© Автор: Евсеев В.А.


С конца 1980-х гг. история образования становится предметом пристального внимания отечественных исследователей. Однако их работы освещают в основном образование в Ев­ропе в период Возрождения.[1]

Отечественная американистика в основном занималась социально-экономическими и политическими проблемами ранней истории США. Это, в первую очередь, работы Слезкина Л.Ю[2] и  Самойло А.С.[3]

В американской историографии история высшего образования изучалась  в основном более позднего периода – постколониального.[4]  Специальных работ, посвящен­ных становлению высшего образования в колониальный истории США, пока нет.  

В задачи нашего исследования входит освещение организации учебного про­цесса и структуры учебных заведений.

Для решения поставленных задач нами были использованы уставы и хартии колледжей, опубликованные  в The Annals of America.[5] В данных документах довольно подробна, представлена картина, как учеб­ного процесса, так и организационные моменты. Подробно раскрыты обязанно­сти учащихся и преподавателей. Они дают богатый материал для изучения ис­тории американского образования.

Содержание учебного процесса в первых американских колледжах доста­точно подробно освещено в их уставах. Вступительные требования во многом были обусловлены традиционными европейскими представлениями. Например, хартия Гарварда предусматри­вала всту­пительный экзамен по латыни и греческому языку, а затем и по арифметике, ибо будущему студенту было необходимо: «знать правила общей арифметике»[6], сообщается в уставе Йеля.  Во второй половине XVIII в. вводятся экзамены по математике, истории, географии и английскому языку.[7] Кроме проверки знаний существовали и другие условия приема в учебные заведения. Например, был обозначен и возрастной ценз: «никакой человек не должен быть допущен в кол­ледж, если он старше 21 года».[8] О материальных обязательствах будущих студен­тов оговаривалось также при поступлении. В колледже Уильяма и Мэри существовала определенная дифференциация студентов (в современном пони­мании, бюджетное и платное (коммерческое) отделения): «все студенты должны были делиться на две категории: первые – те, кто сам оплачивал свое обучение, и вторые – те, кому делали скидку. Первые свободны в том, откуда они к нам придут, они за небольшую отдельную плату могли изучать языки, свободные искусства и науки, жить в коттеджах рядом с колледжем».[9] Американ­ское образование изначально строилось на синтезе платного и бесплатного начал, соединение этих начал и обусло­вило ус­тойчивость и жизнеспособность данной системы.

Кроме того, в Йеле, например, существовала еще и система поручитель­ства, рекомендации: «никакой человек не должен быть принят в колледж без его отца, опекуна, или ответственного человека, который даст достаточное обяза­тельство (поручительство)».[10] Критерием отбора студентов в колледж служили устные экза­мены, которые принимал сам президент Йельского колледжа.

Сама учебная программа, перечень предметов, обязательных для изучения, во многом была заимствована у европейских учебных заведений. Одно из цен­тральных мест занимали занятия по логике и силлогические диспуты, во время которых вырабатывались навыки красноречия и логических рассужденийВ колледже Уильяма и Мэри существовало 4 отделения (школы, факуль­тета), учебные программы которых отличались, в зависимости от профиля (школы).

В Грамматической школе особое внимание уделялось классическим дисци­плинам: «здесь преподавались латинский и греческий языки. И чтобы образова­ние было классическим, учились по тем же книгам, что и в Англии. Тем не ме­нее, если преподаватель учился по другим учебникам, то по согласованию с президентом, он мог преподавать по ним (учебникам)».[11]

В Философской же школе внимание, прежде всего, уделялось: «Аристо­те­левой логике и физике, которые были созданы так давно, но все еще важны для нас, и было решено оставить их. Преподавали риторику, логику, этику, физику, метафизику и математику. Кроме того, изучалось искусство спора и деклама­ции, и некоторые темы из Библии»[12], в программу не входили разделы не нуж­ные церкви.

Богословская школа имела в программе: «древнееврейский язык, разбор Священного Писания, богословия, ересей»[13]. Обучение происходило в форме лек­ций и диспутов.

В школе для индейцев (Индейская школа) преподавали: «чтение и письмо, элементарную арифме­тику, особо же Катехизис и основы христианской рели­гии»[14].

Латынь была официаль­ным языком Йельского колледжа, что не только означало обу­чение на латыни, но и строгий режим общения, при котором латынь была един­ственным языком, который студентам разрешалось использовать в разговорах за пределами ау­диторий и после занятий. Использование английского было запре­щено пра­вилами колледжа[15].

Обязательное использование Латыни в Йельском колледже подчеркивало одну из фундаментальных миссий колледжа — продолжение интеллекту­альных традиций Европы и античности. Дисциплины, изучаемые студентами Йеля и Гарварда, отражали программу обучения Кэмбриджа и Оксфорда. Пури­тане считали такую программу обязательной как фунда­мент для заложения Христианских идеалов, которые они надеялись закре­пить в Америке посредст­вом образования. Следует сказать, что в Йеле учебная программа была доста­точно строго регламентирована. В программных документах колледжа учебные предметы были распределены по годам обучения. «В первом году студенты должны были преимущественно изучать языки и логику, изучение языков должно было продолжаться и в два следующих года. Во втором году они должны были изучить риторику, геометрию, и географию. В третьем году - ес­тественную философию, астрономию, и другие разделы математики. В четвер­том году -  метафизику и этику»[16]. Особое внимание уделялось изучению богосло­вия: « каждая суббота была уделена изучению богословия»[17].

Особого разговора заслуживает дисциплина первых американских коллед­жей. Первое и самое главное, касающееся как преподавателей, так и студентов, это нравственное и богоугодное поведение: «Все ученые должны были быть ре­лигиозными, благочестивыми, и безупречно жить согласно правилам Слова Бога, старательно читая Священные писания, источник света и правды; и посто­янно следить за исполнением всех заветов религии»[18]. Кроме того, общая ежеднев­ная молитва для всех обитателей колледжа была обязательна: «прези­дент, или в его отсутствии один из наставников, должен был постоянно мо­литься в зале колледжа каждое утро и вечер»[19].

Наказания за нарушения правил пребывания в учебных заведениях были достаточно строгим, вплоть до исключения: «если любой «ученый» был вино­вен в богохульстве, внебрачной связи, грабеже, или любом другом таком же зверском преступлении, он должен быть выслан немедленно»[20]. Общины заботи­лись о строгом пуританском воспитании питомцев кол­леджей, именно в связи с этим особое внимание уделялось соблюдению религиозных канонов. За любую «Ересь» следовало немедленное исключение: «если любой ученый будет отри­цать Святое Священное писание или любую их часть, как не вдохновленное Слово Бога, или виновен в  ереси ... и продолжает упорствовать в своих заблуждениях и после первого и второго замечания, он должен быть выслан»[21]. При всей строгости религиозного воспитания «ерети­кам» давали определенное время исправиться, дабы они не усердствовали в своих заблуждениях.  

Особо говорилось о запрещении азартных игр: «ученый не должен играть в карты, кости, любую другую игру на пари»[22], употребление алкоголя также запре­щалось. За нарушение данных правил предусматривались штрафы и даль­нейшее исключение из стен колледжа.

Также запрещалось посещать компании и общества таких людей, которые ведут развязную, беспутную жизнь. В Йеле предусматривалось на­казание вплоть до исключения за «непослушание, непокорность, упрямство в отноше­нии со старшими, а также за драку, вымогательство, пьянство, нечис­топлот­ность, непристойные слова или действия, ношение женской одежды»[23]. Существо­вала так же и практика телесных наказаний.

Итак, можно констатировать, что учебная программа, перечень преподаваемых дисциплин во многом были заимствованы из английских университетов. Правила же по­ведения, дисциплина почти полностью контролировались пуританскими общинами. 


[1] Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени М., 1990, Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль М., 1990, Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени (Исследования и материалы) М., 1991.

Возрождение: культура, образование, общественная мысль Иваново, 1985, Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука Иваново, 1988, Университеты Западной Европы: Средние века, Возрождение, просвещение Иваново, 1990, Возрождение: гуманизм, образование, искусство Иваново, 1994.

[2] Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль  в ранней американской истории М., 1981;  Он же. У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут, 1606 – 1642 М., 1978; Он же. У истоков американской истории: Виргиния и Мэриленд в годы Английской революции 1642 – 1660 М., 1989;  Он же. У истоков американской истории: Массачусетс, Мэриленд 1630 – 1642 М., 1980;  Он же. У истоков американской истории: Роджер Уильямс 1603 – 1683 М., 1993.

[3] Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII веке: Начальный период истории США.

М., 1963.

[4] Ashby E. Adapting Universities to a Technological Society. San Francisco, 1974. Ben-David J. American Higher Education. New York, 1972.Dressel P. The Undergraduate Curriculum in Higher Education. New York, 1963. Greene, Jack P. Pursuit of Happiness: The Social Development of the Early Modern British Colonies and the Formation of American Culture. Chapel Hill, 1988. Morrison S. Three Centuries of Harvard, 1636 – 1936. Cambridge, Mass., 1936.Rudolph F. The American College and University. A History. New York, 1968. Wertenbacher Th. Princeton: 1846 – 1896. Princeton, 1946.

[5] The Annals of America, Vol. 1. Encyclopedia Britannica, INC, Chicago, 1976.   

[6] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.464

[7] История США.  ТТ. 1-4.  М., 1983, Т.1. с.518

[8] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.464

[9] Statutes of the College of William and Mary//The Annals of America, Vol.1, p.372

[10] Regulations at Yale College //The Annals of America, Vol.1, p.464

[11] Statutes of the College of William and Mary//The Annals of America, Vol.1, p.371

[12] Ibidem

[13] Ibid, p.372

[14] Ibid, p.372

[15] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.465

[16]Ibidem.

[17]Ibidem.

[18] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.465

[19] Ibid, p.465

[20] Ibid, p.466

[21]Ibidem.

[22] Ibidem.

[23] Ibid, p.466

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке