© Автор: Митрофанов В.П.
Процесс генезиса капитализма предполагал формирование единого национального рынка, что является условием капиталистической модернизации экономики. Это отразилось и на продовольственном рынке, который является составной частью единого внутреннего рынка. В данный период в Англии появился ряд факторов, активно влиявших на этот процесс: сокращение занятости населения в аграрной сфере, рост числа наёмных рабочих на мануфактурах, начало складывания мирового рынка, ''революция цен'' и др. В этой связи приобретала особую важность государственная политика в аграрной и продовольственной сферах. За период правления Тюдоров и первых Стюартов парламентом было принято более десятка статутов об ограничении огораживаний, ряд законов о регулировании торговли продовольствием. Монархи издавали множество прокламаций, так или иначе относящихся к аграрной и продовольственной сферам.
Законодательные акты, касающиеся аграрной сферы в купе с административными и экономическими мерами властей, влияли на продовольственный рынок, т.к. были направлены в конечном итоге на сохранение пахотных земель и реконверсию пастбищ в пахоту, что было очень важно для стабильности зернового рынка.
Королевская власть в средневековой Англии ещё с XIV в. начинает регулирование продовольственного рынка путем издания законов о торговле зерном. В XVI в. это регулирование распространяется и на торговлю другими продовольственными товарами, как, например, мясо, сыр, масло и даже рыбу. Кроме того, начинает подвергаться государственному регулированию и само производство такого специфического продовольственного товара, как пиво.
Тюдоры и первые Стюарты стремились установить с помощью законов и административных мер жесткий контроль над торговлей зерном. Пытались регулировать уровень максимальных цен на продаваемое зерно, что, естественно, не отвечало интересам его производителей и торговцам.
Введение системы лицензий на право вывоза зерна за пределы королевства в целом вряд ли отвечало интересам крестьянства, так как сокращало общую численность торговцев зерном, а, следовательно, сокращало число возможных покупателей его у крестьян, что неизбежно приводило к снижению закупочных цен и росту розничных цен. Многое в такой ситуации зависело от деятельности правительственных чиновников, занимавшихся вопросами хлебной торговли. Особенно их роль возрастала в неурожайные годы (1587, 1594-1598, 1608, 1622-1623, 1630 гг.), когда рост цен на зерно мог отрицательно сказаться на материальном положении не только низших социальных слоев городов и местечек, но и крестьян, которые в большей мере занимались скотоводством, промыслами и иными не земледельческими видами деятельности.
Судя по сообщению Дж. Гаррисона о порядках на хлебных рынках королевства крестьяне, желающие продать свое зерно вскоре после уборки урожая не могли в полной мере воспользоваться экономическим законом – спрос – предложение - цена. В тоже время джентри могли, так как благодаря имеющимся у них денежным средствам скупали оптом зерно (несмотря на законодательное запрещение-В.М.) вне рынков и затем перепродавали его в розницу на тех рынках и в то время, где и когда цены были максимально высокими.
О важном значении регулирования торговли зерном свидетельствует издание в 1587 г. так называемой “Книги приказов”, в которой была обобщена практика регулирования торговли зерном и хлебопродуктами. Впоследствии она переиздавалась в 1594, 1608,1622 и в 1630 гг., что свидетельствует о ее практической значимости для первых Стюартов, которые, по существу, следовали в этом вопросе в русле административных и юридических мер, разработанных своими предшественниками по трону.
Законы по ограничению огораживаний в совокупности с законами о регулировании торговли зерном, хотя и оказывали позитивное воздействие на продовольственный рынок, но не всегда приводили к стабильности цен на нём. Наблюдается постоянное колебание цен на зерновом рынке в разных регионах королевства. Тем не менее, требования джентри в парламенте о снятии ограничений на огораживания пахотных земель аргументировались утверждениями об обеспеченности зернового рынка.
Ухудшение в 1620-е гг. на продовольственном рынке и голод 1630 г. заставило правительство Карла I активизировать борьбу с незаконными огораживаниями (комиссий по расследованию конверсии пахоты, судебные процессы о перекупщиках зерна в разъездных и центральных судах и т. д.), чем были, естественно, недовольны джентри.
Методы проведении аграрная политики Тюдоров и первых Стюартов были столь же неоднозначны по своей результативности, как и методы регулирования продовольственного рынка. Однако в той исторической обстановке они, в целом, объективно отвечали интересам социальных низов английского общества, ибо способствовали сохранению земледелия и насыщению продовольственного рынка сельскохозяйственными продуктами, частичной стабилизацией цен на них.
В тоже время государственная регламентации на продовольственном рынке, также, как и ограничение огораживаний объективно не отвечало интересам предпринимательских кругов в сфере производства и торговли продовольствием.
Полный текст с научно-справочным аппаратом см.: Митрофанов В.П. Продовольственный рынок в Англии и аграрная политика Тюдоров и первых Стюартов (вторая половина XVI - середина XVII)// Британия: история, культура, образование: тезисы докладов международной научной конференции, 24-25 сентября 2012 г. Вып.2 / отв. ред. А.Б. Соколов — Ярославль, 2012. - с. 33-35. Просьба ссылаться на опубликованный в сборнике текст статьи.