© Автор: Митрофанов В.П.


В той или иной степени, проблема пауперизма имела место в каждом графстве и была объектом внимания местных властей.  В той или иной мере местные власти пытались её решить, используя различные методы, как административного, так и правового воздействия.

Одним из сложных вопросов в решении проблемы пауперизма был финансовый вопрос, суть которого состояла в сборе денежных средств с населения в фонд пауперов. Данные источников свидетельствуют о том, что далеко не все жители графств по объективным и субъективным причинам могли отчислять свои деньги в этот фонд.

Зачастую власти использовали правовые институты для принуждения жителей выплачивать свою долю в этот фонд. Об этом свидетельствуют протоколы разъездных судов по Западным графам. Например, в Гэмпшире в 1632-1633 гг. рассматривался вопрос о неуплате денежных сумм жителями одного из селений около г. Винчестера в фонд пособий для пауперов. Поскольку на сессиях судов жители прямо заявляли о своей неспособности выплачивать в этот фонд и содержать большое количество своих пауперов, то судьи постановили обязать всех жителей соседней сотни собирать деньги в фонд пауперов их селения. К тому же в решении суда оговаривалось, что если и жители соседней сотни не смогут выплачивать в этот фонд, то тогда эта обязанность будет возложена на жителей всего графства. Однако и спустя 9 лет деньги на нужды пауперов этого селения так и не были собраны. Это свидетельствует или о действительной крайней бедности населения или же просто о категорическом нежелании населения платить деньги в фонд пауперов. Если верно последнее, то в свою очередь это означало неспособность властей собрать эти средства в фонд пауперов. Подобное дело рассматривалось на сессии разъездного суда в Сомерсетшире. Более того, материалы протоколов разъездных судов свидетельствуют о том, что даже состоятельные люди отказывались платить сборы в фонд пауперов. Так, это отмечено в 1641 г. в Корнуолле.

Одним из методов решения проблемы пауперизма была частная благотворительность. В отдельные годы в ряде мест она могла быть довольно значительной. Однако она не была регулярной, а лишь разовой, а значит, в полной мере, не могла обеспечить всех пауперов денежными средствами или продуктами питания. Благотворительность на нужды приютов и работных домов могла носить более постоянных характер. Например, в 1596 г. архиепископ Уитгифт пожертвовал свои средства на основании школы для детей пауперов в одном из селений графства Суррее. В 1613 г. такое же заведение на свои средства в этом же графстве основал некий Э. Эллен. А один из местных священников заявил в 1624 г. о своем желании содержать престарелых пауперов. Причем еще со времен Елизаветы Тюдор в этом графстве благотворительность в пользу пауперов выражалась в предоставлении им продуктов питания, одежды, обуви и даже приданного для девушек-пауперов. Денежные суммы в качестве пожертвований пауперам поступали и от завещаний некоторых жителей этого графства. Так, например, в 1620-е годы там был известен своей благотворительностью некий серебряных дел мастер Генри Смит, который в своем завещание от 1627 г. предусмотрел денежные выплаты в пользу местных пауперов.

Ставку на благотворительность в решение проблемы пауперизма делали власти Оксфордшира. По крайней мере это наблюдалось там вплоть до начала XVII в. Одним из значительных событий в этом плане там стало основание так называемого “Божьего дома” (богодельни-В.М.) герцогом Суффолком в местечке Эйлме, который стал центром продуктовых раздач местным пауперам. В графстве осуществлялись также сборы в пользу солдат-инвалидов и заключенных в тюрьмах. В завещаниях состоятельных людей графства также порой предусматривались отчисления на эти цели. Так, например, по завещаниям в 1637 г. солдатам-инвалидам и пауперам графства было выплачено по 6 шил. 6 пенсов. На эти деньги они вполне могли скромно существовать дней 12-14. средств. Появилась и такая форма благотворительности как беспроцентное сужение пауперов топливом в зимнее время, продажа хлеба по низким ценам.

Немалую роль благотворительности в решении проблемы пауперизма отводили и власти Денбишира. Там тоже отмечались значительные отчисления в пользу пауперов по завещаниям. Так, например, в 1591 г. во время похорон графа Шрусбери душеприказчиками покойного было объявлено о выплате 20 тысяч долей в денежном выражении пауперам графства.

Местные власти, как того требовало законодательство о пауперах, стремились решать проблему пауперизма путем создания рабочих мест в так называемых работных домах (houses of correction), куда определяли всех “здоровых нищих”. Сведений о работных домах в источниках немало. Их открывали хотя и в каждом графстве, но количество было разным. По закону требовалось, чтобы в каждом графстве было минимум по 2 работных дома, но, например, в небольшом графстве Герефордшире в 1624 г. их было семь. Средства на организацию работных домов также собирали с местного населения и за счет отчислений отдельных лиц в качестве благотворительности.      Открыть работные дома для местных властей было делом непростым. Очевидно, жители по разным причинам отказывались платить свою долю на их создание. Так, в протоколах разъездных судов имеются сведения о привлечении к суду за это.

Пребывание пауперов в работных домах не было постоянным. Их могли отпускать по решениям разъездных судов. Так, например, в 1648 г. в Корнуолле судьи рассмотрели дело об освобождении трех пауперов. Вердикт был таков: двоих освободить и отправить в места их постоянного жительства, одну женщину-паупера оставить в работном доме до тех пор, пока кто-либо не согласиться взять её в служанки.

Другим схожим методом была организация приютов (almshouses) и госпиталей (hospitals), куда определяли детей пауперов и нетрудоспособных пауперов. Там их обеспечивали хотя бы каким-то пропитанием.  Например, в одном из приютов Мидлесекса их трижды в неделю обеспечивали горячей похлебкой, и свежей соломой в качестве постели. Приюты и госпитали также открывались и содержались за счет благотворительности и сборов с местного населения.

Кроме приютов детей пауперов местные власти могли определять в качестве учеников к отдельным ремесленным мастерам. Так, например, в 1623 г. на одной сессии разъездного суда в Суссексе было отмечено, что в 1618 г. в качестве учеников было определено 1526 детей, но многие из них в последствие ушли от своих мастеров. В 1631 г. в качестве учеников в Бедфордшире было определено на разные предприятия 150 детей-пауперов.

Зачастую приюты становились по сути дела такими же работными домами. Однако организация подобных учреждений осуществлялась крайне медленно по финансовым причинам.

Физические наказания в отношении бродяг-пауперов применялись местными властями, но не носило массового характера. Так, например, в 1632 г. в Бедфордшира было наказано 27 бродяг-пауперов. Их выпороли и отправили в места их постоянного проживания. В 1634 г. там же было подвергнуто порке 130 бродяг, которых выявили во время проверки пивных. В Мидлесекса за период 1572-1573 гг. наказаниям в виде порки подвергли 28 бродяг, а за 10 недель 1589-1590 гг. 71 паупер было осуждено на клеймение и порку. Сметной казни за бродяжничество в этом графстве предали лишь троих пауперов в     1575 г.  В Герефордшире за период с 1611 по 1648 гг.  было рассмотрено 20 дел бродяг-пауперов. В основном их обвиняли в незаконном сборе милостыни. В Суссексе за тот же период суды рассмотрели всего 7 аналогичных дел.

Наблюдается стремление местных властей избавляться не только от бродяг-пауперов, но и от своих обнищавших жителей даже путем вмешательства во внутрисемейные отношения. Это хорошо видно на примере Дорсетшира.  Так, некоему Эндрю Хэму было приказано удалить из своего дома его собственную сестру под угрозой штрафа в 40 шил. Подобным же образом местные власти предписали еще трём жителям выдворить из своих домов некоторых их близких родственников (мать, сестру жены и т.д.) под предлогом того, что “их жилища не являются приютами”.

Проблема пауперизма периодически обострялась в связи с неурожайными годами и распространением голода, что усиливало миграцию населения по территории королевства. Особенно это наблюдалось в 1594-1598 гг. и заставило в дальнейшем парламент принимать новые законы о пауперах.

В целом правительство Елизаветы I Тюдор и первых Стюартов контролировали ситуацию с пауперами на местах, что позволяло избегать их сколь-нибудь опасной социальной активности.

Однако в полной мере проблему пауперизма решить было невозможно, несмотря на использование властями различных методов, так как она постоянно подпитывалась самими экономическими процессами, происходившими в Англии в тот период времени. В лучшем случае власти могли её приглушить на какое-то время.

Дальнейшее исследование проблемы пауперизма по источникам локально характера позволит выявить как общее, так и особенное в самом содержании проблемы и методах её решения центральными и местными властями английской монархии.


Полный текст с научно-справочным аппаратом см.: Митрофанов В.П. Из истории пауперизма в Англии второй половины XVI-середины XVII// Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского: XV чтения памяти чл.-корр. АН СССР С. И. Архангельского, НГПУ 8-9 февраля 2007 г. Ч. I. /отв. ред. А. В. Хазина.-  Н. Новгород: НГПУ, 2007. с. 82-84. Просьба ссылаться на опубликованный в сборнике текст статьи.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке