© Автор: Евсеев В.А.
Актуальность данной темы обуславливается тем фактом, что без финансовой поддержки общества и государства успешное развитие образования практически невозможно. В отечественной историографии интерес к истории западноевропейского образования обнаружился еще во второй половине XIX в.[1] Это работы В. В. Игнатовича, П. Н. Воейкова, Л. Н. Модзалевского, Н. С. Суворова, Н. В Сперанского, В. С. Ивановского. Авторы указанных нами работ обращали свое внимание на проблемы взаимоотношения школы и католической церкви, зарождения гуманистического образования в Италии, расцвета культуры Возрождения. Данные труды насыщены конкретным историческим материалом, живо написаны и до сих пор служат пособием для всех, кто интересуется вопросами образования, культуры и быта в средние века.
Новый всплеск к исследованию западноевропейских традиций образования и воспитания вновь проявился в отечественной исторической науке около двух десятилетия назад. С конца 80-х гг. история образования в Европе эпохи Возрождения становится предметом серьезного внимания в сборниках Академии Педагогических Наук, в которых появились статьи по истории европейских школ и университетов.[2] В это же время выходит ряд сборников, посвященных проблемам культуры и образования в Иванове и Шуе.[3] Большая часть опубликованных в них статей посвящена образованию в Италии периода средних веков и эпохи Возрождения; хорошо также представлены вопросы, касающиеся гуманистических идей образования и воспитания в немецких, английских и французских университетах. Однако вопросы финансового обеспечения школьного образования, в частности, в Англии XVI в. еще не затрагивались в отечественной литературе.
Интерес английских историков к европейскому средневековому образованию в целом, а также к жизни школ и университетов, мы можем проследить еще с конца XIX в., начиная с работ А. Лича, Р. Кристи, У. Хазлита, Г. Стаунтона, Т. Дэвидсона, А. Дрейна, в которых затрагивались проблемы образования и воспитания в Англии эпохи раннего и позднего средневековья.[4]
Значительное количество работ по исследуемой нами проблеме приходится на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Это было связано, во многом, с развитием в английской науке тенденции изучения новой социальной истории. Деятельность историков, занимающихся разработкой данного направления, в большей мере координировалась историческими обществами и журналами.[5] Среди работ выходивших в третьей четверти XX века, можно отметить исследования Дж. Лоусона, Б. Саймона, X. Бен-нета, П. Уоллиса, М. Хэвита и других авторов.[6] В этих трудах отражены различные аспекты образовательного процесса в Англии — организация, содержание и т.д. Эти исследования затрагивали как локальный, так и общенациональный уровень. Однако вопросы финансового обеспечения школьного и университетского образования пока не нашли должного отражения. Фактически мы лишь обозначим подходы к исследованию данной проблемы.
Огромную роль в развитии светского школьного образования сыграла английская Реформация. Уничтожая экономическое и политическое могущество католической церкви, королевская власть подрывала её авторитет и влияние на образовательную сферу общества. Первый удар Реформации последовал в 1534 г., с издания акта о супрематии (верховенства), в силу которого король был объявлен главой английской церкви. Это привело к тому, что в 1534—1539 гг. было закрыто множество монастырей и конфисковано их имущество — здания, всякого рода украшения и, самое главное, обширные монастырские земли. Данные действия английских властей привели к некоторому упадку школ и университетов страны. Дело в том, что многие школы, основанные при монастырях, были либо закрыты, либо расформированы в связи с нехваткой финансовых средств. Но несмотря на Реформацию, английские школы выжили и сохранили свои функции как центры начального образования. Тюдоровское правительство проявляло заботу об их благосостоянии. Так, например, своим указом Генрих VIII приказал крупным монастырям и соборам содержать грамматические школы с учителем и определенным количеством учеников. Так, шесть бывших церквей в Бристоле, Честере, Глостере, Оксфорде, Вестминстере, Питерборо — по уставам были обязаны основать грамматическую школу вне общественного фонда.[7] Королем Эдуардом VI в 1547 г. был принят the Chantries Act, который рассматривал школы как составную и обязательную часть церковной собственности.[8]
Кроме того, закон предполагал возвращение некоторой церковной собственности, чтобы сохранять и содержать школы. Эти школы вошли в историю как «грамматические школы короля Эдуарда VI».[9] По этому закону многие города Англии вернули дотации и субсидии на развитие образования, а также получили патент (специальное разрешение) на приобретение земель для сохранения и учреждения школ.[10] Так было в Бредфорде, где городской совет получил в свое распоряжение часть бывших церковных земель на открытие школы для местных детей.[11]
Одной из важнейших тенденций развития школьного образования в тюдоровской Англии было увеличение числа учебных заведений. Обществу требовалось все большее количество грамотных специалистов, прежде всего, в области прикладных наук: математике, праве, физике. Предприниматели были заинтересованы в том, чтобы их интересы защищали образованные люди, поэтому они вкладывали свои средства на развитие английского образования. Давая «в долг» деньги определенному ученику или школе, меценат знал, что сегодняшний школяр, завтра расплатиться своими знаниями.
Наибольшими благодетелями были купцы, особенно крупные оптовики из Лондона, которые с легкостью делали взносы на благотворительные цели. Часто «обязанные всем самому себе» люди были щедрыми основателями школ в своих родных городах; частично для статуса и престижа, а также чтобы помочь местным мальчикам в жизни, частично для чисто деловых целей — обеспечить свои торговые предприятия грамотными и квалифицированными кадрами: бухгалтерами, землемерами, картографами, кораблестроителями и т.п.[12] Интересные сведения о лондонских меценатах, жертвовавших на организацию грамматических школ и университетов, содержатся в произведении знаменитого английского антиквара Джона Стоу «Обозрение Лондона». В главе «Знатные горожане» автор рассказывает нам о людях из различных слоев общества, занимающихся благотворительностью в области просвещения. Так, например, «Эндрью Джад, кожевенник, мэр Лондона 1551, построил одну школу для знати в Тумбридже (графство Кент), а наставнику этой школы положил жалование в 20 фунтов, младшему учителю — 8 фунтов». [13]. Или «ювелир Мартин Боуз, за успехи в учебе подарил школярам школы св. Антония, лук и стрелы, сделанные из серебра».[14] Более подробно Стоу останавливается на имени Томаса Грешэма, он, по мнению автора, как никто другой заботился о состоянии дел в культуре и образовании. В своем завещании, составленном в 1579 г., он приказал выплачивать на содержание школы св. Антония, так называемую Королевскую стипендию. Выделенной суммой (её общая величина не известна), должен был распоряжаться мэр, муниципалитет и ряд наиболее авторитетных купцов. Сумма стипендии была равна 100 фунтам. По завещанию, благородные купцы (из собственных средств) должны были выплачивать жалование преподавателям. Учителям гражданского права, риторики и физики по 100 фунтов, всем остальным по 50.[15]
Меценаты также открывали библиотеки для общественного пользования, преимущественно в крупных городах, таких как Ковентри, Иорвич, Ипсуич, Бристоль и Лестер. Такие библиотеки были размещены в приходских церквях, другие в городских грамматических школах. Так, Генри Бари, ланкастерский священник, завещал после своей смерти 10 фунтов и более 600 книг вместе с глобусами, картами и картинами на открытие в Манчестере библиотеки «для пользования священниками, учителями, школьниками и всеми, кто ищет знания и науку».[16].
Известный английский исследователь, профессор У. Джордан подсчитал, что более четверти всех благотворительных взносов во второй половине XVI века шла на образование — на открытие и обеспечение школ. Общее число школ, включая грамматические, начальные и частные, достигло к концу столетия более 500. По его расчетам к началу XVII века в каждом графстве существовало не менее 10 школ, каждая из которых приходилась, примерно, на 4000 человек.[17]
Открытые городскими властями школы существовали на основе правового обычая или документа, определяющих их статус в общественной и педагогической иерархии. Право патроната над грамматической школой получал городской совет, который заботился о помещении, содержании учителей и подборе их кандидатур. Обычно учитель получал дом для школы, а городские власти давали и выплачивали то, что стоила его аренда.[18] Ученики редко вносили деньги на содержание в порядке школьного здания и оплаты ренты, хотя подобные случаи и были зафиксированы в источниках. Так, например, в Бари (графство Саффолк), горожане собрали основную сумму на строительство местной грамматической школы, а затем каждый ученик вносил по четыре пенса в год на поддержание здания в хорошем состоянии и оплату ренты.[19]
Городские власти нередко выделяли деньги на покупку канцелярских принадлежностей и учебников. Джон Стоу в своей работе приводит несколько счетов местного галантерейщика, который продал «пять дюжин «Алфавита», две дюжины «Морфологии», три богослужебных книги и еще несколько книг на латинском языке».[20]
Согласно «Уставу грамматической школы св. Павла», руководителями учебного заведения были «поставлены честнейшее и праведнейшее братство мерсеров Лондона». Таким образом, представители купеческой компании были привлечены к обеспечению школы. Принимая на себя заведование школой, корпорация каждый год выбирала из числа своих членов двоих инспекторов (surveyors), которые от имени всего братства осуществляли надзор и вели дела в течение этого года.[21]
Грамматические школы под опекой светских органов попечителей открывались и в других городах Англии. Так, в 1557 г. член купеческой компании Джефри Прайс, передал свои земли братству мерсеров, сделав их опекунами над двумя школами в Чатеме, графства Кент.[22] Кроме того, в 1563 г. компания ювелиров стала опекунами грамматической школы в Честерфилде.[23]. В 1570 году лорд — мэр Лондона Рональд Персиваль открыл свободную грамматическую школу в Хартфорде, инспекторами которой стали местные горожане.[24]
Как правило, целью основателей перечисленных школ было восполнить недостаток учебных заведений для детей горожан, в первую очередь, членов своей корпорации. Возможности многих уже существовавших школ были ограничены, а число — недостаточно для потребностей растущих городов.
Меценаты также выступали в роли патроната учебных заведений. Они даровали определенной школе земельную собственность и ежегодную рентную плату за эту землю (дарование могло также включать здание школы и дом для учителя), а также жалование учительского персонала.[25] С момента пожертвования благотворители становились опекунами школы и выполняли определенные обязанности. Они несли ответственность за назначение преподавателей, распоряжение имуществом и вообще следили за соблюдением интересов учебного заведения. Некоторые основатели издавали специальные статуты, регулирующие некоторые детали учебного плана и общий процесс управления школой.[26] Так, основатель грамматической школы в Брентвуде — Энтони Браун в своем завещании указал, «что при наборе учеников в школу необходимо принимать и детей из бедных семей, дабы они могли получить хорошее образование».[27]
Кроме того, меценаты, школьные опекуны, администрация колледжей, независимые опекуны — городские корпорации, настоятели соборов и т.п. могли учреждать и стипендии для учеников. Например, Дж. Лоусон упоминает имя известного купца — мецената Уильяма Хастингса, который пожелал учредить специальные стипендии для особо способных и прилежных учеников в своей школе в Вестминстере.[28]
Жалование, которое получали учителя в XVI в., было различным и зависело от обстоятельств в каждом конкретном случае: от величины и благосостояния города, обеспеченности опекуна, статуса школы и т.п. Обычно доходы средневековых учителей складывался из нескольких частей: заработной платы от городского магистрата, если учителем выполнялись секретарские функции, что было правилом, доходов от пребенд и участия в церковной службе, а также платы с учеников, включая подарки.
Финансовое положение преподавательского состава часто было оговорено в контрактах. Интересен в этом отношении договор городского совета Глостера и учителя грамматической школы Уильяма Лемона от 1575 г. Последний из них обязуется учить детей арифметике, геометрии и астрономии за 8 фунтов стерлингов ежегодно, получая бесплатное жилье и освобождение от всех податей и повинностей.[29] Другой договор, заключенный с директором грамматической школы в Вустере, предусматривает обязательство предоставлять учителю в зимнее время дрова для отопления и свечи для освещения здания.[30] В грамматических школах в сельской местности нередко существовала и плата натурой: она включала в себя продукты питания, такие как мясо, сало, хлеб, солод и т. п.[31] Иногда, как это упоминается в Уставе грамматической школы в Бари (графство Саффолк), учитель получал и бесплатный стол, чаще всего в доме священника.[32]
В среднем доход английского учителя в середине XVI в. составлял 5 футов стерлингов в год. Для ведущих школ страны эта цифра составляла: 16 фунтов для главного учителя Итона; 10 фунтов — для ашера; 27 фунтов 11 шиллингов 8 пенсов и 14 фунтов 11 шиллингов 8 пенсов для учителя и ашера Вестминстера соответственно.[33] Надо сказать, что сравнение доходов школьных преподавателей с заработной платой в других областях труда, складывалась не в их пользу.[34] Таким образом, не приходится удивляться многочисленным жалобам преподавателей на недостаточную обеспеченность. Пример такого рода жалобы описан в работе английского исследователя Дж. Томаса. Он пишет, что «в мае 1579 года учителя грамматической школы при соборе св. Петра в Лондоне обратились в городской совет с сетованиями по поводу низкой оплаты и угрожали покинуть школу».[35] Однако он не сообщает о решении, принятом властями Лондона.
Надо сказать, что финансовое положение учителей школы св. Павла выгодно отличалось от состояния преподавателей других английских школ. Жалование главного учителя школы составляло — 36 фунтов стерлингов, младшего учителя — 18 фунтов, капеллана — 8 фунтов.[36] Из приведенных здесь цифр ясно, почему Эразм Роттердамский упоминал учителей школы св. Павла как «получавших крупное жалование», ибо младший ее учитель получал большую плату, чем главный педагог Итона.[37] Установление столь высокой оплаты труда своих учителей вопреки общепринятой практике, вероятно, было обусловлено признанием большой роли, которую надлежало сыграть учителю в гуманистической программе обновления общества путем его просвещения.
В некоторых документах, в частности в «Уставе грамматической школы св. Павла», появляются указания о выплате пенсий учителям. Так, например, в случае временной потери трудоспособности обоим педагогам сохранялось жалование в полном размере. Если главный учитель будет поражен неизлечимой болезнью (к ним относили проказу и сифилис), или он «впадет в такой возраст, что будет не в состоянии работать в школе, будучи при этом человеком, долго и похвально трудившимся», то такой учитель получал пенсию в 10 фунтов в год, то есть в два раза большую, чем среднее жалование английских учителей. Младший учитель в аналогичном случае зависел от милости мерсеров, которые из кассы школы должны были обеспечить его пенсией. Устав гарантировал, чтобы и капеллан в подобной ситуации не лишался какой-либо доли своего жалования.[38]
Подводя итог, следует сказать, что данная статья лишь только обозначает проблему и, конечно, не может ее решить. Однако, представленные свидетельства, дают возможность назвать разнообразные источники финансового обеспечения
школьного образования в Англии эпохи Тюдоров. Среди них можно выделить своеобразную градацию. На первом месте стояли меценаты, особенно из купцов, следующую ступеньку занимали торговые и ремесленные гильдии, городские корпорации и лишь в конце этой иерархии стояло государство и его структуры. Однако, королевская власть, принимая ограниченное участие в финансировании школьного образования, с помоа(ью законодательных актов позволяло обеспечивать образовательный процесс самому обществу в целом.
[1] Игнатович В. В. История английских университетов. СПб., 1861; Воейков П. Н. История классического образования в Европе. СПб., 1873; Модзалевский Л. И. Очерк воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней. СПб., 1892; Суворов Н. С. Средневековые университеты. М., 1897; Сперанский Н. В. Очерки по истории народной школы в Западной Европе. М, 1896; Ивановский В. С. Народное образование и университеты в средние века. М, 1899.
[2] Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990; Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1990; Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени (Исследования и материалы). М., 1991.
Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М., 1990; Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1990; Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени (Исследования и материалы). М., 1991.
[3] Возрождение: культура, образование, общественная мысль. Иваново, 1985; Возрождение: общественно-политическая мысль, философия, наука. Иваново, 1988. Университеты Западной Европы: Средние века, Возрождение, Просвещение. Иваново, 1990. Возрождение: гуманизм, образование, искусство. Иваново, 1994; Философия образования в социокультурном аспекте. Шуя, 2001
[4] Leach A. F. Early Yorkshire Schools. Yorkshire, 1899; A history of Winchester College. London, 1899; Schools of Medieval England. London, 1903; Christie R. C. The old Church and school libraries of Lancashire and Cheshire. London, 1885; Hazlitt W. Schools, school books and school masters. London, 1888; Staunton H. The great schools of England. London, 1887; Davidson T. A history of Education. New York, 1900; Drane A. Christian schools and scholars. New York, 1910.
[5] Stone L. The Educational Revolution in England, 1540—1660 // Past and Present. Vol. XXVIII. July, 1964; Fletcher A. J. The expansion of education in Berkshire and Oxfordshire 1500—1670 // A British Journal of Educational Stadies, XV. 1967; McConica J. K. The Social Relations of Tudor Oxford // Transactions of the Royal Historical Society. Vol. 27, London, 1977.
[6] Lawson J. A town grammar school through six centuries. Oxford, 1963; Lawson J., Silver H. A social history of education in England. London, 1973; Simon B. Education and society in Tudor England. Cambridge, 1966; Simon B. Education in Leicestershire 1540—1940. Leicester, 1968; Bennel H.S. English Books and Readers. 1558-1603. Cambridge, 1965; Wallis P. J. Histories of Old school: a revised list for England and Wales. Newcastle, 1966; Pinchbeck I., Hewitt M. Children in English society from Tudor Time to the Eighteenth century. London, 1969; Cowe J. D. The development of education in Berwick on Tweed. London, 1969; Blindoff S. Tudor England. Harmondsworfh, 1970; Kearney H. Scholars and Gentlemen universities and society 1500—1700. London, 1970.
[7] Lowson J., Silver Н. Op.cit.. P. 97.
[8]Ibid. P. 98
[9] Ibidem.
[10]Ibidem.
[11] Ibid. P.100.
[12] Ibidem..
[13] Stow J. Survey of London. L., 1956. P.103. .
[14] Ibid. P.118.
[15] Ibid. P.104.
[16] Ibid. P.102.
[17] Lawson J. Op. cit. P. 105.
[18]Foundation of schools //English historical documents. Vol. 5.
1485—1558 /Ed. by С. H. Williams. London, 1967. P. 1063.
[19] Ibid. Р. 1064.
[20] Stow J. Op. cit. P. 423.
[21]Dean Colets statutes for his foundation St. Paul's School // English
historical documents. Vol. 5. 1485—1558. P. 1044.
[22] Lowson J. Op. cit. P. 120.
[23]Ibidem..
[24] Ibid. P. 121.
[25]Thomas J. Н. Town government in the sixteenth century. London,
1933. P. 140.
[26] Ibid. P. 141.
[27] Foundation of schools. P. 1064.
[28] Lowson./. Op. cit. P. 139.
[29] Foundation of schools. P. 1063
[30]Dyer A. The city of Worcester in the sixteenth century. Leicester,
1973. P. 249.
[31] Lowson J. Op. cit. P. 129
[32] Foundation of schools. P. 1064.
[33]Сафронова Л. В. Грамматическая школа св. Павла: гумани-
стические принципы образования // Школа и педагогическая мысль
Средних веков, Возрождения и Нового времени. С. 255.
[34] Там же.
[35] Thomas J.. Op. cit. P. 149
[36] Dean Colets statutes for his foundation St. Paul's School. P. 1040.
[37]Сафронова Л. В. Указ. соч. С. 256.
[38]Dean Colets statutes for his foundation St. Paul's School. 1040.