© Автор: Кирюхин Д.В.; Гражданинов И.Р.


В статье анализируется освещение в учебной литературе для школ России аграрной политики династии Тюдоров в Англии, которая является ключевой для понимания произошедшего в стране аграрного переворота и последующих событий, коренным образом изменивших как облик «старой доброй Англии», так и ее положения на общемировой арене. Если дореволюционные учебники практически не уделяли внимания данной теме, то издания, выпущенные в советский период, довольно подробно останавливаются на вопросе произошедших изменений – появления «нового дворянства», фермеров и исчезновения английского крестьянства, рассматривая данные события в контексте процессов первоначального накопления капитала и классовой борьбы. С точки зрения последнего ключевым моментом становится противостояние крестьян королевским властям и крупным землевладельцам во время восстания Р. Кета (1549 г.). На наш взгляд, особую ценность среди материалов, изданных в советское время, представляет хрестоматия по истории средних веков, содержащая отрывки и выдержки из оригинальных документов, которая может быть использована и в настоящее время. С началом перестройки школьного исторического образования в 1990-е годы династия Тюдоров в Англии, за исключением времени первого из королей – Генриха VII, стало изучаться в курсе Новой истории в 7 классах, а авторы учебников получили гораздо большую свободу в освещении учебного материала. Однако несмотря на это аграрная политика династии Тюдоров по-прежнему освещается в материалах школьного курса истории довольно скупо и кратко, и ее полноценное и всестороннее рассмотрение почти полностью ложиться на плечи каждого конкретного учителя.

The article analyzes the coverage in the educational literature for the Russian schools of the agrarian policy of the Tudor dynasty in England, which is key to understanding the agrarian revolution that took place in the country and subsequent events that radically changed both the face of “good old England” and its position on the global arena. If the pre-revolutionary textbooks did not pay much attention to this topic, the publications issued during the Soviet period consider in details the changes that had occurred – the emergence of a “new nobility”, farmers and the disappearance of the English peasantry, considering these events in the context of the processes of the initial accumulation of capital and class struggle. From that point of view the key issue is the peasants opposition to the royal authorities and large landowners during the rebellion of R. Kett (1549). In our opinion, the chrestomathy of the history of the Middle Ages, containing excerpts and excerpts from original documents, which can be used at present, is of particular value among the materials published in Soviet times. With the beginning of the restructuring of school history education in the 1990-s, the Tudor dynasty in England, except for the time of the first of the kings, Henry VII, began to be studied in the course of New History in the 7th grade, and the authors of the textbooks got much more freedom in covering the educational material. However, despite this the agrarian policy of the Tudor dynasty is still covered in the materials of the school course of history rather sparingly and briefly, and its full and comprehensive consideration almost completely falls on the shoulders of each particular teacher.


Введение. Аграрной и, –  шире, – социально-экономической политике династии Тюдоров в Англии в учебной литературе для школ России, к сожалению, вплоть до настоящего времени не уделяется должного внимания. Впрочем, подобная ситуация, как мы отмечали в материале, опубликованном в журнале «Преподавание истории в школе» несколькими годами ранее [8, c. 23–26], довольно типична по отношению к началу правления этой английской династии. Между тем, как замечает автор пособия «История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века» для старших классов В. М. Хачатурян, рассмотрение социально-экономической политики Тюдоров является непростой задачей в виду ее разноплановости и неоднозначности. С одной стороны, «Тюдоры поддерживали новые процессы (давали льготы купцам, поощряли колониальные захваты, законами против бродяг обеспечивали дешевизну наемной рабочей силы), но одновременно пытались приостановить их». Последнее выразилось в защите цехов, что тормозило рост мануфактур, запрете огораживаний, «которые нанесли урон сельскому хозяйству и подрывали социальную стабильность в стране». Кроме того, в Англии «втягивание деревни в буржуазные отношения было особенно бурным и приводило к большим потрясениям… <…> В итоге стремление государства регулировать экономику довольно быстро закончилось кризисом власти и революцией» [15, c. 171].

Целью исследования является анализ и характеристика учебной литературы для школ России, освещающих тему аграрной политики династии Тюдоров в Англии в к. XV–XVI вв.

Объектом исследования выступает комплекс учебников по истории Средних веков и Нового времени дореволюционного, советского и постсоветского (современного) периодов.

Основным методом исследования является служащий для достижения поставленной цели герменевтический метод интерпретации и анализа текста.

Результаты и обсуждение. В дореволюционной учебной литературе обозначенные процессы также освещались недостаточно. И. И. Беллярминов в своем «Элементарном курсе всеобщей и русской истории» правлению династии Тюдоров и вовсе не нашел места, отдавая приоритет освещению хода политических и религиозных событий в других странах. Несколько лучше обстоят дела в учебнике Новой истории Р. Ю. Виппера, но он делает акцент на рассмотрении процесса Реформации в Англии. При этом, он справедливо отмечает, что конфискованные в ходе Реформации церковные земли достались большей частью придворным и дворянству, что в итоге привело к росту недовольства крестьян и восстаниям, одним из самых известных из которых стало выступление под предводительством кожевника Роберта Кета (1492–1549 гг.): «Норфолкцы под предводительством кожевника Кета ломали ненавистные изгороди, возвращали огороженные земли в общинное владение, исходя из взгляда, что земля должна принадлежать всем одинаково… <…> Дворянская конница не могла сладить с восстанием. Пришлось пустить в дело артиллерию, и лишь с помощью этого иностранного войска восстание было подавлено» [10, c. 103–104].

Больше внимания аграрной политике Тюдоров уделялось в учебной литературе советского времени. В стабильном учебнике Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского, пережившем большое число переизданий с минимальными изменениями, целый § 47 был посвящен «Огораживаниям и их последствиям». Однако необходимо отметить, что аграрная политика освещалась односторонне, в частности, утверждалось, что «согнанные с земли, разоренные люди нигде не могли найти защиты. Королевские суды всегда становились на сторону землевладельцев» [1, c. 202]. При этом игнорируется тот факт, что первые Тюдоры, Генрих VII (1457–1509 гг.) и его сын Генрих VIII (1491–1547 гг.), неоднократно пытались остановить огораживания, подрывавшие социальную стабильность в обществе, и лишь когда эти попытки провалились, перешли к репрессивной политике против бродяг и нищих, получившей название «кровавых законов». Зато в учебнике отмечается, что «в первой половине XVI века в Англии было казнено 72 тысячи человек» [1, c. 204], подробно рассказывается о восстании Роберта Кета и его подавлении королевской властью, и делается довольно тенденциозный вывод: «Кровавыми законами правительство стремилось превратить бывших крестьян в послушных рабочих» [1, c. 204].

В методическом пособии по истории Средних веков Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского по этой теме предлагаются два варианта урока. В первом варианте рассказ об огораживаниях строится на основе исторического источника «Жалоба копигольдеров на огораживания» из третьего тома хрестоматии по истории средних веков. В этом документе рассказывается о некоем Джоне Помере, который в Сессексе «купил поместье при распродаже монастырских земель, отнятых королем у церкви» [3, c. 245] и начал проводить огораживания самыми грубыми методами. «У разоренных крестьян осталась одна надежда – на короля. Они коллективно написали жалобу на Джона Помера, в которой просили принять меры против этого “очень жестокого и злобного человека”, когда Джона Помера вызвали в королевский суд, он заявил, что „эта жалоба неверна, несправедлива, неправильна и на нее не стоило бы совсем отвечать”». Ответом на жалобу крестьян стало прибытие королевской комиссии, которая смогла помочь лишь тем, кто предоставил документы, подтверждающие права на землю, таких крестьян было меньшинство. Продолжает урок беседа о судьбе разоренных людей, преследуемых на основе тюдоровского кровавого законодательства, которая помогает выяснить «классовый смысл последнего»: правительство Тюдоров защищало интересы угнетателей и преследовало трудящихся, разоренных и обездоленных землевладельцами» [3, c. 246]. Разумеется, реакцией на подобные действия правительства становится восстание Р. Кета, при этом ликвидировать проводимые дворянами огораживания пытаются лишь крестьяне, теряющие свои наделы [3, c. 247]. Несколько противоречит этому второй вариант урока, в котором отмечается, что «в течение XVI в. английские короли неоднократно издавали законы против огораживаний, в которых предлагалось возвратить крестьянам незаконно отнятые у них земли» [3, c. 248].

Богатый документальный материал для характеристики агарной политики Тюдоров содержится в уже обозначенной выше Хрестоматии [11]. Так, документ № 5 «Акт против разрушения деревень 1489 г. (Из „королевских статутов”)» не только знакомит с массовым насильственным обезземеливанием крестьян, но и характеризует политику правительства короля Генриха VII в связи с огораживаниями. Акт констатирует, что опустошения и намеренное разрушение домов и деревень при обращении пахотных земель в пастбища приводят к перестройке аграрных отношений в королевстве, постоянному исчезновению крестьянства, к «великому упадку» земледелия. Правительство Генриха VII, естественно, было обеспокоено подобным нарушением феодальных устоев и опасалось, что появление огромного числа обездоленных и нищих, названных в акте «праздными», неминуемо вызовет «ниспровержение политики доброго управления», то есть приведет к росту недовольства и восстаниям крестьян. Кроме того, из акта следует, что королевская власть была встревожена разорением крестьянства. Это подрывало финансовое и военное состояние государства, поскольку именно крестьяне платили основную часть налогов и поставляли ополченцев. Поэтому указанными актами (их было несколько) правительство пыталось приостановить огораживания, запрещая собственникам сносить находившиеся на их земле крестьянские дома и строения. Акт Генриха VIII (1515 г.), например, предписывал землевладельцам в течение года восстановить разрушенные ими деревни и продолжить, как прежде, обработку земли [11, c. 179].

Но уже следующий документ № 6, – «Комиссия по расследованию дел об огораживаниях 1517 г. (На основе королевской грамоты)», – говорит о том, что попытки Генриха VIII задержать огораживания были безрезультатны. Назначенная королевской грамотой комиссия должна была выяснить причины продолжавшегося обезземеливания крестьян. Совершенно ясно, что акты против разрушения деревень и захвата крестьянских наделов не затрагивали собственности дворян на землю и не защищали прав крестьян на их наделы. Поэтому они открыто нарушались господствующими силами. Правительство Генриха VIII лишь стремилось затормозить огораживания, опасаясь, как уже отмечалось, тех последствий, к которым могло привести скопление не занятых работой лиц. Все это подтверждает и документ № 7, содержащий уже приводимую выше жалобу копигольдеров королю Генриху VIII на Джона Помера. Надежды копигольдеров на то, что король защитит их от злоупотреблений, оказались напрасны.

Документ № 8 представляет собой хорошо известный отрывок из первой части «Утопии» Томаса Мора (1478–1535 гг.). Томас Мор с негодованием писал о тех, кто всей «тяжестью своего правосудия» обрушился на обездоленных вместо того, чтобы их защитить. Очень интересны откровенные признания простых людей, выраженных в цитатах из памфлета и проповеди (документы № 9 и № 10). В них сказано о резко отрицательном отношении трудящихся масс Англии к огораживаниям и огораживателям. Документ № 11 посвящен восстанию крестьян под руководством Р. Кета 1549 г.: первый отрывок дает возможность познакомить учащихся с причинами недовольства и основными требованиями восставших, во втором передана правдивая картина страданий беднейших слоев крестьянства, лишенных средств существования, говорится о стремлении к восстанию. Источник очень выразителен, в нем содержится резкий протест против огораживаний и указывается о примитивно-уравнительных тенденциях части восставших [11, c. 180].

Документ № 12 – один из актов (1597 г.), изданных Тюдорами против бродяг и нищих, рассматривает бродяжничество как преступление, за которое полагаются различные наказания: пересылка людей из прихода и приход, где они так же не могли найти работу, заключение в тюрьме, исправительных домах, даже смертная казнь. В качестве методической рекомендации текст источника сопровождает следующая запись: «Комментируя документ, надо объяснить учащимся, что акты эти были вызваны страхом перед народными восстаниями, преследовали цели обеспечить дешевой рабочей силой возникающие мануфактуры и сельское хозяйство, подчинить вчерашних крестьян и ремесленников дисциплине наемного труда» [11, c. 180]. В целом, несмотря на определенную тенденциозность подобных комментариев и выводов, материалы Хрестоматии, представляющие собой отрывки и выдержки из оригинальных источников, вызывают большой интерес и ценность и в отличие от материала учебников, который может меняться в зависимости от принятых в тот или иной период парадигм, актуальны и сегодня.

Обратимся и к другим учебным пособиям. В переработанном учебнике Е. В.Агибаловой и Г. М. Донского изложение средневековой истории Англии завершается рассказом о правлении Генриха VII Тюдора, но в нем ни слова нет о его аграрной политике [2, c. 153]. Экспериментальный учебник М. Бойцова и Р. Шукурова коротко излагает войну Алой и Белой розы (1455–1485 гг.) [5, c. 388] и не освещает правление Генриха VII Тюдора, вполне справедливо отнеся его к началу Новой истории Англии. М. Ю. Брандт тоже не характеризует аграрную политику Генриха VII в учебнике по истории Средних веков, отмечая только, что при нем значительно выросли поступления в казну и он не создал постоянной армии, сохранив пешее крестьянское ополчение [6, c. 315]. На той же позиции стоит и В. А. Ведюшкин, характеризуя правление Генриха VII [7, c. 212].

В результате перестройки школьного исторического образования в 1990-е годы правление династии Тюдоров, за исключением времени Генриха VII, стало изучаться в курсе Новой истории в 7 классах. В своем учебнике Новой истории для 7 класса Л. Н. Жарова и И. А. Мишина не рассматривают правление Тюдоров целостно. Они лишь отмечают, появление в Англии «нового дворянства» и разрушение общины: «В годы реформации в странах, где утвердился протестантизм, прежде всего, в Англии, появилось много людей, разбогатевших за счет приобретения за бесценок церковных земель. Земля принадлежала им на правах частной собственности, а не надела, предоставляемого за службу. Их называли „новыми дворянами”». При этом отмечается, что «новые дворяне» в своих хозяйствах применяли передовые по тем временам идеи и технологии – удобрения, вводили севооборот, осушали болота. Земледельцы стремились любым путем увеличить доходность своих хозяйств, в Англии этому способствовали огораживания, ставшие последствием роста цен во второй половине XV – начале XVI века в Нидерландах на привозимую из Англии шерсть – «чтобы получить высокий и стабильный доход, крупные английские землевладельцы начали захватывать общинные угодья – леса, пастбища, пустоши, болотистые места, а также крестьянские наделы, захваченные земли огораживали изгородью и превращали в пастбища для овец, такие участки сдавали в аренду крупным арендаторам – фермерам» [13, c. 112]. Результатом огораживаний в Англии стало почти полное исчезновение крестьянства за два – три столетия, а лишенные наделов бывшие крестьяне бродяжничали «в поисках пропитания и случайных заработков» [13, c. 113]. Характеризуя эти процессы, Л. Н. Жарова и И. А. Мишина ничего не говорят об аграрной политике Тюдоров. Лишь в разделе о реформации в Англии они отмечают, что Генрих VIII «приказал закрыть монастыри и конфисковать их земли» [13, c. 144].

В последующих изданиях учебника после переработки Л. Н. Жарова и И. А. Мишина ввели понятие «аграрного переворота», которое обозначено как «явление, при котором земля становится предметом купли-продажи, создаются специализированные товарные хозяйства, где применяются усовершенствования и нововведения для повышения их доходности» [12, c. 95]. Далее следует повествование о появлении слоя сельской буржуазии – крупных, средних и мелких землевладельцев, которые были представлены новым дворянством, арендаторами и фермерами: «В ходе аграрного переворота растет производство сельскохозяйственных товаров и сырья для нужды ремесла, высвобождаются лишние рабочие руки, накапливаются значительные денежные средства» [11, c. 95]. Однако, характеризуя эти процессы, Л. Н. Жарова и И. А. Мишина обходят стороной аграрную политику Тюдоров и ее роль.

Не повезло рассматриваемой нами теме и в учебнике авторского коллектива во главе с А. Я. Юдовской. Справедливо отмечая, что XVI век в Англии – век Тюдоров, авторы учебника пишут дальше: «Три главных мотива проходят в это столетие через всю историю Англии: Реформация, усиление абсолютизма и завоевание морского господства» [16, c. 107]. Аграрному перевороту и процессу первоначального накопления капитала в этой формуле не нашлось. Рассматривая ход Реформации в Англии, авторы учебника отмечают, что «часть монастырских земель король раздал своим сторонникам, часть пустил в продажу, остальное отошло короне… К 1547 году было продано две трети изъятых у церкви владений. К 1554 г. общий доход от их продажи составил 1 млн 260 тыс. фунтов» [16, c. 109].

В то же время «экономическое положение части бедняков даже ухудшилось, так как после закрытия монастыри уже не могли оказывать приют «сирым и убогим», а дворяне, получившие или купившие монастырские земли, сгоняли с них крестьян и превращали пашни в пастбища для овец. Все больше бездомных оказывалось на дорогах «старой доброй Англии», а ко многим она была совсем не добра» [16, c. 109]. Стремление к обогащению нового дворянства «было столь велико, что попытки королевской власти остановить процесс огораживания ни к чему не привели» [16, c. 46]. Далее авторы учебника кратко освещают негативное отношение к происходящим переменам старого дворянства и появление фермеров – «зажиточных крестьян, использующих наемный труд и технику» [16, c. 44], делая вывод о том, что «В деревне произошло имущественное расслоение: одни крестьяне богатели, другие разорялись» [16, c. 44].

Наряду с учебниками для основной школы в последние годы появились учебники всеобщей истории для второго концентра. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить повторение и углубление ранее изученного материала на новой проблемно-поисковой основе. К таким учебникам принадлежит учебник Н. В. Загладина и Н. А. Симонии для 10 класса. Об аграрной политике эпохи Тюдоров в нем можно найти лишь небольшой абзац, в котором довольно кратко пересказывается материал рассмотренных ранее учебных пособий, завершающийся широко распространенным выражением «овцы съели людей» [9, c. 237].

Более обстоятельно освещает аграрное развитие Англии в описываемый период авторы другого популярного учебника для 10 класса В. И. Уколова и А. В. Ревякина. Они отмечают, что путь развития общественных отношений в деревне, по которому пошла Англия, был уникален. Авторы последовательно раскрывают причинно-следственные связи произошедших изменений, начиная от роста прибыльности овцеводства в Англии в XIV–XV вв. и зарождения сукноделия. Для роста доходности поместий английским дворянам было необходимо пойти по пути «перестройки как производственной, так и социальной структуры». Огораживания определяются как «комплекс мероприятий», а противостоянию государства и незаконной деятельности дворян посвящено несколько предложений, из которых справедливо следует, что «На первых порах крестьяне в борьбе с предприимчивыми дворянами могли опереться на поддержку властей, которые опасались, что обнищавшие крестьяне перестанут платить налоги, среди них трудно будет набрать сильных и здоровых солдат для армии и моряков для флота» [14, c. 205–206]. Однако всего этого, разумеется, мало для полноценного освещения рассматриваемой темы.

Заключение. В заключение можно сказать, что аграрная политика Тюдоров в ее целостности и противоречивости не изложена ни в одном из рассмотренных учебных изданий. В советский период обращение к данной теме было связано с марксистской парадигмой классовой борьбы, поэтому особый акцент делался на процессах первоначального накопления капитала, жестокости и беззаконий новых дворян, безынициативности и безрезультатности действий королевских властей, а также противостоянию крестьянских масс новым порядкам, которые отразились в восстании Р. Кета. Разумеется, подобное освещение темы является односторонним. В настоящее время, свободное от идеологического давления, авторы учебных пособий стараются сделать материал более логичным и последовательным, добавить новые, ранее не освещавшиеся факты. Однако тема «Аграрная политика династии Тюдоров» для полноценного рассмотрения в рамках школьного курса все еще ждет своего часа.


  1. Агибалова, Е. В. История средних веков: Учебник для 6 класса / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской — изд. 16-е. — М.: Просвещение, 1977. — 272 с.
  2. Агибалова, Е. В. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской — 5-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 254 с.
  3. Агибалова, Е. В. Методическое пособие по истории средних веков. Пособие для учителей. / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1978. — 335 с.
  4. Беллярминов, И. Элементарный курс всеобщей и русской истории / И. Беллярминов — сост. Т. В. Естеферова // Учебники дореволюционной России по истории — М.: Просвещение, 1993. — 384 с.
  5. Бойцов, М. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений / М. Бойцов, Р. Шукуров — М.: МИРОС, 1994. — 416 с.
  6. Брандт, М. Ю. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений. / М. Ю. Брандт — 4-е изд. — М.: Дрофа, 2003. — 368 с.
  7. Ведюшкин, В. А. История средних веков: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. / В. А. Ведюшкин — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 287 с.
  8. Гражданинов, И. Р.. «Утверждение династии Тюдоров в Англии» в учебниках по истории Средних веков для школ России (историографический аспект). / И. Р. Гражданинов, Д. В. Кирюхин // Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал. — 2014. — № 1. — С. 23–26.
  9. Загладин, Н. В. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. / Н. В. Загладин, Н. А. Симония — 2-е изд. — М.: ООО: ТИД «Русское слово-РС», 2007. — 432 с.
  10. Из «Учебника Новой истории» профессора Р. Виппера. // Преподавание истории в школе — 1991 — № 2. — С. 73–113.
  11. История средних веков (XV–XVII века). Хрестоматия. / Сост. В. Е.  Степанова, А.Я.  Шевеленко. — М.: Просвещение, 1974. — 320 с.
  12. Мишина, И. А. Новая история. Конец XV–XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. / И. А. Мишина, Л. Н. Жарова — 4-е изд. — М.: ООО: ТИД «Русское слово-РС», 2004. — 304 с.
  13. Новая история. Часть 1: Учебник для 7 класса основной школы / Л. Н. Жарова, И. А. Мишина. — М.: ЦГО, 1998. — 432 с.
  14. Уколова, В. И. Всеобщая история: с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни / В. И. Уколова, А. В. Ревякин. — М.: Просвещение, 2008. — 368 с.
  15. Хачатурян, В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10–11 классы: Пособие для общеобразовательных учеб. заведений / Под ред. В. И. Уколовой. — 4-е изд. — М.: Дрова, 2000. — 512 с.
  16. Юдовская, А. Я. Новая история, 1500–1800: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2004. — 288 с.

Гражданинов И.Р., Кирюхин Д.В. Аграрная политика династии Тюдоров в учебной литературе для школ России. // Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, № 1 (17) январь – март 2018. – Н.Новгород: Нижегородская ГСХА, 2018. – С. 52–58

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке