© Автор: Евсеев В.А.


Средневековые города оказали решающее воздействие на феодальное общество Западной Европы во всех сферах жизни. Город изменил структуру феодального общества, породив новую общественную силу – сословие горожан. Важным фактором для развития средневекового города явилось муниципальное самоуправление, которое к концу средневековья привело к возникновению городской бюрократии -  муниципального чиновничества. Изучение ее структуры и функций представляется весьма интересной и актуальной в современных условиях России проблемой.

Вопросы, связанные с историей английского города  эпохи Средневековья и раннего Нового Времени и в настоящее время являются одними из самых исследуемых в англоязычной литературе посвященной этому периоду[1].

Проблемы становления и функционирования муниципальных органов власти в средневековой Англии получили рассмотрение в ряде отечественных исследований.[2] На рубеже XX-XXI вв. в отечественной медиевистике появляется ряд интересных работ, затрагивающих проблемы развития и функционирования муниципальной власти в отдельных городах Англии. Большая часть данных работ посвящена изучению средневекового Лондона, хотя есть исследования, относящиеся к провинциальным городам. Авторы этих исследований определенное внимание уделяют характеристике отдельных структур городского самоуправления, функциям основных должностных лиц, социальному составу городского чиновничества, этапам

Большая часть трудов отечественных историков иллюстрирует развитие городского самоуправления в период развитого средневековья, но фактически отсутствуют исследования этих проблем в более поздний период – начало раннего Нового времени (XVI-XVII вв.).

В англоязычной историографии проблемы становления и функционирования городского самоуправления получили гораздо большее освещение. Британские исследователи значительное внимание уделяли вопросам взаимоотношения внутри городской элиты, функциям основных органов городского  самоуправления[3].  О Ливерпуле первой половины XVII в. писал английский исследователь Дж.Чандлер[4]. В его трудах опубликованы документы из городского архива и дана общая история Ливерпуля этого периода.

В нашей статье  мы обратимся к изучению функций высших муниципальных чиновников на примере городской бюрократии Ливерпуля эпохи ранних Стюартов.

Возникновение  Ливерпуля относят к концу XII в. Статус города Ливерпуль получил согласно хартии короля Иоанна Безземельного в 1207 году. Именно в это время начинает складываться административный аппарат, появляются первые чиновники[5]. Им стал королевский бейлиф из числа жителей Ливерпуля. Именно он сосредоточил в своих руках всю полноту власти в городе. Должность мэра впервые появляется в конце XIII века. Он избирался первоначально всеми полноправными  горожанами. По вопросам реализации королевских прерогатив и парламентских статутов, монарх рассматривал мэра и городских бейлифов как своих чиновников, призванных на деле обеспечивать непосредственную связь между центральной властью и местным самоуправлением.[6]

В течение всего средневековья Ливерпуль не выделялся среди подобных небольших корпоративных городов. Однако  в XVII веке город  превратился в важнейший транспортный узел, второй по значению и грузообороту порт после Лондона. По численности населения Ливерпуль в 1700 г. находился на 25 месте ( 5 – 7 тыс. чел.) среди английских городов, а уже спустя 50 лет – на 6, уступая только Лондону, Бристолю, Нориджу, Ньюкаслу и Бирмингему (22 тыс. чел.)[7].

Муниципальное самоуправление явилось важным фактором для развития средневековых городов, способствовало их дальнейшему процветанию. Главным городским чиновником в Ливерпуле был мэр, в руках которого были большие полномочия. Мэр избирался Общим Городским Советом из числа известных ливерпульских семейств, а также из числа помощников шерифа, которые в свою очередь были представителями городской бюрократии. Срок пребывания на данной должности в правлении Якова I и Карла I был разным. В первом случае мэр избирался сроком на 1 год, во втором – на 2 года.  Перед тем как вступить в должность, мэр давал присягу, в которой клялся в преданности «Короне и законам» и в том, что будет выполнять свои обязанности в назначенный срок, т.е. до нового дня выборов[8]

Основной задачей мэра была защита прав и привилегий города. Мэр являлся гарантом городской хартии, дарованной Ливерпулю королем. Хартия определяла и регламентировала жизнь в городе, в ней перечислялись все обязанности городских и королевских чиновников. В присяге мэра Ливерпуля было прописано только 3/5 всех его обязанностей, которые он должен был выполнять[9]. Мэр обладал рядом административных функций:

  1. назначал некоторых чиновников (первого бейлифа, таможенного сборщика, хранителя общего склада, городского клерка, оценщика и сержанта;
  2. председательствовал на Общем Городском Совете 24-х. Однако, его права были ограничены этим Советом: «Ему запрещали совершать какие-либо действия или распоряжения в пределах города без согласия Общего Городского Совета, в котором он председательствовал»[10].

Контролирующие функции:

  1. контролировал деятельность чиновников «…ответственен за гарантию, что все чиновники города выполняли свои обязанности»[11] ;
  2. контроль за спокойствием в городе: «Он (мэр) обещал поддерживать в порядке весь город,… что все нарушители будут пойманы и наказаны»[12];
  3. контроль за исполнением монарших указов: «Вы (мэры) должны выполнять все законы Его Величества Короля со всей ответственностью без всякой личной выгоды, а также все уставы, сделанные королем и лордом манором, которые являлись результатом их благородных совещаний»[13].

Некоторые полномочия Короны мэру были переданы прямо от Королевского правительства, которые были направлены на обеспечение благоприятных условий для  плавания кораблей, пищи для солдат, направлявшихся в Ирландию, а также на сохранение королевских прав в порту (в этом ему помогали местные чиновники, которым предоставлялись специальные полномочия)[14].  Мэр был ответственен и за общую безопасность и независимость Ливерпуля от других городов, в частности от Честера и Ланкастера (здесь имеет место некая экономическая конкуренция со стороны ближайших соседних городов). Поэтому фримены (полноправные горожане) настаивали на том, чтобы мэр защищал их права по хартии, лично осматривал границы города, их точные отметки, предотвращал их перенесения. Помимо всего этого мэр был обязан открывать ежедневно рынки, поддерживать общественный порядок через городские суды, в которых он председательствовал.

Следует отметить, что, несмотря на все трудности своей работы, мэр города получал значительные льготы и привилегии. В частности, до января 1641 года он имел право на все  конфискованные у контрабандистов товары, но с 1 февраля 1641 года данное право было несколько ограничено декретом, согласно которому мэру отводилась лишь половина изъятого товара, другая же половина шла на нужды города[15].  Но если  обязанности мэра выполнялись плохо, то за это он мог быть  оштрафован на сумму от 5-ти фунтов и более[16].

В своей деятельности мэр города опирался на помощь других муниципальных чиновников (рикордер, городской клерк, сержант, хранитель общего склада, помощники шерифа, оценщики, портовый бейлиф, таможенные сборщики, надсмотрщики рынка  и т.д.)[17].

Таким образом, мэр обладал широкими административными, контролирующими, судебными и отчасти финансовыми полномочиями, являлся официальным представителем города перед королем.

Среди городских и королевских чиновников центральное место занимали два помощника шерифа (бейлифы). Первоначально одного из них назначал король, как своего представителя в системе местного самоуправления, главным образом для того, чтобы взимать с города арендную плату за землю, а также различные штрафы перед центральным правительством[18]. В дальнейшем происходит передача прав манора лордам Дерби, а затем сэру Ричарду Молинеуксу, который в свою очередь в 1545г. подтвердил арендный договор относительно манориальных прав в Ливерпуле. С тех пор лорд манор мог назначать от своего лица помощника шерифа, контролирующего дела в судах города и взимающего с горожан десятину[19].  После избрания Ричарда Молинеукса на пост мэра Ливерпуля начался процесс передачи манориальных прав городской администрации. Теперь первого помощника шерифа назначал мэр Ливерпуля, хотя еще долгое время его продолжали называть «королевским», в частности, королевский бейлиф упоминается в документах от 1617 года. Окончательный переход манориальных прав городу происходит в правление Карла I [20]

Второй бейлиф избирался полноправными горожанами, входившими в Общий Городской Совет из 24-х. В его обязанности входил сбор средств за ввод в новое дворянство, специальных налогов, наложенных Городским Советом, а также сбор пошлин за аренду палаток на рынке.

Оба бейлифа назначались сроком на 1 год. Их первоначальной функцией была фискальная – сбор пошлин и податей. Но постепенно их роль в управлении росла, и они приобретали также полицейские (вылавливание незнакомцев и иностранцев в городе) и административные функции (составление списков присяжных заседателей)[21]. Исключительной же обязанностью бейлифов (вместе с городским клерком) являлось сопровождение мэра во все общественные места города (церковь, суд, рынок). Также они занимались сбором налогов и штрафов, наложенных судами (сбор этот должен был быть исполнен в течение 30 дней с момента оглашения приговора суда). Если должники не могли заплатить штраф наличными, то бейлифы брали в качестве залога товары или ценные вещи должников, которые находились у них до тех пор, пока их не выкупят. Если этого не происходило, то заложенные вещи присваивались городской казной[22].  Немалая часть этих средств оседала в карманах бейлифов и было источником их обогащения. Подобная практика проведения сбора штрафов почти полностью прекратила свое существование при Карле I.  Теперь за неуплату штрафа обвиняемого заключали под стражу[23].    

Помимо этого, оба помощника шерифа принимали участие в работе городского Совета (являлись его постоянным членом), в выборах муниципальных чиновников, имели большое влияние на отношения между структурами городского управления.

Даже после того, как первого бейлифа стал назначать мэр города, король по-прежнему именно через него следил за ситуацией в городе; именно он представлял интересы Короны в городе и следил за исполнением королевских приказов на местах.

Оба бейлифа были жителями Ливерпуля, в основном из богатых и известных семей, поэтому иногда впоследствии становились мэрами города, либо членами Общего Городского Совета[24].  

Подводя итог, можно констатировать, что в Ливерпуле в эпоху ранних Стюартов было три высших городских чиновника – мэр и два бейлифа.  Эти должностные лица имели свои регламентированные обязанности и функции. Главным чиновником являлся мэр, сосредоточивший в своих руках большие полномочия (административные, судебно-полицейскими и отчасти финансовыми). Он в своей работе опирался на королевского бейлифа, а позже на бейлифа, назначенного им самим и на бейлифа от лица горожан. Они в силу своих обязанностей участвовали во всех сферах жизни города, относились к местной городской элите. Оба бейлифа выполняли фискальные и административно-полицейские функции.


The highest bureaucracy of Liverpool in the first part of XVII century (to the question of her functions)

This article is devoted to the functions analysis of higher municipal officials in Liverpool in the times of early Stuarts.

The municipal self-government was an important factor for development of medieval towns. The main figure in the municipal government of Liverpool was the mayor. He possessed the large power. The Common Council of Liverpool elected the mayor annually. The mayor possessed some very important administrative functions. He appointed several municipal officials as the first bailiff, customs official, town’s clerk, sergeant and so on. The mayor was the Liverpool’s Common Council chairman and watched for execution of royal's orders. The government also granted him some Crown’s powers that were used to favour navigation, food supply for soldiers heading to Ireland and to maintain Crown’s powers in the port. The mayor had to open markets daily, to keep order via city courts in which he was the chairman.

In his activities the mayor relied on the other municipal officials (recorder, town’s clerk, sergeant, port bailiff, customs officials and others). Thus, the mayor possessed wide administrative, governing, judicial and some financial authorities and was the town’s official representative before the King.

Among municipal and royal officials the main role played two bailiffs. Originally one of them was appointed by the king as his local representative mainly to collect town’s ground rent and impose various fines. Since the beginning of the XVII century he was nominated by the mayor.

The second bailiff was elected by the Common Council of the 24. His duties were: charging for introducing into nobility, levying special taxes imposed by Common Council and collecting market stall rent. Both bailiffs were appointed annually. Their primary function was fiscal. But gradually their role in government grew and they acquired police (locating strangers and foreigners in the town) and administrative functions (composing jury list). Also they collected taxes and fines imposed by courts.

To sum up it can be stated the in the times of early Stuarts Liverpool had three higher municipal officials – the mayor and two bailiffs. These officials had their prescribed duties and functions.

Город в античности и Средневековье: общеевропейский контекст. Доклады международной научной конференции./Отв. ред.В.В.Дементьева. Ч.2. Ярославль, ЯрГУ. 2010


[1] См.: The  English Medieval Town. A Reader in English Urban History 1200 -1540/Ed be R.Holt and G.Rosser. L., N.Y., 1990. P. 1.

[2] Кириллова А.А. Городское самоуправление в английских городах XIII в. // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1957. Т. 104.; Мосолкина Т.В. Традиции самоуправления в городах Англии. // Средние века. М., 2000. Вып. 63.; Чернова Л. Н. Место и роль городской общины в самоуправлении Лондона XIV-XVI вв. //История, Общество, Личность. Ч. II. Саратов, 1998; Она же. Правящая элита Лондона XIV-XVI веков. Саратов, 2005; Макаров А.А. Складывание городских органов самоуправления в Ковентри в XII-XIV вв.// Средневековый город. Саратов, 2002. Вып.15; Яблонская О.В. Развитие лондонского городского самоуправления. //Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Межвузовский сборник научных трудов. АГПИ. Арзамас, 2004. Вып.3; Гусева М.А. Становление муниципального самоуправления в церковных городах средневековой Англии (на примере Беверли, Рединга, Эдмундсбери) //Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Межвузовский сборник научных трудов. АГПИ. Арзамас, 2008. Вып.5.

[3] Local administration and justice //The English government at work, 1327-1336. Vol. 3. Cambridge, 1950; Tait J. The medieval English borough. Studied on its origins and constitutional history. Manchester, 1936; Thomas J. H. Town government in the sixteenth century L., 1933; Dyer A.D. The city of Worcester in the sixteenth century. Leicester, 1973; Gottfried R. S. Bury St. Edmunds and urban crises, 1290 -1539. Princeton, 1982; Phyhian-Adams Ch. Desolation of a city. Coventry and the urban cruses of the late middle ages. L.; N.Y., 1979; Lobel M.D. The Borough of Bury St. Edmunds. A study in Government and Development of Medieval Town. Oxford, 1935;

[4] Chandler  J. Liverpool. L., 1960.  Chandler J.  Liverpool under James I.  L., 1960.  Chandler J. Liverpool under Charles I.  L.,  1965.

[5] Chandler  J. Liverpool.  P. 165-167.

[6] Ibidem.

[7] Евсеев В.А. Английский город в тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново. 1995. С. 131.

[8] The Liverpool Town Book (1625-1649).  P. 106.// Chandler J. Liverpool under Charles I.

[9] Chandler J. Liverpool under James I. P. 23.

[10] The Liverpool Town Book (1625-1649). P.  106.

[11] Ibidem.

[12] Ibidem

[13] Ibidem.

[14] Ibid. P. 130-131

[15] Chandler J. Liverpool under James I.   P. 44

[16] Ibid. P. 45

[17] Ibid.  P. 23

[18] Ibid. P. 58

[19] Ibid.  Р. 29

[20] Ibid.  Р. 61

[21] Ibid.  Р. 62

[22] Ibid. P. 58

[23] Chandler J. Liverpool under Charles I. P. 61.

[24] Ibid. P. 63.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке