© Автор: Кирюхин Д.В.


В статье рассматривается в качестве имагографического исторического источника манускрипт «Книги астрологии» Генриха VII Британской библиотеки (Arundel MS. 66), в котором астрономические трактаты и политические предсказания сопровождают многочисленные иллюстрации, отражающие разнообразные символы королевской власти новой династии в Англии. Рисунки иллюминированного манускрипта иллюстрируют сопровождаемый текст не буквально (за исключением карт звездного неба и созвездий). Миниатюра, изображающая короля в сопровождении французского посла, не является презентационной, а представляет собой аллюзию на политические взаимоотношения двух европейских держав.

The manuscript of Henry VII’s “The Book of Astrology” of the British Library (Arundel MS. 66), in which astronomical treatises and political prophecies are accompanied by numerous illustrations, reflecting various symbols of the royal power of the new dynasty in England, is considered in the article as an imagographic historical source. The figures of the illuminated manuscript illustrate the accompanying text not literally (with the exception of maps of the starry sky and constellations), the miniature depicting the king accompanied by the French ambassador is not representative, but is an allusion of the political relations between two European powers.


Время воцарения династии Тюдоров в Англии – это эпоха расцвета придворной культуры, ставшей одним из важнейших инструментов репрезентации королевской власти. Последнюю нельзя назвать просто прихотью монарха, ведь с самых первых дней с приходом к власти Генриха VII (1485–1509), 22 августа 1485 г. одержавшего победу над войсками своего противника Ричарда III Йорка и затем 30 октября короновавшегося в Лондоне, положение новой династии было непростым. В стране вспыхивали восстания, появлялись самозванцы, предъявлявшие права на престол и имевшие поддержку за рубежом. Организованный королем и его сторонниками круг придворных авторов в литературно-поэтических и исторических произведениях, книжной иллюстрации, портретах и скульптурах, празднествах, турнирах и церемониях демонстрировал величественный образ правителя, его знатную родословную и транслировал символы власти новой династии – гербы, геральдические животные и другие элементы.

Данный материал посвящен иллюминированному манускрипту так называемой «Книги астрономии» (British Library, Arundel MS. 66)[i], созданной во время правления короля Генриха VII, который мы рассматриваем не с точки зрения традиционного исторического анализа, а обращаемся к его иллюстрациям как способу транслирования и репрезентации символов королевской власти, т. е. используем его как визуальный источник.

Несмотря на то, что в последнее время в отечественной историографии появляется все больше работ[ii], в той или иной степени имеющих отношение к проблематике репрезентации власти первых представителей династии Тюдоров в Англии в контексте новой политической и новой культурной истории[iii], трудов, посвященных непосредственно иллюминированным манускриптам данного периода, практически нет. Интерес к этому виду исторических источников в зарубежной, в частности в британской историографии, появился еще в середине XIX в., когда вышли серии каталогов манускриптов Британского музея[iv]. В настоящее время страницы многих из них оцифрованы и размещены в свободном доступе в Каталоге иллюминированных манускриптов на сайте Британской библиотеки[v], второй каталог содержит полностью оцифрованные манускрипты[vi]. Кроме того, манускрипт «Книги астрономии» в своих исследованиях рассматривают Дж. Фронска[vii] и Х. М. Кэрри[viii], обращаясь в первую очередь к вопросу возможного политического значения документа и лишь поверхностно – к его иллюстрациям.

«Книга астрономии» – это весьма обширный иллюминированный манускрипт, представляющий собой компиляцию астрологических текстов вместе с предсказаниями, в настоящее время хранящийся в Британской библиотеке[ix]. Портрет короля и многочисленные гербы, используемые в качестве украшений на боковых частях страниц, являются свидетельством того, что если Генрих VII и не был заказчиком или патроном манускрипта, то, вероятно, получил его в качестве подарка. Как бы то ни было, о том, кому принадлежала книга, созданная к 1490 г., неизвестно, в 1667 г. манускрипт был подарен Генри Говардом, герцогом Норфолком (1628–1684), Лондонскому королевскому обществу. Генри, вероятнее всего, получил манускрипт в наследство от своего деда, прославленного коллекционера Томаса Говарда (1585–1646), графа Арундела[x].

Британские исследователи полагают, что манускрипт мог несколько поколений храниться в семейной библиотеке, являясь королевским подарком либо Томасу Говарду (1443–1524), второму герцогу Норфолку, который являлся дипломатом Генриха VII, или Томасу Говарду (1473–1554), третьему герцогу Норфолку, служившему Генриху VIII, что косвенно подтверждает полустертая надпись “Thomas Norll” (или “Thomas Norff”)[xi].

Основным текстом манускрипта является труд итальянского астролога Гвидо Бонатти (1207–1296) «Книга Астрономии»[xii] в десяти трактатах (ff. 48–248v), которая была переписана и отредактирована Джоном Веллисом (John Wellys) и предоставлена публике 30 июня 1490 г. Труд Бонатти предваряют астрономические таблицы Джона Киллингсворта (ок. 1445 г.), разработавшего схему фаз луны и движения солнца, использовавшуюся в Оксфорде[xiii], и иллюстрированный «Каталог Звезд» из латинского перевода «Альмагеста» Птолемея (книги VI и VII), выполненного Герардом Кремонским[xiv].

Завершает манускрипт собрание предсказаний, представленных как более ранними «Пророчествами Мерлина» Гальфрида Монмутского[xv], двумя предсказаниями XII в. «Плодоносное древо» (“Arbor fertilis”) и «Подобно красному дракону» (“Sicut Rubeum Draconem”), известных как части «Предсказания Орла» и приписываемых Мерлину[xvi], так и текстами, появившимися в период правления Эдуарда III («Пророчество Бридлингтона»[xvii]).

Есть множество свидетельств набожности короля Генриха VII, при его дворе в разное время служили два итальянских астролога. Первый из них, Уильям Паррон (ок. 1460 – после 1503), работавший с 1498 г., в 1503 г. был вынужден бежать после смерти королевы Елизаветы в возрасте 37 лет (11 февраля 1503 г.), так как согласно его предсказанию она должна была дожить до 80-летнего возраста[xviii]. Второй – Джованни Баттисто Боэрио из Генуи (1494–1514) – также был королевским врачом[xix]. Таким образом, вероятно, Генрих VII не только использовал жанр политических и астрологических предсказаний для репрезентации власти, но и сам верил в их правдивость.

Обратимся к иллюстрациям манускрипта, выполненным трудами двух (трех) художников. Традиционно текст сопровождают нарядно украшенные буквицы – заглавные буквы, демонстрирующие начало нового абзаца или отрезка текста. Очень часто художником используются королевские цвета – золотой и красный, не забывают иллюстраторы и о таком важном для династии Тюдоров символе, как геральдические алые и белые розы (рис. 1), среди которых, разумеется, доминирует алая роза (рис. 2).

Алая роза считалась символом дома Ланкастеров, однако после битвы при Тьюксбери 4 мая 1471 г., в которой погиб наследник Генриха VI Ланкастера принц Эдуард, его единственный сын, и смерти самого Генриха VI в том же году в Тауэре, алая роза становится символом Генриха VII как потомка внебрачного сына Джона Гонта и наследника дома Ланкастеров.

Представляет интерес еще одно изображение – дерево, увенчанное короной (иногда цветущее или с плодами в кроне), встречающееся также в качестве символа и герба Генриха VII в витражах Вестминстерского Аббатства (ок. 1515 г.) и Капеллы Королевского колледжа в Кембридже (ок. 1526 г.). В манускрипте «Зеркало дам» (“Mirroir des dames”)[xx] середины XV в. это дерево ассоциируется с боярышником. Сэр Уильям Сэгар, придворный портретист и герольдмейстер наиблагороднейшего ордена Подвязки (ок. 1554–1633) описал этот символ как свидетельство победы Генриха VII на Босвортском поле над Ричардом III, чью корону нашли в кусте боярышника[xxi]. Впрочем, пока не найдено более ранних свидетельств, подтверждающих эту историю, представляющую собой, скорее всего, более поздний сюжет.

Появляющиеся на страницах манускрипта драконы, безусловно, являются геральдическими символами Тюдоров, на страницах трудов Гвидо Бонатти (рис. 3) и Гальфрида Монмутского они окрашены в золотой цвет.

Но, что еще более важно, изображение созвездия из «Каталога звезд» Птолемея (рис. 4) демонстрирует нам красного дракона, который был для Генриха VII одним из важнейших символов и использовался еще до его воцарения на английском троне (красный валлийский дракон находился на войсковом знамени графа Ричмонда в битве при Босворте) как воплощение сюжета о троянском происхождения династии Тюдоров и всего английского народа[xxii].

Красный дракон находился на знамени короля Кадваладра ап Кадваллона (633–682), использовался легендарным королем Артуром, чью родословную (а, следовательно, и короля Генриха VII) придворные авторы, такие как Бернар Андре, возводили к полумифическому Бруту I Троянскому, внуку Энея, героя Троянской войны[xxiii].

Отдельного внимания заслуживает миниатюра, изображающая самого короля Генриха VII (рис. 5). На первый взгляд, это довольно типичная презентационная миниатюра, однако если обратиться к ее детальному рассмотрению, это не совсем так. Во-первых, само изображение находится в манускрипте не в начале самого трактата Гвидо Бонатти, а лишь открывает одну из его частей – «О полном обороте Земли в течение года» (“Tractatus de revolutionibus”). Такое положение миниатюры далеко не случайно. Согласно астрономическим представлениям того времени после полного оборота Земли и в момент начала нового года с появлением Солнца в Овне (20 марта) становится возможным подготовить предсказание судьбы на будущий год для целого народа, региона или королевства[xxiv].

На миниатюре мы видим в центре самого короля Генриха VII на троне под навесом с изображениями королевских гербов и в сопровождении своих придворных. Среди них архиепископ, возможно, лорд-канцлер Джон Мортон (1420–1500), хранитель государственного меча, вероятно, Томас Стэнли (1435–1504), граф Дерби и лорд Верховный констебль Англии (известно, что именно он держал государственный меч во время коронации Генриха VII), или Томас Ловелл (до 1450–1524), «рыцарь тела короля», изображенный с похожим знаком в виде короны в других манускриптах. На переднем же плане изображен королевский шут, который гладит белого пса, вероятно, грейхаунда – еще один символ Генриха VII. Король и ученый, возможно, Джон Веллис, вместе держат открытую книгу, демонстрируя ее содержание стоящему на коленях французском послу. Ученый и архиепископ указуют на небесные тела – солнце, луну и две звезды, видимые через открытое окно, используя манускрипт как материал для трактовки положения небесных светил. Обратимся к историческим событиям тех лет, чтобы понять, что королю и его придворным понадобилось показывать в книге по астрологии французскому послу.

Вступив на английский трон, Генрих VII Тюдор в 1485 г. заключает с Францией мир на год, который позже был продлен до 1489 г. Однако вскоре камнем преткновения интересов двух стран становится Бретань. 28 июля 1488 г. французская армия одержала победу в бою с армией бретонской, и перед Генрихом, стремившимся разрешить конфликт дипломатическим способом, встала непростая задача: вмешаться в военный конфликт между Францией и Бретанью и помочь герцогу Франциску II или позволить французской монархии завладеть всем Атлантическим побережьем. Дочери Франциска по условиям акта о капитуляции оказывались под опекой Франции.

Для мирного разрешения возникшего конфликта в сентябре 1489 г. к английскому двору было послано французское посольство, возглавляемое Франсуа де Люксембургом и известным гуманистом Робером Гагеном (1433–1501). Французское посольство вскоре вернулось в Париж, однако в конце октября или начале ноября двое послов, включая Гагена, вновь вернулись в Англию. Несмотря на то, что во время второго посольства французские дипломаты остались при английском дворе на более длительное время, компромисс так и не был найден.

Создание рассматриваемого иллюминированного манускрипта связывается британскими исследователями с присутствием французских послов в Лондоне[xxv]. Миниатюра демонстрирует момент, когда астролог, представленный в данном случае архиепископом, указывая на звезды, делает предсказание королю и Английскому королевству на будущий год.

Как бы то ни было, в декабре 1491 г. герцогиня Анна выходит замуж за Карла VIII, а после его смерти (1498 г.) за Людовика XII. Осенью 1492 г. войско английского короля идет на Францию, таким образом пытаясь заставить французов заплатить за ненападение английских войск, что и происходит по мирному договору, подписанному в ноябре 1492 г. после осады английскими войсками Кале. Такие придворные авторы, как Бернар Андре, описывали победоносное возвращение английской армии, наведшей настоящий ужас на французов[xxvi].

Итак, рассматривая манускрипт «Книги астрологии» как визуальный источник, акцентируя внимание на его художественном и визуальном оформлении, можно прийти к выводам, что иллюстрации не столько сопровождают текст (кроме отрезков, где это действительно необходимо – рисунки созвездий и пр.), сколько добавляют ему новые смыслы, частые повторения символов королевской власти, в том числе в тех местах книги, где нет прямой связи с текстом, и призваны закрепить в памяти читателя образ могущества, силы новой династии. Особый интерес представляет миниатюра с изображением самого короля Генриха VII, дающая возможность под новым углом зрения взглянуть на работу придворных авторов и художников, своевременно реагирующих на события международной политики.


[i] Astrological compilation and political prophecies, 1490 // Arundel MS. 66. British Library. The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

[ii] См. Окрошидзе Л. Г. Портреты Генриха VII и принца Уэльского Артура: легитимизация и глорификация власти в живописи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. 2019. № 1. С. 138–145.

[iii] См. Митягина А. С. Влияние окружения Генриха VIII Тюдора на внутреннюю политику Англии XVI в. // VIII Всероссийский фестиваль науки (Нижний Новгород, 3–4 октября 2018 г.) : сборник докладов : в 2 т. Т. 2. / ред­кол. : И. С. Соболь, Н. Д. Жилина и др. Н. Новгород : ННГАСУ, 2018. С. 233–237.

[iv] Catalogue of Manuscripts in the British Museum. New Series: in 3 vols. / ed. by J. Forshall. Vol. 1, part 1 : The Arundel Manuscripts. L., 1834. P. 14.

[v] The British Library Digital Catalogue of Illuminated Manuscripts.

[vi] Digitized Manuscripts of the British Library.

[vii] Fronska J. The Royal Image and Diplomacy: Henry VII’s Book of Astrology (British Library, Arundel MS. 66) // Electronic British Library Journal. L., 2014. Vol. VII. P. 1–28.

[viii] Carey H. M. Henry VII’s Book of Astrology and the Tudor Renaissance // Renaissance Quarterly. Cambridge, 2012. Vol. LXV. P. 661–710.

[ix] Astrological compilation and political prophecies, 1490.

[x] Fronska J. Op. cit.

[xi] Carey H. M. Op. cit.

[xii] Bonatti G. The Book of Astronomy: in 2 vols / trans. by B. N. Dykes from the 1491 and 1550 Latin Editions. Golden Valley, MN, 2007.

[xiii] North J. D. The Alphonsine Tables in Enfland / Stars, Minds and Fate: Essays in Ancient and Medieval Cosmology. L., 1989. P. 327–359.

[xiv] Kunitzsch P. The Star Catalogue Commonly Appended to the Alfonsine Tables // Journal of the History of Astronomy. N.Y., 1986. Vol. XVII. P. 91–98.

[xv] См. Монмутский Гальфрид. История бриттов. Жизнь Мерлина / послесл. А. Д. Михайлова. М. : Наука, 1984.

[xvi] Coote L. A. Prophecy and Public Affairs in Later Medieval England. Woodbridge, 2000. P. 61, 216, 241.

[xvii] Rigg A. G. John of Bridlington’s Prophecy: A New Look // Speculum. Chicago, 1988. Vol. LXIII. P. 696–613.

[xviii] Wroe A. Perkin: A Story of Deception. L., 2004. P. 453.

[xix] Armstrong C. A. J. An Italian Astrologer at the Court of Henry VII // Italian Renaissance Studies: A Tribute to the Late C. M.A. / ed. by E. F. Jacob. N. Y., 1960. P. 432–454.

[xx] Durandus of Campania in an anonymous translation. Speculum dominarum (Le Miroir des Dames) // Royal 19 B. XVI. The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

[xxi] Siddons M. P. Heraldic Badges in England and Wales: in 4 vols. Woodbridge, 2009. Vol. II. P. 148.

[xxii] См.: Кирюхин Д. В. Элементы растительного и животного мира в парадном портрете и книжной иллюстрации периода первых Тюдоров // Опыт естествознания и эволюция жанровых форм : исторические контексты : сб. науч. ст. М. : РГГУ, 2017. С. 153–158.

[xxiii] Андре Бернар. История жизни и достижений Генриха VII / пер. с лат., вступ. ст., коммент. Д. В. Кирюхина. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2017.

[xxiv] Carey H. M. Op. cit.

[xxv] Currin J. M. “To Traffic with War?” Henry VII and the French Campaign of 1492 // The English Experience in France c. 1450–1558 / ed. by D. Grummitt. Aldershot, 2002. P. 108–109.

[xxvi] См.: Андре Бернар. Указ. соч. C. 83–84.


Иллюминированная заглавная буква “C” с алыми розами. / Гвидо Бонатти. Книга астрономии в десяти трактатах. / Arundel MS 66. f. 187. British Library. // The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

Иллюминированная заглавная буква “A” с рамкой из алых и белых роз и птицей, держащей свиток с надписью: «Да здравствует король!» (“Vive le roy”). / Гвидо Бонатти. Книга астрономии в десяти трактатах. / Arundel MS 66. f. 53. British Library. // The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

Иллюминированная заглавная буква “R” составленная из дерева, увенчанного короной и золотого дракона. / Гвидо Бонатти. Книга астрономии в десяти трактатах. / Arundel MS 66. f. 129. British Library. // The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

Миниатюра с изображением созвездия Дракона из «Каталога Звезд». / Птолемей. Альмагест. / Arundel MS 66. f. 33v. British Library. // The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.

Миниатюра с изображением короля Генриха VII, встречающего французского посла. / Гвидо Бонатти. Книга астрономии в десяти трактатах. Arundel MS 66. f. 201. / Arundel MS 66. f. 33v. British Library. // The Catalogue of digitized manuscripts of British Library.


Кирюхин Д.В. Образы власти в политических предсказаниях и астрономии: «Книга астрологии» Генриха VII как визуальный источник. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2020. Т. 20, вып. 1. – Саратов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2020. – С. 41–46.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке