© Автор: Кирюхин Д.В.


Рассматривается образ кардинала Томаса Волси, самого могущественного человека Английского королевства начала XVI в. после короля Генриха VIII, в труде его современника, придворного историка итальянца Полидора Вергилия, в котором Волси занимает центральное место. В отличие от своих коллег по перу, Дж. Скелтона и У. Тиндела, П. Вергилий далек от сатиры и демонизации образа кардинала, его точка зрения более взвешенна и рациональна. Автор приходит к выводу, что образ Т. Волси как талантливого человека, движимого страстями и в итоге совершающего ошибки, демонстрируется автором согласно его гуманистической идее о цели истории, которая понимается им как особая ветвь этики, являющаяся кладезем положительных и отрицательных нравственных примеров для читателя.

The article deals with the image of Cardinal Thomas Wolsey, the most powerful man of the kingdom of England in the early 16th century after King Henry VIII, in the work of his contemporary, court historian Polydore Vergil, in which Wolsey is the central figure. Unlike his colleagues J. Skelton and W. Tyndale, P. Vergil is far from making a satire and demonizing the Cardinal. His view is more rational and weighed: T. Wolsey is a talented person, who due to personal passions made some mistakes. P. Vergil demonstrates his humanistic idea about the purpose of history, which is understood as a special branch of ethics, as a fount of positive and negative moral examples for the reader.


В последние десятилетия все большее распространение приобретают исторические исследования, посвященные попыткам анализа и осмысления создаваемых системой репрезентации власти образов исторических событий и личностей. Изучение репрезентации власти для историка при этом может включать в себя не только анализ образа монарха как главной фигуры политического театра, но и, что не менее важно, детальное рассмотрение всего комплекса элементов особенного политического «языка» как способа легитимизации и пропаганды власти. Последний включает в себя новую династическую мифологию, придворную историографию, ритуалы придворной праздничной культуры с ее символическим подтекстом, созданные на их основе образы приближенных короля, его подданных и сторонников, внутренних и внешнеполитических врагов и оппонентов. Труд историка, следовательно, позволяет ответить на важнейшие вопросы: как и с какой целью закрепился в сознании людей рассматриваемой эпохи тот или иной образ конкретного человека – положительный или наоборот крайне негативный.

Со второй половины ХХ в. в зарубежных и отечественных исследованиях наблюдается заметный рост интереса к изучению феномена королевской власти и королевского двора в западноевропейских странах периода Средневековья и раннего Нового времени. В британской историографии, в первую очередь это труды общества по изучению феномена королевского двора – The Society for Court Studies, созданного в 1995 г. и его основателя Д. Старки [1], канадского историка Дж. Риделла [2]. В отечественной медиевистике новая политическая история является сферой научных интересов инициативной научной группы «Власть и общество» [3, с. 5–8], труды которой перекликаются с более ранними исследованиями Е.В. Кузнецова [4], М.А. Барга [5]. В центре внимания медиевистов находятся вопросы статуса королевской власти и королевского двора, однако сюжеты, связанные с анализом образов отдельных исторических личностей, созданных придворной историографией, по-прежнему остаются большой редкостью. К сожалению, лишь частичное отражение [6, с. 62–65] в работах отечественных историков нашел центральный исторический труд периода первых Тюдоров – 27-томная «История Англии» придворного историка Полидора Вергилия: это статьи М.М. Горелова [7, с. 235–256] и Е.Г. Домниной [8, с. 317–319]. В британской историографии жизненный путь П. Вергилия изучен достаточно детально, благодаря одному из главных специалистов его творчества Д. Хею [9, р. 240–251]. «История Англии» была переведена на современный английский язык и выдержала несколько переизданий, но полный ее перевод на русский язык по-прежнему ждет своего часа. Несмотря на обилие материала, посвященного оценке деятельности кардинала Томаса Волси в британской историографии, интерес к этой исторической личности в России появился сравнительно недавно, ему посвящают свои работы С.Н. Гаврилов [10, с. 248–264] и Т.Г. Чугунова [11, с. 150–154], при этом последняя оценивает деятельность Т. Волси в трудах его современника и идеологического оппонента – У. Тиндела.

Сын Роберта Волси, зажиточного человека, владевшего собственным хозяйством в Ипсвиче, и Джоан Донди, Томас родился около 1473 г. и уже с ранних лет демонстрировал свои способности: после Ипсвичской школы показал себя достаточно сообразительным, чтобы его перевели в колледж Магдалины (Оксфорд) в 11 лет, вместо обычных четырнадцати [12]. В пятнадцать Томас уже добыл свою первую степень бакалавра искусств (гуманитарных наук), около 1497 г. он был избран членом колледжа и после получения степени магистра гуманитарных наук (искусств) был назначен учителем в соседнюю школу. Волси был посвящен в сан священника 10 марта 1498 г. викарным епископом Солсбери и поначалу оставался в Оксфорде как директор школы Магдалины, а затем как декан теологии. Отец троих его воспитанников Томас Грей, 1-й маркиз Дорсет, даровал ему приход Лимингтон в Сомерсете в октябре 1500 г. [13, р. 74] В 1502 году Т. Волси оставил Оксфорд и стал одним из духовников Генри Дина, архиепископа Кентерберийского. После его смерти Волси был принят в дом сэра Ричарда Нанфана, помощника лейтенанта Кале, Нанфан высоко оценил административные способности Волси и в 1506 г. рекомендовал его королю. После смерти Нанфана в 1507 г. Волси стал капелланом короля Генриха VII, а затем секретарем архиепископа Винчестерского Ричарда Фокса. 2 февраля 1509 г. Волси стал деканом города Линкольн и оставался им до 1514 г. После смерти короля  его сын Генрих VIII даровал Т. Волси должность алмонера (должностного лица, ведающего раздачей милостыни, лечением и обустройством больных) в 1511 г., которая дала Волси место в Тайном совете. Со вступлением на престол Генриха VIII начался головокружительный взлет карьеры Волси: в 1514 г. он получил пост архиепископа Йоркского, в 1515 г. ему были пожалованы кардинальская шапка от папы и должности канцлера королевства и первого министра короля [10, с. 250], с 1518 г. он пожизненно стал папским легатом. Как отмечают большинство исследователей, Томас Волси сосредоточил в своих руках всю внешнюю и значительную часть внутренней политики Англии [14] и до 1529 г. считался самым могущественным человеком в Англии после короля.

Современником Т. Волси был придворный историк первых Тюдоров – итальянец Полидор Вергилий (1470–1555 гг.), уроженец Урбино. Родственник Адриана де Кастелло, одного из кардиналов католической церкви [15, р. 139], П. Вергилий получил образование в Падуе и в Болонском университете, а затем состоял на службе у Гвидо Убальдо (1472–1508 гг.), герцога Урбино. П. Вергилий также снискал себе славу как ученый и писатель, опубликовав в 1498 г. «Пословицы» (Proverbiorum Libellu» или Adagia), а затем в 1499 г. первое издание протоэнциклопедии «Об изобретателях вещей» (De Inventoribus Rerum), которая «долгое время была наиболее авторитетным энциклопедическим изданием по различным вопросам изобретений, открытий, происхождения культурных и социальных феноменов, а также по истории формирования иерархии католической церкви» [16]. В 1502 г. П. Вергилий впервые отправился в Англию по поручению папы Александра VI как помощник сборщика налогов, а в октябре стал епископом Бата и Уэллса. По поручению короля Генриха VII Полидор Вергилий начал работу над составлением «Истории Англии» (Anglica Historia) около 1507 г. Первое издание своего исторического труда придворный историк в целом завершил к 1513 г. [4, с. 201–216], однако по поручению короля П. Вергилий был вынужден продолжить работу и к первоначально запланированным 26 томам впоследствии добавил 27-й том о правлении Генриха VIII, который был напечатан в 1555 г. посмертно. Известно, что в 1515 г., потеряв расположение будущего кардинала Волси, Полидор Вергилий написал гневное письмо Папе римскому, в котором в самых резких выражениях отзывался как о самом Волси, так и об английском короле. Письмо было перехвачено, а его автор арестован [17]. Можно предположить, что именно это событие послужило причиной скрытой антипатии автора к Генриху VIII и открытым негативным оценкам деятельности и личности Т. Волси в тексте последней книги «Истории Англии», несмотря на то, что П. Вергилий был вскоре освобожден, поскольку за него вступился папа Лев X.

Полидор Вергилий в своем сочинении следует гуманистической идее о цели истории: история должна усиливать этику, являясь как бы кладезем положительных и отрицательных нравственных примеров, она понимается как особая ветвь этики. Одной из центральных тем «Истории Англии», помимо выделения возраста великих империй и государств, свободы англичан и религии, является саркастическое отношение автора к человеческой природе. Он пишет, что причиной многих важных исторических событий является только жажда власти отдельного человека, злоба и алчность, единственной альтернативой этому П. Вергилий считает христианское милосердие. В качестве доказательств подобным философским размышлениям П. Вергилий использует исторические факты и исторических личностей, последние приводятся автором в качестве положительного или отрицательного примера. Всю историю Англии он подразделяет на периоды правления праведных и неправедных королей, государственных деятелей и духовенства [7, с. 235–256].

В XXVII книге «Истории Англии» имя кардинала Томаса Волси упоминается более ста раз, таким образом, для П. Вергилия он становится одним из главных персонажей повествования, наряду с королем Генрихом VIII и его первой супругой Екатериной Арагонской, при этом историческое сочинение содержит подробную биографию Волси с момента его возвышения до самой смерти. В качестве главной причины появления Волси при дворе П. Вергилий называет интриги приближенных короля: противостояние Ричарда Фокса (ок. 1448–1528 гг.), епископа Винчестера, и Томаса Говарда, третьего герцога Норфолка, второго графа Суррея. Согласно тексту «Истории Англии», епископ Винчестера поддержал Волси и всячески способствовал его карьерному росту с целью использовать последнего для борьбы со своим оппонентом, при этом оставаясь в тени. Вот как П. Вергилий описывает молодого Волси: «В королевском хаусхолде был священник по имени Томас Волси, один из королевских капелланов, не неуч в Писании, умный малый и готовый к любым предприятиям» [18, Book XXVII, р. 1]. Именно его готовность к любым, в том числе и сомнительным с точки зрения морали действиям для достижения личного успеха, амбициозность и тогда еще скрытое тщеславие привлекло, по мнению автора, епископа Винчестера в Волси. Благодаря множеству похвал и поддержке высокопоставленного покровителя, Волси получает место в Тайном совете и вскоре имеет возможность общаться с королевским окружением и самим королем, при этом П. Вергилий отмечает его особый дар очаровывать людей и располагать к себе: «…это удивительно, как быстро он сумел благоприятно расположить к себе компанию молодых людей, близких к Генриху, которые были его фаворитами. Он был остроумным юношей, готовым в любой момент оставить приличествующую священническому сану важность и бренчать на лютне, танцевать, предаваться приятной беседе, улыбаться, шутить и играть» [18, Book XXVII, р. 1].

Для П. Вергилия первым деянием Т. Волси, достойным порицания, является его стремление сосредоточить в своих руках всю полноту государственной власти, чего тот и добивается при помощи хитрости, уговорив короля Генриха VIII, «человека доброго характера, с хорошим образованием и рожденного, чтобы править» [18, Book XXVII, р. 1], частично передать ему долг управления государством, чтобы сам король имел больше свободного времени для того, чтобы потратить его на благородные занятия по своему вкусу: «для отдыха он занимался музыкой и тщательно корпел над книгами Св. Фомы Аквинского. Он делал это по настоянию Волси, поскольку тот был убежденным томистом» [18, Book XXVII, р. 1]. Вскоре, по мнению П. Вергилия, Т. Волси стал управлять государством по своему желанию, «и многое делал так, как считал нужным, полагаясь в первую очередь на помощь Винчестера, который предпочел его остальным своим протеже» [18, Book XXVII, р. 1]. Из-за плохой репутации, как считает автор, Р. Фокс вскоре отошел от дел, предоставив Волси едва ли не полную неограниченную свободу действий.

В оценке личности Т. Волси для П. Вергилия важным является и его отношение к окружающим, в первую очередь, к своим друзьям: «…он стал очень самодовольным и высокомерным даже по отношению к дворянам, при этом он перестал ценить своих друзей, особенно старых, которые стали приходить к нему (и на самом деле пришли очень многие), отчасти чтобы поздравить с обретенными почестями, отчасти в связи со своими собственными делами. Он говорил с некоторыми из них с неохотой и даже не хотел смотреть на других, хотя с самого детства был наиболее близок с ними по знакомству, обращению и привычкам» [18, Book XXVII, р. 1]. По мнению автора «Истории Англии», Волси следовало бы гордиться тем, что несмотря на свое низкое происхождение, ему удалось добиться таких высот, однако тот наоборот «не любил об этом вспоминать, как о чем-то недостойном его положения» [18, Book XXVII, р. 1]. Таким образом, для П. Вергилия Т. Волси – это человек, хотя и обладающий определенными выдающимися личными качествами, но оказавшийся не на своем месте, как и в случае с другими подобными персонажами (например, самозванец Перкин Уорбек), это в итоге приведет его к катастрофе из-за жадности, тщеславия и недальновидности – тех качеств, которые были развиты в нем из-за недворянского происхождения.

Особое место в своем труде П. Вергилий отводит привычкам кардинала Волси, среди которых присутствует уже отмеченная другими авторами страсть к излишествам, дорогим тканям и золоту: «Насколько мне известно, он был и первым, и последним из всего духовенства, включая епископов и кардиналов, кто носил верхнюю одежду из шелка, что было также подхвачено теми священниками, которые стремились снискать его благосклонность. И в самом деле, эта манерность в поведении создала большую враждебность среди духовенства» [18, Book XXVII, р. 1]. С присвоением новых титулов, Волси стремится к большей демонстрации символов своей власти: он «…стал использовать золотой трон и подушку, золотую скатерть, и кардинальскую шляпу, а знак своего ранга перед ним нес его слуга на шесте, словно это был какой-то идол. Эта же шляпа была помещена на алтарь Королевской Часовни во время богослужений. Таким образом, из-за своей наглости и амбиций Волси снискал и заслужил нелюбовь всего народа, его ненавидели пэры и общины, потому что они были очень возмущены его тщеславием. Он стал объектом всеобщего отвращения и ненависти…» [18, Book XXVII, р. 20] Отдельно П. Вергилий упоминает строительство дворца для Волси, о котором тот просит короля, это Брайдвелл-Палас на берегу реки Флит в лондонском Сити, что в итоге представляет собой прекрасный архитектурный памятник, который, однако, по словам автора, едва ли не совершенно непригоден для жизни, целью строительства таким образом становится тщеславие Волси, желавшего «увековечить память о себе» [18, Book XXVII, р. 17].

Согласно тексту «Истории Англии», Т. Волси принимает самое активное участие во внешней политике английского королевства, в первую очередь в его взаимоотношениях с Францией, где он очень быстро оказывается обманут и подкуплен королем Франции Франциском I (1494–1547 гг.): «при помощи своих послов он как только мог начал уламывать Волси подарками и великолепными речами и быстро привлек его на свою сторону таким образом, что, так же как тот первоначально был самым ярым противником французов, теперь сделался самым энергичным их защитником…» [18, Book XXVII, р. 25] При этом П. Вергилий отмечает, что Волси делился с королем лишь частью подарков, обманывая наивного Генриха VIII и утаивая от него наиболее ценные и дорогие подношения. Французский король также вступает в переписку с кардиналом, восхваляя в своих письмах последнего, обращаясь к нему «Мастер» или «Отец» и спрашивая совета по любому, даже незначительному поводу. Таким образом, с помощью хитрости Франциска I и тщеславия Волси, второй человек в английском королевстве «был готов дать все, что было в его силах» [18, Book XXVII, р. 25] на пользу Франции и в ущерб своей стране.

Активное участие кардинал Волси принимает и во внутренней политике, в первую очередь устраняя опасных для себя конкурентов. П. Вергилий пишет: «…он не только не делал хорошего для своих врагов, даже ничего не подозревающих и безвредных, но горел ненавистью и жаждал человеческой крови…» [18, Book XXVII, р. 35] Так, по обвинению Волси в измене был казнен Эдвард Стаффорд, третий герцог Бэкингем. Однако следующая инициатива кардинала оказалась для него фатальной ошибкой: финалом XXVII книги «Истории Англии» становится описание бракоразводного процесса Екатерины Арагонской и короля Генриха VIII, инициатором которого становится Волси. Благодаря хитрости последнего, дело доходит до публичного судебного разбирательства, которое лишь приумножает количество его врагов: «Тогда королева взяла слово и публично осудила Волси за его вероломство, обман, беззаконие и бесчестность, с которыми он пытается вызвать разногласия между ней и ее мужем, и она сделала следующее публичное заявление: «Я обвиняю, отрекаюсь и желаю уйти прочь от такого судьи, являющегося самым враждебным из врагов права и справедливости, я обращусь к Папе в одиночку и вручу свое дело на суд только ему одному». Когда она со слезами на глазах сказала эти слова, вы могли бы увидеть,  что все обратили свои тяжелые взгляды на Волси…» [18, Book XXVII, р. 59] Быстро заметив возросший интерес короля к Анне Болейн, кардинал видит в ней не только возможную будущую королеву, но и опасность для себя, «…в первую очередь из-за оскорбительного высокомерия девушки, чего, по его мнению, следовало бояться больше, чем смерти» [18, Book XXVII, р. 59]. Волси при помощи тайной переписки вступает в сговор с Папой с целью задержать бракоразводный процесс ровно до тех пор, пока ему не удастся повлиять на Генриха так, как ему было бы нужно. Все названное не проходит мимо внимания короля, который решает наказать «этого человека, который стал столь забывчивым ко всем благодеяниям, что были для него сделаны» [18, Book XXVII, р. 59].

Первоначально король лишает Волси не всех его привилегий, отправив сначала в епископский дворец в Винчестере, а затем дает ему престол в Йорке, чтобы он мог научиться жить лучше и умереннее. Как пишет П. Вергилий, Волси «…пришло в голову сидеть на епископском троне в Йорке, словно величественному победителю, по своей привычке проводя свое время на церемониях, банкетах и развлечениях, так, что этого человека, которого только начали жалеть, стали снова ненавидеть. И поскольку Уолси не хватало его прежних дорогих облачений, а он желал быть более заметным, он, не колеблясь, написал Генриху с просьбой прислать его митру и облачение, которые носил ранее…» [18, Book XXVII, р. 59] Получив это письмо, король был очень поражен и приказал арестовать Волси, «…чтобы тот перестал лосниться гордостью в своем безумии» [18, Book XXVII, р. 59], однако во время пути тот умер в Лестере. Повествование о жизни Волси Полидор Вергилий заканчивает кратким философским размышлением о хрупкости человеческой жизни, которая напрямую зависит не только от страстей, которыми обуреваем сам человек, но и от воли Всевышнего.

Таким образом, XXVII книга «Истории Англии» содержит взвешенную и трезвую оценку личности кардинала Т. Волси. Хотя для ее автора Волси, несомненно, –  пример неправедного политического деятеля и представителя духовенства, П. Вергилий стремится найти для его поступков рациональные причины: алчность и жестокосердие кардинала объясняется его низким происхождением, противостояние королеве Екатерине – их личными враждебными взаимоотношениями. Несмотря на довольно частые яркие метафоры и прямую речь исторических персонажей, демонизация образа Волси отсутствует, нет метафор и сравнений его с дьяволом, упоминаний о его сверхъестественных способностях, чем грешат другие авторы (Дж. Скелтон, У. Тиндел). Более того, П. Вергилий признает определенные таланты Волси, его проницательный ум и амбициозность, демонстрируя читателям его образ с гуманистическим посылом извлечь из истории его жизни определенные уроки.


  1. Starkey D. The English Court from Wars of the Roses to the Civil War. L.: Longman, 1987. 273 p.
  2. Ridell J.E. «A Mirror of Men»: Sovereignty, Performance and Textuality in Tudor England, 1501–1559. Ontario: The Press of Queen’s University, 2009. 359 p.
  3. Хачатурян Н.А. Суверенитет, закон и «вся община»: взаимодействие и дихотомия власти и общества // Власть, общество, индивид в средневековой Европе. М.: Наука, 2008. С. 5–8.
  4. Кузнецов Е.В. «История Ричарда III» как исторический источник // Томас Мор. Эпиграммы. История Ричарда III. М., Наука, 1973. С. 201–216.
  5. БаргМ.А. Шекспир и история. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Серия АН СССР: Из истории мировой культуры. М.: Наука, 1979. 216 с.
  6. Кирюхин Д.В. Образ династии Тюдоров в «Истории Англии» Полидора Вергилия. // Историки между очевидным и воображаемым: проблемы визуализации в исторической мысли. Материалы XVII чтений памяти члена-корреспондента АН ССР С.И.Архангельского. 7-8 апреля 2011 г. / Отв. ред. А.В. Хазина. Н.Новгород: НГПУ, 2011. С. 62-65.
  7. Горелов М.М. Исторические переломы прошлого в английской историографии раннего Нового времени: Полидор Вергилий // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. № М.: ИВИ РАН, 2012. С. 235–256.
  8. ДомнинаЕ.Г. Вергилий Полидор (1470-1555) // Культура Возрождения. Энциклопедия / Под ред. Н.В. Ревякиной. Т. М.: Наука, 2007. С. 317-319.
  9. Hay D. Polydore Vergil, Renaissance Historian and Man of Letters. Oxford, 1952. 223 p.
  10. Гаврилов С.Н. Томас Уолси – «Alter rex» Англии 1515-1529 гг. // Слава и забвение: парадоксы биографики: Сб. науч. ст. СПб.: Алетейя, 2014. С. 248-264.
  11. Чугунова Т.Г. Служба Т. Волси по трактату У. Тиндела «Практика папистских прелатов» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 5-6. С.150–154.
  12. Черняк Е.Б. Тайны Англии: Заговоры. Интриги. Мистификации. М.: Остожье, 1996. 492 с.
  13. EltonG.R. EnglandundertheTudors: Third Edition. London: Routledge, 1991. 540 p.
  14. Cavendish G. The life and death of Cardinal Wolsey / Ed. by R. S. Sylvester, L., 1959. Reprint / Ed. Ian Lancashire. Toronto: Web Development Group University of Toronto Library, 1997.
  15. Hay D. The Life of Polydore Vergil of Urbino // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 1949. P. 132-151.
  16. Михайлов Л.М. Старые книги. Путешествие по старой русской библиотеке. Сочинения в трех томах. Т. 3. Критика и библиография. М.: ГИХЛ, 1958. 749 c.
  17. Sutton D. Introduction. Vergil, P. Anglica Historia. Latin text and English translation / E and trans. by Sutton D.J. Library of Humanistic Texts at the Philological Museum of University of Birmingham's Shakespeare Institute, 2005.
  18. Vergil P. Anglica Historia. Latin text and English translation / Ed. and trans. by Sutton D.J. Library of Humanistic Texts at the Philological Museum of University of Birmingham's Shakespeare Institute, 2005.

  1. Starkey D. The English Court from Wars of the Roses to the Civil War. L.: Longman, 1987. 273 p.
  2. Ridell J.E. «A Mirror of Men»: Sovereignty, Performance and Textuality in Tudor England, 1501–1559. Ontario: The Press of Queen’s University, 2009. 359 p.
  3. Hachaturyan N.A. Suverenitet, zakon i «vsya obshchina»: vzaimodejstvie i dihotomiya vlasti i obshchestva // Vlast', obshchestvo, individ v srednevekovoj Evrope. M.: Nauka, 2008. S. 5–8.
  4. Kuznecov E.V. «Istoriya Richarda III» kak istoricheskij istochnik // Tomas Mor. Ehpigrammy. Istoriya Richarda III. M.: Nauka, 1973. S. 201–216.
  5. Barg M.A. Shekspir i istoriya. Izd. 2-e, ispravlennoe i dopolnennoe. Seriya AN SSSR: Iz istorii mirovoj kul'tury. M.: Nauka, 1979. 216 s.
  6. Kiryuhin D.V. Obraz dinastii Tyudorov v «Istorii Anglii» Polidora Vergiliya // Istoriki mezhdu ochevidnym i voobrazhaemym: problemy vizualizacii v istoricheskoj mysli. Materialy XVII chtenij pamyati chlena-korrespondenta AN SSSR S.I. Arhangel'skogo. 7–8 aprelya 2011 g. / Otv. red. A.V. Hazina. N. Novgorod: NGPU, 2011. S. 62–65.
  7. Gorelov M.M. Istoricheskie perelomy proshlogo v anglijskoj istoriografii rannego Novogo vremeni: Polidor Vergilij // Dialog so vremenem. Al'manah intellektual'noj istorii. № M.: IVI RAN, 2012. S. 235–256.
  8. Domnina E.G. Vergilij Polidor (1470–1555) // Kul'tura Vozrozhdeniya. Ehnciklopediya / Pod red. N.V. Revyakinoj. T. M.: Nauka, 2007. S. 317–319.
  9. Hay D. Polydore Vergil, Renaissance Historian and Man of Letters. Oxford, 1952. 223 p.
  10. Gavrilov S.N. Tomas Uolsi – «Alter rex» Anglii 1515–1529 gg. // Slava i zabvenie: paradoksy biografiki: Sb. nauch. st. SPb.: Aletejya, 2014. S. 248–264.
  11. Chugunova T.G. Sluzhba T. Volsi po traktatu U. Tindela «Praktika papistskih prelatov» // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2015. № 5–6. S. 150–154.
  12. Chernyak E.B. Tajny Anglii: Zagovory. Intrigi. Mistifikacii. M.: Ostozh'e, 1996. 492 s.
  13. Elton G.R. England under the Tudors: Third Edition. London: Routledge, 1991. 540 p.
  14. Cavendish G. The Life and Death of Cardinal Wolsey / Ed. by R. S. Sylvester. L., 1959. Reprint / Ed. Ian Lancashire. Toronto: Web Development Group University of Toronto Library, 1997. 187
  15. Hay D. The Life of Polydore Vergil of Urbino // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 12. 1949. P. 132–151.
  16. Mihajlov L.M. Starye knigi. Puteshestvie po staroj russkoj biblioteke. Sochineniya v trekh tomah. T. 3. Kritika i bibliografiya. M.: GIHL, 1958. 749 c.
  17. Sutton D. Introduction. Vergil, P. Anglica Historia. Latin text and English translation / Ed. and trans. by Sutton D.J. Library of Humanistic Texts at the Philological Museum of University of Birmingham's Shakespeare Institute, 2005
  18. Vergil P. Anglica Historia. Latin text and English translation / Ed. and trans. by Sutton D.J. Library of Humanistic Texts at the Philological Museum of University of Birmingham's Shakespeare Institute, 2005.

Кирюхин Д.В. Образ кардинала Томаса Волси как одна из центральных фигур повествования в XXVII томе «Истории Англии» Полидора Вергилия. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 2. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2018. – С. 17–22.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке