица 1.
Население некоторых городов Восточной Англии в XVI - XVII вв.[3]
|
Годы |
||||||||||||
|
1524 |
1603 |
1670 |
||||||||||
Города |
Население (абс.) |
Изменение населения |
Население(абс.) |
Изменение населения |
Население(абс.) |
Общее изменение (в %) |
|||||||
Норидж |
8 000 |
|
+37 |
|
15 000 |
|
+81 |
|
20 000 |
|
+150 |
|
|
Кингс Линн |
4 500 |
|
+33 |
|
8 000 |
|
+50 |
|
9 000 |
|
+100 |
|
|
Ярмут |
4 000 |
|
+37 |
|
8 000 |
|
+81 |
|
10 000 |
|
+150 |
|
|
Бери Сент Эдмундс |
3 550 |
|
+26 |
|
4 500 |
|
+37 |
|
6 200 |
|
+74 |
|
|
Ипсуич |
3 100 |
|
+61 |
|
5 000 |
|
+58 |
|
7 900 |
|
+154 |
|
|
Уэймондхет |
1 450 |
|
+10 |
|
1 600 |
|
+93 |
|
3 100 |
|
+113 |
|
|
Хадлейх |
1 500 |
|
+16 |
|
1 750 |
|
+20 |
|
2 100 |
|
+40 |
|
|
Биклес |
1 200 |
|
-8 |
|
1 100 |
|
+59 |
|
1 750 |
|
+45 |
|
|
Садбери |
1 200 |
|
+12 |
|
1 350 |
|
+48 |
|
2 000 |
|
+66 |
|
|
Дунвич |
1 150 |
|
-26 |
|
850 |
|
-64 |
|
300 |
|
-73 |
|
|
Литл Уолсингем |
1 100 |
|
-27 |
|
800 |
|
+6 |
|
850 |
|
-22 |
|
|
Кингс Линн вырос с 4,5 до 8 тысяч жителей, Ярмут — с 4 до 8 тысяч, Ипсуич — с 3,1 до 5 тысяч, и только население Бери Сент Эдмундса росло более медленными темпами, увеличившись всего на 27 % (с 3,5 до 4,5 тысяч человек), судя по таблице 1. Разрыв в населении между этими городами и их провинциальной столицей увеличился с 3,5 тысяч в начале XVI в. до 7 тысяч человек в начале XVII в. Экономическое и социальное развитие этих городов было более ограниченным, чем у Нориджа, который, например, притягивал учеников со всего региона, особенно в радиусе 30 миль и даже из более отдалённых графств — Йоркшира, Уэстморленда и Камберленда, дававших примерно 5 % всех учеников[4]. Подобная картина была отмечена нами и в Бристоле, тогда как Ярмут и Ипсуич привлекали учеников из своей округи радиусом в 15 миль[5]. Все эти города имели значительное количество разных специальностей, которых, по подсчётам Дж. Пэттена, в XVI - первой половине XVII в. было от 77 в Ярмуте до 101 в Кингс Линне[6].
Эти города были также известными центрами торговли, промышленности и рыболовства. Кингс Линн стоял в центре огромной речной системы, проникавшей в Восточную и Центральную Англию, по которой шла торговля зерном. Ярмут являлся центром судостроения и рыболовства, а с начала XVII в. стал принимать участие в углеторговле Ньюкасла. Ипсуич в XVI в. занимал значительное место в экспорте сукна, хотя в XVII в. его экономическое развитие пострадало от упадка старого сукноделия, сосредоточенного на границе Суффолка и Эссекса. С начала XVII в. он стал также иметь большое значение в снабжении Лондона продуктами, в первую очередь маслом и сыром. В отличие от портовых городов, Бери Сент Эдмундс не имел заметного промышленного уклона, но зато был конкурентом Ипсуича в Суффолке как административный, социальный и тем более религиозный центр.
В начале XVI в. эти города, как и многие другие провинциальные центры их ранга, испытывали экономическую стагнацию. Ярмут имел трудности с заиливанием его гавани в XVI в., а на Ипсуич воздействовали колебания морской торговли. Бери Сент Эдмундс в значительной степени пострадал от Реформации как крупный религиозный центр паломничества, ибо было закрыто его огромное аббатство, а оно давало работу специалистам 40 ремесел (от портного до паяльщика)[7].
В качестве типичного примера развития городов этого класса в Восточной Англии XVI — XVII вв. рассмотрим историю Ипсуича. Уже в XIII в. это был крупный порт, куда поставляли вино из Бордо, лес, железо, кожи из Гамбурга, шелк из Италии. В XIV в. с развитием сукноделия Ипсуич стал вывозить не только шерсть и шкуры, но и сукно. В XV в. купцы города стали посылать свои суда к Исландии за рыбой. В эти века город был больше посредником в торговле между европейскими купцами и производителями из внутренних районов Суффолка, чем центром промышленности[8].
В XVI — XVII вв. богатые сукноделы Суффолка давали кредиты купцам Ипсуича, которые торговали сукном от Испании до России. К началу XVI в. сукноторговля города достигает своего зенита, а разбогатевшие купцы начинают перестраивать свои дома[9].
К началу XVII в. в Ипсуиче была комплексная экономика без особого преобладания каких-либо отраслей. Об этом говорит структура занятости населения города в первой половине XVII в. (См. таблицу 2.). Сукноделы (12 %) и текстильщики (10,2 %) вместе давали 22 %, моряки — 18 %, кожевники — 15 %, металлисты — 8,4 %, торговцы и транспортники — 7,1 %, продовольственные ремесленники — 6,8 %, строители — 5,4 %. Наличие большого количества моряков и кораблестроителей говорит о значимости Ипсуича в морских перевозках. Его корабли плавали в Испанию, Францию, Нидерланды и Балтийские страны. Поэтому судовладельцы, кораблестроители, моряки и связанные с ними ремесленники были, конечно, наиболее важны для экономики города в XVII в. В регистре учеников города в XVII в. записан 381 человек. Из них 203 были отмечены у моряков и 49 у кораблестроителей[10], что говорит о важности мореплавания для Ипсуича. Тоннаж флота города с 1582 по 1702 г. увеличился более чем в 6 раз, выдвинув Ипсуич на 3-е место после Лондона и Бристоля и обогнав Ньюкасл и Ярмут[11]. В 1582 г. тоннаж кораблей Лондона был больше тоннажа Ипсуича в 6,5 раз, а в 1702 г. в 12 раз.
Таблица 2.
Структура занятости населения Ипсуича в XVII в.[12]
|
|
По годам в % |
|
|||
Виды занятий |
1603/60 |
1661 |
1662/1714 |
|||
Моряки |
|
18,3 |
|
15,6 |
|
11,7 |
Торговля и транспорт |
|
7,1 |
|
11,3 |
|
8,8 |
Текстильщики |
|
10,4 |
|
8,2 |
|
2,4 |
Сукноделы |
|
11,8 |
|
5,4 |
|
4,1 |
Кожевники |
|
15,2 |
|
12,2 |
|
12,2 |
Металлисты |
|
8,4 |
|
5,7 |
|
6,2 |
Деревообработка |
|
3,4 |
|
2,3 |
|
2,8 |
Строители |
|
5,4 |
|
4,5 |
|
5,7 |
Продовольственные |
|
6,8 |
|
7,9 |
|
14,1 |
Интеллигенция |
|
3,6 |
|
2,8 |
|
5,2 |
Слуги |
|
0,3 |
|
0,9 |
|
0,8 |
Джентри |
|
1,9 |
|
13,6 |
|
6,5 |
Остальные (различные) |
|
7,4 |
|
9,6 |
|
20,7 |
Общее количество (абс.) |
|
1007 |
|
353 |
|
1096 |
В начале XVII в. Ипсуич играл ведущую роль в углеторговле между Ньюкаслом и Лондоном. Он имел флот в 50 с лишним угольщиков грузоподъёмностью от 200 до 300 тонн, и каждый из них делал по 6 рейсов в год[13]. Ипсуич являлся также одним из главных торговых центров Восточной Англии по вывозу продукции текстильной промышленности из Суффолка. Сукноторговля находилась в основном в руках Восточной компании, которая монополизировала рынок Балтийских стран, а среди её членов были и купцы Ипсуича. Таким образом, благосостояние купцов, судовладельцев и шкиперов города в значительной степени зависело от процветания сельской текстильной промышленности Суффолка, которая к этому времени стала разрушаться с двух сторон. Во-первых, это внутренняя конкуренция между старым сукноделием, преобладавшим в течение почти всего XVI в. и выпускавшим тяжёлые виды сукна, частично окрашенного и новым сукноделием, которое вырабатывало более дешёвые, лёгкие, различные по текстуре и цвету ткани. Эти виды сукна стали очень популярны в Англии и на континенте. Их экспорт увеличился в 5 раз с 1600 по 1640 г.[14] От такой конкуренции старое сукноделие Суффолка очень пострадало. После 1600 г. длинные сукна почти полностью исчезли из экспорта. Во-вторых, это внешний фактор, ибо процветание текстильной промышленности Восточной Англии в основном базировалось на экспорте её продукции и благоприятных условиях на заморских рынках. Тридцатилетняя война, порча польской и германской монеты принесли хаос на рынки Балтики. В 1622 г. сукноделы Суффолка потеряли более 30 тыс. фунтов из-за банкротства купцов Ипсуича[15], т.к. сукно оказалось непроданным. Например, Восточная компания в 1626 г. экспортировала из Ипсуича 3340 кусков сукна, а в 1627 г. только 728 кусков[16]. В результате этого для города наступил почти полный упадок торговли текстилём на Балтике. В частности, это отразилось на падении доходов от пошлин на сукно[17].
Таблица 3. Каботажные перевозки масла и сыра в Лондон в 1687/88 гг.[18]
|
Сдвиги в местной промышленности в середине XVII в. привели к изменению направления и форм торговой активности судовладельцев и купцов Ипсуича. Посредническая углеторговля перешла в Ярмут и растущие северные порты — Сандерленд и Уитби, а экспорт тканей в Балтийские страны почти исчез. Но эти изменения не означали упадка морского транспорта, который теперь почти полностью стал использоваться для каботажной торговли. В конце XVII в. Ипсуич превратился в важного экспортёра сельскохозяйственной продукции в Лондон, т.к. бурный рост его населения поднял спрос на продовольствие и стимулировал его вывоз из других регионов, в том числе и из Восточной Англии. В итоге судовладельцы и шкиперы Ипсуича получили новое направление их деятельности вместо пришедших в упадок старых[19]. в XVII в. сыр, масло и зерно шли из Суффолка в Лондон. На долю Суффолка приходилось почти 1/4 ввозимого в Лондон масла и сыра (см. таблицу 3). В то же время порт продолжал выполнять роль регионального центра, импортируя широкий круг товаров и затем распределяя их по внутренним районам графства. Таким образом, мы видим, что каботажные плавания стали преобладающими в морской торговле горда.
Таблица 4. Имущественная структура в Ипсуиче по инвентариям в 1583 - 1714 гг.[20]
|
В Ипсуиче всегда было много моряков, но они редко занимали посты в управлении городом. Они различались по имущественному положению: от простого бедного матроса до богатого судовладельца. Другие ремесленники тоже были тесно связаны с морским флотом — это кораблестроители, канатчики, изготовители парусов и такелажа. В начале XVII в. Ипсуич являлся вторым по важности центром судостроения в стране. Торговцы в городе также имели различия между собой. Одни торговали оптом, а другие в розницу. К последним можно присоединить возчиков, которые занимались исключительно перевозкой грузов. К оптовикам относились купцы, занятые в заморской торговле, в основном на Балтике. Они занимали ведущее положение в политике и экономике города в начале XVII в. Некоторые из этих купцов были очень богаты (См. таблицу 4). Упадок Балтийского направления торговли Ипсуича подорвал основу их политической власти, и после 1660 г. правящая группа стала более разнородной[21]. Тем более что в Ипсуиче не существовало компаний купцов-авантюристов, которые были в региональных столицах и укрепляли их правящую элиту.
Следующая группа городов Восточной Англии — это многочисленные рыночные центры, которых насчитывалось в регионе более 40. Их население колебалось от 500 до 1500 человек. В этих городках был рынок, который работал один или два раза в неделю, а в некоторых из них проходили и ярмарки. Почти все рыночные местечки имели текстильные специальности ткачей и портных[22], т.е. значительная часть населения была занята в ведущей отрасли промышленности региона — сукноделии. Некоторые городки на западе Суффолка, например Хадлейх и Садбери, были в XVI в. известными центрами по производству старого и нового сукна[23], а Вудбридж — важным портом в прибрежной торговле графства. В регионе существовало около десятка таких крупных городков с населением в 1000 или чуть более жителей. В них имелся рынок и насчитывалось более двух десятков торгово-ремесленных занятий[24]. В основном это были наиболее распространённые специальности — ткачи, портные, плотники, башмачники и кожевники. Население рыночных городков росло, хотя и не такими большими темпами, как в крупных городах региона. Из 42 мелких городков, 12 удвоили свое население, а в 2 его сократили в течение XVI—XVII вв. За этот же период разрыв в количестве жителей между рыночными и корпоративными городами региона увеличился в два раза: с 1500 до 3000 человек, судя по таблице 1.
В первой половине XVII в. в рыночных городках появляются специальности, которые в XVI в. были только в крупных городах — это продуктовые ремесленники (пивовары, мясники, пекари), содержатели постоялых дворов, аптекари, различные торговцы. Что касается последних, то в формах торговли происходят важные сдвиги: быстро растёт количество различных лавой, не только в городах, но и в деревнях Восточной Англии[25]. Лавки стали появляться тогда, когда уровень ежедневного спроса уже не мог удовлетворяться еженедельным рынком и бродячими коробейниками, чей запас товаров был невелик и неразнообразен. Они открылись даже в деревнях. Лавки постепенно брали на себя функции рыночного местечка, где продавались товары галантереи и бакалеи. В то же время сырьё и продовольствие по-прежнему покупались и продавались на рынках. Улучшение транспортных возможностей в середине XVII в. способствовало укреплению регулярной торговли, усилению более крупных торговых центров, откуда распределялись товары, а это в свою очередь ослабляло позиции мелких рыночных городков в торговле. Кроме того, рыночные местечки, несли в себе деревенские черты, т.к. были тесно связаны с сельской округой через аграрные занятия самих жителей, местную промышленность и через манориальные формы управления. Все это вело к их постепенному упадку в середине XVII в.
Итак, в Тюдоровскую эпоху мы можем выделить некоторые специфические черты развития восточноанглийских городов. Во-первых, следует отметить, что процветание региона и его городов базировалось на успешном экономическом развитии в предшествующие века, а это в свою очередь способствовало тому, что в Восточной Англии оказалось больше всего крупных корпоративных городов. Кроме того, здесь располагались три важных морских порта в устьях рек, через которые шёл вывоз промышленной и сельскохозяйственной продукции региона и, соответственно, ввоз различных товаров и сырья из других стран и районов Англии.
Во-вторых, Норидж, как и другие провинциальные столицы, доминировал в городской иерархии Восточной Англии. По темпам роста населения Норидж также считался первым среди них.
В отношении средних корпоративных городов — Кингс Линна, Ярмута, Ипсуича и Бери Сент Эдмундса — можно сказать, что первые три являлись, являясь крупными морскими портами и, вывозя продукцию, сумели за счет этого сохранить в регионе свое экономическое значение и другие функции, присущие городам этого типа.
Ведущей отраслью промышленности в Восточной Англии являлось сукноделие, которое в значительной степени было разбросано по деревням и мелким городкам региона. Однако, в Восточной Англии, как и в Юго-Западной ни одно из рыночных местечек не превратилось в крупный промышленный город, как это произошло с селениями Уэст-Райдинга в Йоркшире, где находился третий центр сукноделия в стране. В последнем, вероятно, не было такой острой конкуренции между ними и сильного давления со стороны крупных городов, которых там было мало. В то же время Восточная и Юго-Западная Англия отличались наибольшей урбанизацией и плотностью населения, а поэтому в них не было таких благоприятных условий, как в Уэст-Райдинге. В результате этого в Восточной Англии, в рассматриваемый нами период, не возникли новые промышленные города. Дальнейшее экономическое развитие региона пошло по другому пути, нежели в остальных районах. С конца XVII в. Восточная Англия становится одним из главных поставщиков сельхозпродукции в бурно развивающийся Лондон. В XVIII в. основой для развития промышленности становятся полезные ископаемые, которых в Восточной Англии не было в отличии от других регионов. Поэтому эти восточноанглийские графства с XVIII в. больше ориентируются на аграрное производство, а промышленное развитие начинает отставать от хозяйственной жизни в Уэст-Райдинге и Западном Мидленде (на Севере и Западе страны), где оказались основные запасы минерального сырья.
[1] См. Евсеев В.А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995. С. 3-15,136-139.
[2] См. Hoskins W. Local History..L,1959. P. 176 - 177. Wrigley E.A. People, cities and wealth: The transformation of traditional society. Oxford - N.-Y., 1987. P.160-162.
[3] Таблица взята из: Patten J. English towns in 1500 - 1700. Folkestone, 1978. P. 251.
[4] Apprentice indentures at Norwich, 1510 - 1672. Norwich, 1959.
[5] Patten J. Patterns of migration and movements of labour to three East Anglia towns // Journal of historical geography. 1976. P. 111 - 129.
[6] Patten J. English towns in... P 251, 273.
[7] Ibid. P. 266.
[8] VCH of Suffolk. Vol. 1. P. 648 - 650; Redstone L.J. Ipswich through the ages. Ipswich, 1969. P. 31 - 32.
[9] Redstone L.J. Op. cit. P. 33.
[10] Reed M. . Economic structure and change in the 17-th century Ipswich // County towns in pre-industrial England. Leicester, 1981. P. 102.
[11] Davis R. The rise of English shipping industry in the 17-th - 18-th centuries. L. - N.-Y., 1962. P. 35.
[12] Таблица взята из: Reed M. Economic structure and change in the 17-th century Ipswich // County towns... P. 102.
[13] Nef J. The Rise of British Coal Industry. L., 1932. Vol. 1 - 2. Vol. I. P. 26.
[14] Reed M. IOp. cit. P. 104.
[15] Redstone L.J. Op. cit. P. 37.
[16] VCH of Suffolk... Vol. II. P . 268.
[17] См. Stephens W.B. The cloth export of the provincial ports, 1600 - 1640 // EcHR. 1969. Vol. 22. P. 228 - 243.
[18] Таблица взята из: Charters J.A.. Internal trade in England 1500 - 1700. L. - Basingstoke, 1977.P. 29.
[19] См.: Fisher F.J. The development of London food market. 1540 - 1640 // EcHR. 1954. Vol. 5. P .56; Wrigley E.A. A simple model of London’s importance in changing English society and economy. 1650 - 1750 // Past and present. 1967. Vol. 37. P. 44.
[20] Таблица взята из: Reed M. Op. cit. P. 116.
[21] Reed M. Op. cit. P. 106.
[22] Patten J. English towns... P. 254.
[23] VCH of Suffolk... Vol. 2. P. 267.
[24] Patten J. English towns... P. 251 - 254.
[25] Ibid. P. 278.