© Автор: Евсеев В.А.
В предлагаемом сюжете мы обратимся к одному из аспектов повседневной жизни - досугу английских горожан в тюдоровскую эпоху. В основном предметом нашего рассказа будет времяпрепровождение жителей столицы Англии - Лондона, ибо главным источником для нас послужит «Описание Лондона» Джона Стоу[1][1] - известного английского антиквара и бытописателя тюдоровской эпохи. В его труде есть специальный раздел, посвященный различным играм и увеселениям[2]. Не менее интересными источниками по данной проблеме являются литературные произведения той эпохи. Мы для этой цели использовали пьесы В. Шекспира[3], который был младшим современником Дж. Стоу. В работах В. Шекспира немало бытовых моментов, характерных для тюдоровской Англии, хотя автор нередко переносит их действия в другие страны и эпохи. Однако большинство бытовых подробностей в произведениях гениального драматурга взято из той реальной обстановки, в которой жил В. Шекспир, т.е. это был Лондон конца XVI столетия. Поэтому в его пьесах мы можем встретить описание развлечений, характерных для жителей городов той эпохи.
Развлечения жителей Лондона в тюдоровскую эпоху были самыми разнообразными. Естественно, что досуг каждый проводил по-своему, в зависимости от интересов, которые в значительной степени определялись полом, возрастом, социальными, имущественными, образовательными и иными факторами. Одним из самых распространённых и простых способов времяпрепровождения среди всех слоев горожан, не требовавших специальных знаний и умений, было потребление горячительных напитков. Ими увлекались повсеместно в течение всего дня. Дж. Стоу пишет: «мужчины всех профессий, званий, продавцы всех товаров, работники, собирались в различных местах, в основном на берегу Темзы, где они могли отведать вина как на стоящих у берегов кораблях, так и в тавернах»[4]. Схожее описание мы встречаем и у Фитцстивена - предшественника Стоу.[5] То, что питейные заведения были сосредоточены у реки, можно объяснить тем, что вино доставлялось в Лондон на кораблях из Франции, Испании и Португалии. Из местных напитков в основном потребляли эль и сидр. Во второй половине XVI в. количество пивных в Лондоне и по всей стране растёт, ибо эль был основным напитком для простонародья, особенно для нищих. Ф. Бродель отмечает, что потребление пива было широко распространено в европейских регионах, где не было виноградарства[6]. В пьесах В. Шекспира можно встретить много сцен, описывающих потребление вина в трактирах. Особенно ярко такие эпизоды даны автором на примере сэра Джона Фальстафа в «Генрихе IV»[7].
В Лондоне существовали поварские ряды, работавшие по сути дела круглосуточно. Дж. Стоу отмечает одну особенность этих поварских рядов. «Там можно было увидеть людей любого имени и дела: баронов, рыцарей, графов и других горожан, проходящих то туда, то сюда, рассматривая и покупая то, чего они хотят»[8]. Можно сказать, что хождение по этим рядам было одним из видов времяпрепровождения.
Ещё одним из наиболее простых видов досуга являлись прогулки к источникам с целебной и чистой водой, которые находились в северных пригородах Лондона. Дж. Стоу отмечал, что их чаще всего посещают учащиеся и молодые люди, когда летними вечерами выходят пройтись и подышать свежим воздухом [9].
Другие виды досуга требовали больше затрат физических, умственных и материальных. Наиболее разнообразны были развлечения у молодёжи. Это вполне естественно, ибо её энергии и выдумки хватало на многие мероприятия. Учащиеся грамматических школ, которые появились во многих пригородах Лондона в тюдоровскую эпоху, устраивали творческие соревнования, которые могли проходить во дворе школы или в церковных дворах. Мальчики различных школ сочиняли стихи, эпиграммы, головоломки. Во время этих встреч они соревновались в риторике, эрудиции, пользовались софизмами, различными речевыми уловками, проявляли знание логики. Дж. Стоу вспоминает, что он в дни своей юности сам видел, как ученики школ при соборах св. Павла в Лондоне, св. Петра в Вестминстере, при госпиталях св. Томаса и св. Антония собирались в церковном дворе св. Бартоломея в Смитфилде, где, сидя на скамейках или прохаживаясь под деревьями, задавали друг другу вопросы, а по окончании соревнований лучших риториков награждали[10]. Генрих VIII, проводя Реформацию, запретил диспуты в соборе св. Бартоломея[11]. Позднее, в конце XVI в., были организованы публичные чтения на улице Найтрайд, которые проводились дважды в неделю по средам и пятницам. Дж. Стоу отмечает, что на этих чтениях выступали известные лондонские лекторы и доступ на них был открыт для всех[12].
Однако энергии у мальчиков и подростков было гораздо больше, и они её тратили далеко не всю на чисто интеллектуальные упражнения. Если, например, встречались школьники собора св. Петра со сверстниками школы собора св. Антония, то первые могли назвать вторых поросятами св. Антония, а вторые тех - голубями св. Петра, т.к. в соборе св. Петра водилось множество голубей, а свиней можно было увидеть у собора св. Антония. Дело после словесных препирательств доходило до драк. Били друг друга сумками, нагруженными книгами. Это, как отмечает Дж. Стоу, доставляло немало беспокойства прохожим [13].
Возможно, видя неистощимую энергию юношества, городские власти направляли её в организованные игры на открытых площадках. Дж. Стоу, в частности, отмечает, что в столице имелись площадки дня спортивных игр и увеселительные места. Они были просторными и хорошо устроенными. Располагались в основном на окраинах, но некоторые были и в самом городе[14]. Подобное размещение мест отдыха было и в других крупных городах, например, в Ковентри, где места для развлечений располагались в миле от него на общинных полях[15].
На этих площадках играли в мяч, крикет, наблюдали петушиные бои. Дж. Стоу и У. Фитцстивен отмечают, что ученики каждой школы проводили свои соревнования по футболу (мячу) на приз, а богатые горожане приезжали в каретах и на лошадях посмотреть состязания молодёжи[16]. На этих же площадках молодёжь состязалась в прыжках, борьбе, бросанию больших камней, сражались на пиках, танцевали. Однако здесь были не только юноши. Девушки тоже приходили сюда. Они играли на тамбуринах и участвовали в танцах[17]. Обычно такие развлечения проводились летом.
Описания развлечений у Дж. Стоу подтверждаются сюжетами из пьес В. Шекспира. «Видел ли кто такое невезенье? - жалуется Клотен в «Цимбели-не», - мой шар катился прямо к цели, как вдруг налетает второй шар... Пойду взгляну на этого итальянца! А то, что я проиграл в шары днём, отыграю у него сегодня ночью»[18]. В. Шекспир упоминает и о традиционном искусстве англичан - стрельбе из лука, о котором судья Шеллоу из «Генриха IV» вспоминает столь ностальгически: «Он отлично стрелял из лука. И вдруг умер... Да, отменный был стрелок.... Он попадал в цель с двухсот сорока шагов, а лёгкую стрелу пускал с двухсот семидесяти; поглядеть на него - душа радовалась»[19].
Кроме состязаний на суше устраивались игры и на воде. Дж. Стоу описывает военные баталии молодых людей на лодках со щитами и пиками. Игру осложняло быстрое течение Темзы. При этом поражаемые падали со сломанными пиками в воду[20]. У. Фитцстивен также отмечает, что подобного плана соревнования молодёжь устраивала во время пасхальных каникул[21].
Развлечения зависели и от сезона. Зимой, когда большой мороз сковывал на северных окраинах болото, множество молодых людей играло на льду: одни соревновались в беге или шагали, кто шире и быстрее, другие быстро скользили. Третьи делали изо льда большие скамейки, садились на них и тащили в противоположные стороны, кто быстрее упадёт. Многие во время таких соревнований и даже драк ломали руки, ноги, но никто из вновь приходящих не отказывался от такого удовольствия[22]. Существовал тогда, по описаниям Дж. Стоу и У. Фитцстивена, и прообраз керлинга - метания по гладкому льду тяжелых камней[23]. Кроме того, зимой существовала ещё одна забава, но более кровавого толка. Борова, откормленного к забою, запускали в загон и натравливали на него собак[24]. В Ковентри такое развлечение существовало круглый год, когда раз в неделю перед забоем скота (по пятницам или четвергам) устраивались травля быков английскими догами[25].
Помимо сезонных развлечений существовали и такие, которые устраивались круглый год. К таким, в частности, можно отнести скачки на лошадях. Дж. Стоу пишет, что в рыночные дни можно было увидеть молодых людей верхом, которые заключали пари и устраивали лошадиные бега. Каждый из них старался выиграть приз[26]. Это были дети богатых горожан, ибо хорошая скаковая лошадь стоила дорого. Эти скачки устраивались на берегу Темзы и на них приезжали посмотреть зажиточные горожане.
Кроме того, богатые молодые люди собирались на берегу Темзы или за городскими стенами по воскресеньям и мерялись силой в учебных боях и владении оружием для подготовки к ратным делам. Они добивались победы для того, чтобы показать свою удаль и силу и повлиять на ход сердечных романов. Дж. Стоу отмечает, что при этом всегда присутствовали зрители[27]. Молодые зажиточные горожане во времена Дж. Стоу начали заниматься теннисом, строя для этой игры специальные площадки. Проводились состязания и по водной гребле по Темзе[28]. Так развлекалась богатая молодёжь.
Дж. Стоу описывает и другие развлечения, которые были присущи только высшим слоям общества. В частности, он упоминает о дворе Генриха VIII - большого любителя развлечений, который устраивал бои, скачки, турниры, игры и собачьи бега. Охота могла устраиваться для двора короля. Такая охота могла продолжаться несколько дней.
Дворяне и богатые горожане могли себя забавлять соколиной охотой в ближайших к Лондону графствах[29].
Своего рода развлечением для королевского двора и простого народа на берегу Темзы были поездки Елизаветы I, когда она плавала на своей золоченой барке вверх и вниз по реке, окружённая сотней судов, под звуки труб, флейт и пушек, освещавших небо разрывами петард … и все это время тысячи людей стояли вдоль берегов, глядя на королеву[30]. Для таких празднеств не было чёткой сегрегации развлечений по социально-имущественному признаку, о котором мы упоминали ранее.
В Лондоне имелся и такой специфический вид развлечений, как публичные дома. Во времена Дж. Стоу и В. Шекспира они находились на северовосточной окраине столицы в Кларкенуэлле. Туда часто наведывались падкие на удовольствия кавалеры из юридических школ. Судья Шеллоу из «Генриха IV» был в их компании в ту пору, когда его называли «весельчаком Шеллоу». Шеллоу вспоминает: «Там учился вместе со мною маленький Джон Дойт из Стэффордшира, и чёрный Джордж Барнс, и Френсис Пикоб, и Уилл Скуил из Котсолда. Таких четырёх головорезов не сыскать было во всех колледжах. Смею вас уверить, уж мы-то знали, где раки зимуют, к нашим услугам были всегда лучшие женщины»[31].
Часто бывает, что приезжие могут порой больше рассказать о главных достопримечательностях того или иного города, чем сами местные жители, которые к ним просто привыкли и не замечают. Это действительно так в отношении одной замечательной особенности елизаветинского Лондона. Никто более тщательно не изучил в нём каждый камень и каждую улицу, чем Джон Стоу, и всё же странным образом он мало говорит о театрах, которые были важной частью досуга лондонцев и составляли славу Англии. В связи с исчезновением религиозной драмы, которая разыгрывалась на улицах до Реформации Дж. Стоу сообщает, что в последнее время вместо этих драм вошли в употребление комедии, трагедии, интерлюдии и хроники, как правдивые так и вымышленные; для представления сооружены определённые публичные здания, такие как «Куртина» и т.д.[32] В другом месте Дж. Стоу мимоходом отмечает, где они находились. Он ни разу не упоминает шекспировский театр «Глобус», расположенный в Саутворке. Отнюдь не пуританин, Дж. Стоу был слишком респектабельный буржуа, чтобы его могли привлекать такие пустяки, как театральные пьесы.
Там же, неподалёку от театров, находились всевозможные развлечения: танцующие куклы, фейерверк и пр. Однако одним из самых любимым зрелищ лондонцев в елизаветинскую эпоху были медвежьи бои, происходящие здесь же. Для этих игр тут держали около сотни сильных английских догов и большое число быков и медведей. Привязанных к столбам медведей и быков травили собаками. Часто перед концом представления, пять или шесть мужчин окружали и нещадно били бичами ослепленного медведя, который не мог избежать ударов, будучи прикованным к столбу[33]. Такие, менее изысканные зрелища, привлекали очень разнообразную публику - от дворян до портовых грузчиков.
Имелись различия в проведении досуга и возрастного характера. У горожан более солидного возраста были свои развлечения и способы проведения досуга. В первую очередь это были различные календарные праздники - зимние (Рождество), весенние - (начало великого поста), летние - (Иванов день) и т.д. Во время этих праздников устраивались всевозможные состязания, например, бег женщин с горячими блинами на сковородках. Дж. Стоу, в частности, описывает майские (весенние) праздники, когда жители Лондона собирались по два-три церковных прихода, приносили Майское дерево (берёзу), наряжали его и танцевали вокруг в течение всего дня. С утра до вечера здесь были шуточные народные танцы в костюмах времени легенд о Робин Гуде, а вечером они смотрели пьесу самодеятельного театра или жгли костры на улицах[34]. Праздники были весёлыми. В них принимали участие певцы, музыканты поэты. Подготавливали эти праздники городские власти (мэр) и главы различных корпораций[35].
Кроме календарных и религиозных праздников, существовали общегородские шествия, связанные с различными событиями муниципальной жизни (выборы мэра и т.п.). Эти городские церемонии и религиозные праздники были одним из главных символов богатства культурной жизни горожан. Например, Дж. Стоу сообщает, что в начале XVI в. было установлено 7 праздников (День Всех Святых, Рождество и т.д.) в основном религиозных, на которых должны были присутствовать все члены торгово-ремесленных гильдий[36]. Далее Стоу перечисляет порядок шествия 60 лондонских компаний. Все городские гильдии располагались на этих шествиях в строго определённом порядке, который отражал их социальное и имущественное положение. Первые места в Лондоне занимали богатые купцы, относящиеся к 12 «великим» ливрейным компаниям[37]. На эти празднества горожане должны были надевать парадную одежду (ливрею), которая была у каждой гильдии своя[38]. Кроме того, члены торгово-ремесленных компаний, в первую очередь мастера, собирались по воскресеньям братствами для проведения своих праздников и траурных церемоний[39].
Таков был досуг жителей столицы елизаветинской эпохи. Конечно, этот рассказ достаточно краток и схематичен, ибо каждый вид развлечений и отдыха может иметь отдельный сюжет. В частности, в следующем очерке более подробно остановимся на театре, о котором Дж.Стоу сообщает так мало.
[1] Stow J. Survey of London. L., 1956.
[1] Stow J. Survey of London. L., 1956.
[2]Ibid. P. 73-82,84-91
[3]Шекспир В. Собр. соч. В 8 тт. М., 1957-1960.
[4] Stow J. Op. cit. P. 73.
[5]Ibid. P. 504.
[6] Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. I. М., 1986.С.257-258.
[7] Шекспир В. Собр. соч. Т. 4. С. 244, 347.
[8] Stow J. Op. cit. P. 73.
[9] Ibid. P. 70.
[10] Ibid. P. 68.
[11] Ibid. P. 69.
[12] Ibid. P. 68.
[13] Ibidem.
[14] Ibid. P. 84.
[15] Coventry Leet Book or Mayor's Register Containing the Records of the City Leet or
View of Frankpledge A. D. 1420-1555, with Divers Matters. L. 1907-1913. P. 508.
[16] Stow J. Op. cit. P. 84, 507.
[17] Ibid. P. 85, 508.
[18] Шекспир В. Собр. соч. Т. 7. С. 655.
[19] Там же. Т. 4. С. 181.
[20] Stow J. Op. cit. P. 85.
[21] Ibid. P. 508.
[22] Ibid. P. 85.
[23] Ibid. P. 86, 509.
[24] Ibid. P. 85.
[25] Coventry Leet Book… P. 58.
[26] Stow J. Op. cit. P. 73.
[27] Ibid. P. 7, 507.
[28]Ibid. P. 86.
[29] Ibidem
[30] Шенбаум С. Шекспир. Краткая документальная биография..М., 1985. С. 169.
[31] Шекспир В. Собр. соч. Т.4. С. 180.
[32] Stow J. Op. cit. P. 86.
[33] Ibid. P. 508-509; Штокмар В.В. Очерки истории Англии XVI в. Л., 1957. С.48; Шенбаум С. Указ. Соч. С.180.
[34] Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.,1988. С.123.
[35] Stow J. Op. cit. P. 91.
[36] Ibid. P. 475.
[37] Более подробно о них см.: Штокмар В.В. Указ. соч. С.52-59.
[38] Stow J. Op. cit. P.479-480.
[39] Ibid. P. 478.