© Автор: Евсеев В.А.
С конца 1980-х гг. история образования становится предметом пристального внимания отечественных исследователей. Однако их работы освещают в основном образование в Европе в период Возрождения.[1]
Отечественная американистика в основном занималась социально-экономическими и политическими проблемами ранней истории США. Это, в первую очередь, работы Слезкина Л.Ю[2] и Самойло А.С.[3]
В американской историографии история высшего образования изучалась в основном более позднего периода – постколониального.[4] Специальных работ, посвященных становлению высшего образования в колониальный истории США, пока нет.
В задачи нашего исследования входит освещение организации учебного процесса и структуры учебных заведений.
Для решения поставленных задач нами были использованы уставы и хартии колледжей, опубликованные в The Annals of America.[5] В данных документах довольно подробна, представлена картина, как учебного процесса, так и организационные моменты. Подробно раскрыты обязанности учащихся и преподавателей. Они дают богатый материал для изучения истории американского образования.
Содержание учебного процесса в первых американских колледжах достаточно подробно освещено в их уставах. Вступительные требования во многом были обусловлены традиционными европейскими представлениями. Например, хартия Гарварда предусматривала вступительный экзамен по латыни и греческому языку, а затем и по арифметике, ибо будущему студенту было необходимо: «знать правила общей арифметике»[6], сообщается в уставе Йеля. Во второй половине XVIII в. вводятся экзамены по математике, истории, географии и английскому языку.[7] Кроме проверки знаний существовали и другие условия приема в учебные заведения. Например, был обозначен и возрастной ценз: «никакой человек не должен быть допущен в колледж, если он старше 21 года».[8] О материальных обязательствах будущих студентов оговаривалось также при поступлении. В колледже Уильяма и Мэри существовала определенная дифференциация студентов (в современном понимании, бюджетное и платное (коммерческое) отделения): «все студенты должны были делиться на две категории: первые – те, кто сам оплачивал свое обучение, и вторые – те, кому делали скидку. Первые свободны в том, откуда они к нам придут, они за небольшую отдельную плату могли изучать языки, свободные искусства и науки, жить в коттеджах рядом с колледжем».[9] Американское образование изначально строилось на синтезе платного и бесплатного начал, соединение этих начал и обусловило устойчивость и жизнеспособность данной системы.
Кроме того, в Йеле, например, существовала еще и система поручительства, рекомендации: «никакой человек не должен быть принят в колледж без его отца, опекуна, или ответственного человека, который даст достаточное обязательство (поручительство)».[10] Критерием отбора студентов в колледж служили устные экзамены, которые принимал сам президент Йельского колледжа.
Сама учебная программа, перечень предметов, обязательных для изучения, во многом была заимствована у европейских учебных заведений. Одно из центральных мест занимали занятия по логике и силлогические диспуты, во время которых вырабатывались навыки красноречия и логических рассужденийВ колледже Уильяма и Мэри существовало 4 отделения (школы, факультета), учебные программы которых отличались, в зависимости от профиля (школы).
В Грамматической школе особое внимание уделялось классическим дисциплинам: «здесь преподавались латинский и греческий языки. И чтобы образование было классическим, учились по тем же книгам, что и в Англии. Тем не менее, если преподаватель учился по другим учебникам, то по согласованию с президентом, он мог преподавать по ним (учебникам)».[11]
В Философской же школе внимание, прежде всего, уделялось: «Аристотелевой логике и физике, которые были созданы так давно, но все еще важны для нас, и было решено оставить их. Преподавали риторику, логику, этику, физику, метафизику и математику. Кроме того, изучалось искусство спора и декламации, и некоторые темы из Библии»[12], в программу не входили разделы не нужные церкви.
Богословская школа имела в программе: «древнееврейский язык, разбор Священного Писания, богословия, ересей»[13]. Обучение происходило в форме лекций и диспутов.
В школе для индейцев (Индейская школа) преподавали: «чтение и письмо, элементарную арифметику, особо же Катехизис и основы христианской религии»[14].
Латынь была официальным языком Йельского колледжа, что не только означало обучение на латыни, но и строгий режим общения, при котором латынь была единственным языком, который студентам разрешалось использовать в разговорах за пределами аудиторий и после занятий. Использование английского было запрещено правилами колледжа[15].
Обязательное использование Латыни в Йельском колледже подчеркивало одну из фундаментальных миссий колледжа — продолжение интеллектуальных традиций Европы и античности. Дисциплины, изучаемые студентами Йеля и Гарварда, отражали программу обучения Кэмбриджа и Оксфорда. Пуритане считали такую программу обязательной как фундамент для заложения Христианских идеалов, которые они надеялись закрепить в Америке посредством образования. Следует сказать, что в Йеле учебная программа была достаточно строго регламентирована. В программных документах колледжа учебные предметы были распределены по годам обучения. «В первом году студенты должны были преимущественно изучать языки и логику, изучение языков должно было продолжаться и в два следующих года. Во втором году они должны были изучить риторику, геометрию, и географию. В третьем году - естественную философию, астрономию, и другие разделы математики. В четвертом году - метафизику и этику»[16]. Особое внимание уделялось изучению богословия: « каждая суббота была уделена изучению богословия»[17].
Особого разговора заслуживает дисциплина первых американских колледжей. Первое и самое главное, касающееся как преподавателей, так и студентов, это нравственное и богоугодное поведение: «Все ученые должны были быть религиозными, благочестивыми, и безупречно жить согласно правилам Слова Бога, старательно читая Священные писания, источник света и правды; и постоянно следить за исполнением всех заветов религии»[18]. Кроме того, общая ежедневная молитва для всех обитателей колледжа была обязательна: «президент, или в его отсутствии один из наставников, должен был постоянно молиться в зале колледжа каждое утро и вечер»[19].
Наказания за нарушения правил пребывания в учебных заведениях были достаточно строгим, вплоть до исключения: «если любой «ученый» был виновен в богохульстве, внебрачной связи, грабеже, или любом другом таком же зверском преступлении, он должен быть выслан немедленно»[20]. Общины заботились о строгом пуританском воспитании питомцев колледжей, именно в связи с этим особое внимание уделялось соблюдению религиозных канонов. За любую «Ересь» следовало немедленное исключение: «если любой ученый будет отрицать Святое Священное писание или любую их часть, как не вдохновленное Слово Бога, или виновен в ереси ... и продолжает упорствовать в своих заблуждениях и после первого и второго замечания, он должен быть выслан»[21]. При всей строгости религиозного воспитания «еретикам» давали определенное время исправиться, дабы они не усердствовали в своих заблуждениях.
Особо говорилось о запрещении азартных игр: «ученый не должен играть в карты, кости, любую другую игру на пари»[22], употребление алкоголя также запрещалось. За нарушение данных правил предусматривались штрафы и дальнейшее исключение из стен колледжа.
Также запрещалось посещать компании и общества таких людей, которые ведут развязную, беспутную жизнь. В Йеле предусматривалось наказание вплоть до исключения за «непослушание, непокорность, упрямство в отношении со старшими, а также за драку, вымогательство, пьянство, нечистоплотность, непристойные слова или действия, ношение женской одежды»[23]. Существовала так же и практика телесных наказаний.
Итак, можно констатировать, что учебная программа, перечень преподаваемых дисциплин во многом были заимствованы из английских университетов. Правила же поведения, дисциплина почти полностью контролировались пуританскими общинами.
[1] Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени М., 1990, Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль М., 1990, Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени (Исследования и материалы) М., 1991.
Возрождение: культура, образование, общественная мысль Иваново, 1985, Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука Иваново, 1988, Университеты Западной Европы: Средние века, Возрождение, просвещение Иваново, 1990, Возрождение: гуманизм, образование, искусство Иваново, 1994.
[2] Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории М., 1981; Он же. У истоков американской истории: Виргиния, Новый Плимут, 1606 – 1642 М., 1978; Он же. У истоков американской истории: Виргиния и Мэриленд в годы Английской революции 1642 – 1660 М., 1989; Он же. У истоков американской истории: Массачусетс, Мэриленд 1630 – 1642 М., 1980; Он же. У истоков американской истории: Роджер Уильямс 1603 – 1683 М., 1993.
[3] Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII веке: Начальный период истории США.
М., 1963.
[4] Ashby E. Adapting Universities to a Technological Society. San Francisco, 1974. Ben-David J. American Higher Education. New York, 1972.Dressel P. The Undergraduate Curriculum in Higher Education. New York, 1963. Greene, Jack P. Pursuit of Happiness: The Social Development of the Early Modern British Colonies and the Formation of American Culture. Chapel Hill, 1988. Morrison S. Three Centuries of Harvard, 1636 – 1936. Cambridge, Mass., 1936.Rudolph F. The American College and University. A History. New York, 1968. Wertenbacher Th. Princeton: 1846 – 1896. Princeton, 1946.
[5] The Annals of America, Vol. 1. Encyclopedia Britannica, INC, Chicago, 1976.
[6] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.464
[7] История США. ТТ. 1-4. М., 1983, Т.1. с.518
[8] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.464
[9] Statutes of the College of William and Mary//The Annals of America, Vol.1, p.372
[10] Regulations at Yale College //The Annals of America, Vol.1, p.464
[11] Statutes of the College of William and Mary//The Annals of America, Vol.1, p.371
[12] Ibidem
[13] Ibid, p.372
[14] Ibid, p.372
[15] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.465
[16]Ibidem.
[17]Ibidem.
[18] Regulations at Yale College//The Annals of America, Vol.1, p.465
[19] Ibid, p.465
[20] Ibid, p.466
[21]Ibidem.
[22] Ibidem.
[23] Ibid, p.466