В контексте мировой истории прошедшего тысячелетия история небольшой европейской страны, коей было английское королевство в Средние века и раннее новое время, выглядит лишь эпизодом. Однако в этом небольшом королевстве уже в средневековый период его истории возникли прообразы ряда институтов современного гражданского общества, как, например, парламент, суд присяжных и т.д. Историческое развитие Англии в последующие столетия оказало колоссальное влияние на всю мировую историю в новое время. Современное Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, будучи государством, с экономической и ядерной мощью, продолжает оказывать огромное влияние на ход исторического процесса не только стран Британского Содружества Наций, но и всего мирового сообщества.
Истоки экономического могущества и политического влияния современной Великобритании уходят в глубь веков: в Средние века и, в особенности, в ранее Новое время. Не случайно многие великие экономисты XIX – начала XX в. при разработке своих экономических теорий обращались именно к английскому материалу XVI-XIX вв. Так, например, К. Маркс на английском материале исследовал самую раннюю стадию капитализма, названную им периодом первоначального накопления капитала. История Англии XVI–XVII вв. дала классический образец методов первоначального накопления капитала и победоносную буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение. В результате Англия встала на путь необратимого генезиса капитализма. Это объясняет неослабевающий интерес историков к этому периоду английской истории. Английский материал дает возможность проследить появление и развитие многих элементов рыночной экономики и социальной структуры индустриального общества.
Среди многих проблем социально-экономической и политической истории Англии в XVI–XVII вв. историки уже сто лет назад выделили аграрную проблему. Это обусловлено тем, что именно изменения в аграрном развитии оказали колоссальное влияние на дальнейшую экономическую, социальную и политическую историю Англии во второй половине XVII–VIII вв. Не случайно крупнейшие историки России конца XIX-начала XX в., такие, как А. Н. Савин, П. Г. Виноградов, Д. М. Петрушевский, занимались аграрными проблемами истории Англии в Средние века и раннее Новое время. Как известно, аграрный вопрос в пореформенной России был актуален, и понимание механизмов процесса изменений аграрных отношений при переходе к капиталистическим методам ведения хозяйства было важно не только в научном, но и в практическом плане. В настоящее время ситуация в аграрной сфере экономики России в известной мере в чем-то напоминает ситуацию накануне столыпинской аграрной реформы: сохранять ли коллективные формы ведения хозяйства при государственной собственности на землю или развивать частные крестьянские и фермерские хозяйства при частной форме собственности на землю? Эта дилемма занимает и волнует как сельских и городских жителей, так и политиков, государственных чиновников. В решении этого непростого вопроса чрезвычайно важно учесть не только исторический опыт России, но и мировой исторический опыт. Поэтому аграрная история Англии XVI-XVII вв. и, в частности, политика государства в отношении крестьян, равно как и различные аспекты взаимоотношений крестьян с государством, представляют не только теоретический, но и в какой-то мере практический интерес. Именно в те далекие от нас столетия в Англии начался процесс исчезновения крестьянства и появления фермерства, правда, при сохранении ещё феодальной собственности на землю и существовании крупных поместий.
Известно, что историческая наука никогда не стоит на месте и развивается вместе с обществом, в котором она существует. В какие-то моменты историки начинают понимать, что исследовательские задачи, ставившиеся ими ранее, требуют новых подходов и дальнейших разработок, а то и постановки тех проблем, которые ранее считались второстепенными. Зачастую это связано с экономическими, политическими и идеологическими изменениями в обществе. Это особенно заметно в постсоветской историографии России 1990-х гг. Однако не последнюю роль в формировании новых научных взглядов может сыграть количественное накопление исторических исследований по определённой проблеме, что приводит к некоему новому качеству её понимания. Тогда исследователи обращают внимание на какие-то смежные, неизученные или малоизученные проблемы. Именно так произошло с проблемой аграрной истории Англии XVI-XVII вв. За прошедшее столетие в зарубежной и отечественной историографии она была основательно исследована. Написан ряд крупных работ как общего характера, так и по частным аспектам. Разумеется, и здесь есть еще поле для исследования историков грядущего поколения. Однако в концептуальном плане аграрная история Англии указанного периода в принципе исследована. С другой стороны, в английской и американской историографии (в меньшей мере в отечественной) исследована социальная, религиозная, политическая и культурная история Англии того же периода. Все это дало возможность создания обобщающих трудов как в английской, так и в отечественной историографии. Достижение отечественной историографии больших успехов в исследовании такой важной для истории XVI-XVII вв. проблемы как абсолютизм и, в частности, английский абсолютизм, вкупе с не менее значительными успехами в исследовании аграрных проблем вполне логично ставит на повестку дня изучение взаимоотношений абсолютистского государства с крестьянством. Собственно, к этому отечественная историография подошла ещё во второй половине 1980-х годов, когда вышел в свет обобщающий труд по истории крестьянства в Европе[1]. Не случайно в этом капитальном труде многих отечественных историков, во главе с З.В. Удальцовой, Ю.Л. Бессмертным, М.А. Баргом и другими крупными учёными, в каждый том были включены разделы о месте крестьян в общественно-политической системе феодального государства на различных этапах его существования. Все это побудило меня к исследованию проблемы взаимоотношений английского крестьянства и абсолютистского государства. Другим импульсом для написания данной работы были успехи в исследовании аграрной и социальной истории Англии XVI-XVII вв., достигнутые за последние 30 лет английской школой аграрной истории во главе с Дж. Терск[2]. В настоящее время, насколько мне известно, это направление успешно продолжают историки Райдинского университета[3].
Актуальность темы моего исследования определяет чрезвычайная сложность переходной эпохи от феодализма к капитализму, когда в экономике, социальной структуре и идеологии английского общества старые феодальные явления сосуществовали с нарождающимися новыми капиталистическими. Крестьянство как класс мелких сельских производителей было уже далеко не монолитно. Шёл процесс его расслоения, раскрестьянивания и пауперизации. Продолжало существовать феодальное государство в форме абсолютной монархии. Английская абсолютная монархия того времени значительно отличалась от классического варианта абсолютизма, которым традиционно считается французский абсолютизм. Существование в Англии парламента и некоторые другие специфичные черты государственного устройства заставляли не раз историков очень осторожно оперировать понятием «абсолютизм» применительно к английской монархии XVI–первой трети XVII века.
В отечественной историографии традиционно считалось, что абсолютные монархи проводили политику исключительно в интересах дворянства, хотя и учитывали интересы буржуазии и нового дворянства. Вместе с тем общеизвестно, что абсолютная монархия Тюдоров и первых Стюартов издавала ряд законов об ограничении и даже запрете печально известных огораживаний, повинных в пауперизации крестьянства и многих других социальных бедах. Наконец, в общей канве аграрной и социальной политики английских монархов нельзя не видеть так называемых «кровавых законов» против пауперов, которые были также тесно связаны с аграрной ситуацией в королевстве.
В XVI-XVII вв. в Англии, как, впрочем, и в других европейских странах, крестьянство составляло подавляющее большинство населения. Именно крестьяне составляли большинство и трудящихся категорий населения, а значит, уже априори – основу экономики английского королевства. Причем это прекрасно осознавали сами английские монархи и многие государственные деятели этого периода.
В этом плане исследование экономических и социально-политических аспектов отношения английской монархии к крестьянам представляется нам вполне оправданным на современном этапе развития исторической науки. Это позволит не только более полно и глубоко понять место и роль крестьян в экономической и социально-политической системе английской монархии, но проследить влияние государства на эволюцию аграрных изменений в Англии кануна буржуазной революции середины XVII в. Наконец, это позволит в чем-то по-новому взглянуть на специфику английской абсолютной монархии, ее экономическую и социальную политику.
В отечественной историографии истории Англии XVI-XVII вв. до сих пор преобладали работы по аграрной, социальной, политической, культурной истории и истории социальной борьбы. Среди них были крупные исследования аграрных отношений, но в них не рассматривалось взаимоотношение крестьян и государственных институтов. Однако некоторые историки при решении своих исследовательских задач затрагивали отдельные аспекты интересующих меня вопросов. Правда, в большей мере это относится к другим периодам английской истории (первая половина XVI в., вторая половина XVII-XVIII вв.)[4].
Нет специальных работ по данной теме в английской и американской историографии. Вместе с тем, некоторые английские и американские авторы в своих штудиях по аграрной и социальной истории Англии XVI-XVII вв. касались ряда аспектов взаимоотношений крестьян и государства в этот период. В этом плане представленная на суд читателя книга в какой-то мере может заполнить некий историографический вакуум, образовавшийся между исследованиями аграрной и социально-политической истории Англии указанного периода.
Новизна исследования состоит в привлечении источников, ранее почти или совсем не использовавшихся для изучения различных аспектов истории английского крестьянства и государственных институтов. Прежде всего, были привлечены источники государственного происхождения (статуты, прокламации, распоряжения монархов и их приближенных представителям местных властей, переписка государственных органов с шерифами и мировыми судьями графств и т.д.), а также документы, вышедшие из крестьянской среды, которые прямо или косвенно позволяют судить об отношении крестьян к различным аспектам аграрной и социальной политики государства. При написании работы использовались и многие другие источники (юридические, нарративные, мемуарные, документальные и др.), в которых содержится хотя бы какая-то информация по затронутым мною аспектам.
Основная цель исследования – выяснить наиболее важные моменты положения крестьян в экономической и социально-политической системе английской монархии второй половины XVI-первой трети XVII веков, что позволит определить практически весь спектр их взаимоотношений с государством.
Хронологические рамки работы определялись двумя факторами. Во-первых, нижняя хронологическая грань (середина XVI в.) взята мною с учетом того, что именно вторая половина XVI века считается временем расцвета английского абсолютизма и традиционно ассоциируется с периодом правления Елизаветы I Тюдор. Во-вторых, верхняя хронологическая грань, а именно 1640 г., традиционно считается началом английской буржуазной революции или же началом гражданских войн. Таким образом, исследуется период почти в сто лет накануне переломного момента английской истории периода раннего Нового времени.
Географические рамки исследования, естественно, предполагают территорию всего английского королевства указанного периода. Однако по мере возможности и состояния источников в ходе исследования попытаюсь определить региональную специфику отдельных аспектов политики английского государства по отношению к крестьянам и их положение в данный период.
В работе учитывались методологические новации в подходе к истории, в частности, цивилизационный подход к истории и антропологический подход к явлениям социальной истории. Однако, на мой взгляд, нельзя пренебрегать и плодотворным прежним опытом отечественных историков, которые на основе марксистской методологии с её формационным подходом к истории добились существенных результатов в исследовании социально-экономических и политических проблем, признанных мировой наукой. В контексте исследуемых в книге вопросов приоритет экономических и социальных факторов несомненен.
Следует принять во внимание, что тема исследования связана с переходным периодом истории Англии от феодализма к капитализму, что не отрицается как сторонниками формационного, так и цивилизационного подходов. Уже давно замечено, что переходные эпохи в истории характеризуются некоторыми специфичными законами развития, что также следует учитывать в конкретных исследованиях отдельных проблем.
В методологическом плане большое значение имеют терминология и понятия, используемые историком. Сейчас это называют зачастую «язык историка». В этом отношении предмет исследования данной работы также требует конкретной определённости. На мой взгляд, нельзя терминологию и понятия современного общества переносить на историю Англии XVI-XVII вв. Недопустима и другая крайность, когда при объяснении событий и явлений того периода используют терминологию современников описываемых событий. Выбирая свой «язык» исторических понятий и терминов, исследователь должен учитывать достижения мировой историографии в этом плане, а не следовать исключительно за терминологией и понятиями XVI-XVII вв. Особенно это относится к квалификации социальной структуры общества того периода. В методологическом плане здесь, безусловно, есть большие сложности. Так, например, как наиболее адекватно квалифицировать крестьянство как самый многочисленный слой населения Англии XVI-XVII вв.? Следовать традиционному пониманию его как класса или же считать его сословием? Первый подход предполагает учитывать, прежде всего, его экономическую сущность. Второй подчеркивает, что этот слой существовал в условиях феодального общества, для которого характерно именно сословное деление и более дробное деление на типы и виды общностей. Однако в изучаемый хронологический отрезок времени шло разложение феодальных социальных структур и становление структур буржуазного общества. Это затрудняет возможность дать универсальное определение крестьянства как социального слоя английского общества. Если использовать традиционное определение его как класса, то только с оговоркой, что этот класс находился в состоянии значительного размывания. На одном его полюсе мы видим зажиточных крестьян йоменов, а на другом – безземельных или малоземельных крестьян коттеров. В промежутке между ними существовал ещё ряд категорий, отличавшихся друг от друга держательскими правами на землю и отношениями собственности. Наконец, часть этого класса была уже просто выкинута из экономической системы и превратилась в пауперов, а затем включилась в качестве наёмных рабочих в уже иную экономическую систему формирующегося буржуазного общества.
Задачи исследования потребовали и применения соответствующих методов. Так, использовался традиционный общенаучный метод анализа и синтеза. Аналитический метод исследования особенно необходим при работе с письменными источниками XVI-XVII вв., ибо многие факты и явления, описываемые в них, трактуются в непривычной для современного читателя терминологии, а самое главное, объясняются авторами документов в зависимости от их социального положения в обществе, религиозных и политических симпатий и антипатий.
Из специальных методов исследования наиболее приемлемым оказался метод статистического анализа, хотя и в ограниченном масштабе в силу сохранности источников. Понятно, что нельзя абсолютизировать количественный анализ, поскольку только с помощью этого метода вряд ли возможно адекватно оценить такой аспект, как, например, политика государства в отношении определенного класса, сословия, общности.
Результаты проделанной работы, опубликованные в этой книге, могут быть использованы не только историками, изучающими различные проблемы истории Англии XVI-XVII вв., но и специалистами историками при написании обобщающих работ по истории западноевропейских стран периода позднего феодализма и раннего Нового времени. Надеюсь, что данная книга будет полезна и всем, кто проявляет интерес к истории Средних веков и раннего Нового времени. Кроме того, думается, что результаты моего исследования дадут возможность историкам нового поколения ставить и решать новые исследовательские задачи как по истории Англии, так и других европейских стран этого периода. Наконец, результаты исследования, изложенные в данной книге, могут быть использованы преподавателями исторических факультетов университетов и педагогических университетов при чтении общего курса лекций по западноевропейской истории периода позднего феодализма и в специальных курсах по истории Англии XVI-XVII вв.
[1] История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма: В 3-х томах / Под ред. З. В. Удальцовой. - М.: Наука, 1985 – 1986.
[2] The Agrarian History of England and Wales / Gen. Ed. H. P. R. Finberg. – Cambridge, 1967. Vol. IV.(1500 – 1640). За последние 30 лет вышел в свет ещё ряд работ по аграрной и социальной истории Англии XVI - XVII вв. как самой Дж. Терск, так и её учеников и последователей.
[3] За последние несколько лет там разрабатываются различные проблемы аграрной истории Англии, и, в частности, поставлен вопрос о пересмотре критериев подхода к проблеме аграрной революции в Англии и её хронологических рамок в Раннее Новое время (Дж. Р. Уорди). Сведения о тематике научных исследований современных британских историков любезно предоставлены автору книги Британским советом в г. Москве и публикациями ''Историки раннего Нового времени'', издаваемого историками государственного университета Гарри Трумэна в США(Scholars of Early Modern Studies./ Gen. Editor R.V. Schnucker, Jill Bepler. Vols. 25-31, 1991-2000, Kirksville, MO USA- Department Gerzog August Bibliothek, Germany).
[4] Семёнов В. Ф. Огораживания и крестьянские восстания в Англии XVI в. – М; Л., 1949: Архангельский С. И. Аграрное законодательство и аграрное движение в Англии во время революции XVII в. - М., 1955; Он же. Аграрное законодательство Великой Английской революции. 1643–1648. – М; Л., 1935; Он же. Аграрное законодательство английской революции. 1649–1660. - М., 1940; Он же. Крестьянские движения в Англии в 40–50 годах XVII в. - М., 1960; Сапрыкин Ю. М. Народные движения в Англии и Ирландии в XVI в. - М., 1963; Он же. Социально–политические взгляды английского крестьянства XIV–XVII вв. - М., 1972.