© Автор: Евсеев В.А.


Университеты сыграли огромную роль не только в культурном развитии Европы. Без пристального изучения университетской жизни сейчас уже невозможно исследовать образования централизованных монархий, сложные перипетии политической борьбы между светской и духовной властью и ряд других. Да и вопросы социально-экономического плана нельзя рассматривать в отрыве от культурной истории, понимаемой в широком смысле. Средневековые университеты являлись сложным организмом, стоявшим в центре культурной жизни Европы и чутко реагировавшим на все пертурбации, происходящие в социальной и духовной сферах.

История английских университетов достаточно слабо отражена в отечественной литературе по сравнению с другими странами континентальной Европы. В новейших же отечественных исследованиях больше внимания уделяется оксфордским гуманистам и их окружению, нежели самим университетам. Такая ситуация несколько удивительна, ибо в англоязычной литературе имеется целый ряд работ общего характера по истории английских университетов [1].

В настоящей статье мы ставим скромную задачу: познакомить отечественного читателя с некоторыми аспектами жизни английских университетов в начале их становления, в частности, с ролью библиотек.

В средневековых английских университетах студенты приобретали знания главным образом  на лекциях, диспутах, семинарах и только в незначительной степени из книг, ибо в те времена рукописная книга была достаточно редкой и дорогой вещью. Поэтому в начале своего существования библиотеки в Оксфорде и Кембридже формировались очень медленно. Создание библиотека в Оксфорде было инициировано посмертным даром Томаса Кобхэма в 1320 году, но она практически бездействовала до 1412 года и предназначалась только для лиц, имеющих учёную степень [2]. В Кембридже библиотека стала функционировать с первой половины XV века. Однако статут 1490 года ограничивал ее возможности тем же контингентом [3]. В то время как университетские библиотеки не предназначались для старшекурсников, коллегиальные открылись для большинства с 1500 года, когда увеличилось количество печатных изданий. В XIV столетии только очень немногие колледжи, подобные Кингз-Холлу и Новому колледжу, имели внушительное число старшекурсников, но коллегиальные библиотеки были доступны и для младших представителей академического сообщества. Как отмечают английские исследователи, некоторое количество книг хранилось в самых больших университетских общежитиях [4] Они принадлежали управляющим и их помощникам с учёной степенью, и, возможно, были доступны старшекурсникам; зафиксированы и случаи дарения книг общежитиям и гостиницам; и, наконец, библиотеками обзавелись два оксфордских общежития [4]. В XIV-XV вв. старшекурсники фактически не имели доступа к университетским библиотекам. Хотя некоторые уже могли позволить себе собрать частную коллекцию. Вообще, до 1500 г. право светских школяров иметь собственные книги было весьма ограниченным. Только 10% зарегистрированных в Оксфорде мирян обладали ими, а в Кембридже соответственно 9% [5]. Поскольку старшекурсники на факультете искусств могли иметь лишь несколько собственных книг, а библиотечные фонды отсутствовали, они находились в сильной зависимости от устных форм обучения.

Для студентов, входивших в коллегиальное братство, коллегиальные библиотеки стали иметь всё возрастающую важность в позднесредневековый период. Первые английские колледжи сначала хранили книги в сундуках, в комнате, отведённой под временную библиотеку, а впоследствии в специально выстроенных зданиях. Первая коллегиальная библиотека, вероятно, была заложена в Мертон-колледже между 1373 и 1378 годами [6]. Новый колледж впервые включил библиотеку в первоначальный план его создания [7]. Она была задумана в больших масштабах и основатель, Уильям Уикхэм, обеспечил её в общей сложности 246 томами в 1400 г. [7],  а в 1500 библиотечный фонд по самым скромным подсчётам превысил 650 книг [7]. Невозможно оценить сравнительные размеры английских коллегиальных библиотек. Однако уцелевшие каталоги и списки дарителей открывают некоторые горизонты для исследования этой проблемы.

К 1500 году в оксфордских колледжах Магдалены, Новом колледже, Мертон-колледже и колледже Всех Святых, по-видимому, имелись крупнейшие библиотеки, насчитывающие от 400 в колледже Всех Святых до более 800 книг в колледже Магдалены [3]. Бэллиол, Ориел и Линкольн-колледж имели меньшие, но зато отвечающие требованиям библиотеки [3]. Подобные размеры коллегиальных собраний характерны и для Кембриджа. Не совсем полный библиотечный каталог Кингз-Холла от 1391 года насчитывал 101 том [8]. По свидетельству перечня книжного списка перед 1500 годом библиотеки колледжа Тела Христова, Клар-колледжа, Королевского колледжа, Пембрук-колледжа и Гонвилль-Холла владели фондами от 100 до 200 книг. Стоит, однако, заметить, что в начале XVI века Гонвилль имел значительно возросший фонд в более чем 300 томов [3]. Длинный каталог Королевского колледжа за 1472 год, насчитывающий 224 тома, показывает, что это одна из крупнейших библиотек Кембриджа в XV столетии [9]. В целом, кембриджские коллегиальные библиотеки накануне 1500 года не могли конкурировать с более внушительными оксфордскими.

Все коллегиальные библиотеки Оксфорда и Кембриджа хранили книги в прикованном виде в сундуках, а каждый остепенённый представитель колледжа обычно имел ключ к цепи [4]. В Кингз-Холле в 1391 году лишь одна пятая часть книг были таким образом прицеплены [8]. Это соотношение приблизительно соответствует таковому в Парижском колледже в Сорбонне в 1338 году [10]. В Мертон-колледже оцепленных книг было значительно больше, чем тех, которые выдавались на руки [10]. В Питерхаусе же в 1418 году, напротив, лишь половина из 302 книг имела украшение в виде цепи [11]. 

Книги заимствовались представителями студенческого братства посредством ежегодного отбора. Они находились у школяра в течение года и дольше. Например, в Новом колледже и Колледже Всех Святых учащиеся на факультетах гражданского и канонического права могли выбрать ряд текстов на время обучения, если только уже не имели их [3]. Статуты для Нового колледжа постановили, что только книги, оставшиеся после того, как ими пользовались студенты, должны были приковываться в библиотеке [3]. Это предписание вошло и в статуты Королевского колледжа и в Кембридже [3]. В уставе колледжа Всех Святых от 1443 года, однако, указано, что можно брать лишь те книги, которые ранее находились в пользовании и затем были прикреплены цепью [3]. Эта процедура разумного пересмотра практики Нового колледжа повторена в различных вариантах в статутах колледжа Магдалены, Брэйзноуз-колледжа, колледжа Тела Христова и Кардинальского колледжа Оксфорда [3]. Уставы Кингз-Холла свидетельствует, что здесь также существовала традиция создавать определённый выбор книг для пользования студентов [9]. Разница между сцепленными и выдаваемыми категориями поддерживалась в большинстве коллегиальных библиотек и после 1500 года.

Информация в отношении заимствований книг представителями средневековых английских колледжей чрезвычайно мала. Исключительная удача, что отчёты Кингз-Холла хранят фрагменты четырёх библиотечных списков. Один из них датируется 1386-7 годом, второй можно отнести к периоду между 1385 и 1391 годами, третий – к 1390-1 году и четвёртый – к 1392-3 году [3].  В них отмечено имя студента, взявшего книгу, ее название и стоимость. Дата заимствования не отмечена и, не говорится о возмещении стоимости книги в случае её потери или повреждении, залог не требовался. Список 1386-7 года отмечает, что 80 томов были распределены между директором и двадцатью двумя студентами таким образом, что директор и один из школяров имели по 11 каждый, двое – по 7, один – 5, двое – по 4, трое – по 3, 9 – по 2 и оставшиеся четверо – по 1 тому каждый. Второй список отражает принцип распространения книг между директором и семью старшекурсниками. Согласно ему, директор имел 6 книг, двое студентов по 2 и оставшиеся по 1 тому на каждого. За исключением нескольких медицинских трактатов и случайных томов по грамматике, логике или богословию, большинство заимствованных книг являлись основными текстами по гражданскому и каноническому праву или комментариями к ним. Книги заимствовались в связи с непосредственной академической необходимостью, а количество и тип томов, которые могли быть взяты одним студентом, не имели строгого ограничения. Также взятие книг не ограничивалось для студентов факультета искусств. В списке заимствований от 1386-7 года отмечено, что Саймон Годрич, бакалавр, взял одиннадцать томов, семь из которых – части сборника и свода законов, один – комментарий к Азо и три – медицинские тексты. В другом списке указано, что Уильям Уолтхэм, бакалавр, позаимствовал два медицинских труда в дополнение к трём «экстраординарным» книгам кодекса [3]. Как правило, том из категории прикованных мог быть взят только случайно. Два подобных примера обнаружены в Кингз-Холле и один похожий в Мертон-колледже [9]. В 1372 году в общей сложности 137 томов по философии были распределены между двадцатью двумя студентами так, что трое получили по 8, а остальные по 7, 5 или 4 тома. В 1375 году собрание из 134 томов той же направленности распределились между пятнадцатью школярами следующим образом: один получил 12 томов, остальные по 8, 9 или 10. Результатом этого стало обеспечение каждого студента полным собранием Аристотелевых текстов и комментариев к ним, в особенности Аверроэса, способом, разрешённым колледжем [12].[1]

Если принять эти детали заимствования книг в библиотеках Кингз-Холла и Мертон-колледжа как типичный случай, может показаться, что представители английских колледжей удовлетворительно обслуживались в своих библиотеках. Во всяком случае, они имели доступ к части ключевых текстов для собственного обучения. В этом смысле выпускники, стоящие на пороге получения степени, кроме преподавателей, были значительно более обеспечены книгами и менее зависимы от принятых учебных программ, чем подавляющее большинство учащихся младших курсов.


1 Евсеев В.А. Очерки по истории английского города раннего Нового времени. Иваново, - С. 159-160.

2 Statuta Antiqua Universitaties Oxonienisis.// Ed.by S.Gibson, Oxford, 1931. - P. 218

3 Cobban  A. B.. The Medieval Universities: their development and organization. London, 1975.  - P. 381

4 Ker N.R. Oxford College Libraries before 1500//The Universities in the Late Middle Ages. Ed by J.Ijsewijn and J.Paquet, Leuven University Press, 1978. - P. 293.

5 Ibidem

6 (5)Aston T.H. Oxford’s Medieval Alumni// Past and Present, N 74. 1977. - Р. 34.

7 (6)Highfield J.R.L. The Early Colleges//The History of the University of Oxford. Vol.1. Oxford, 1984.  p. 257.

(7)Hunt R.W.  The Medieval Library//New College Oxford 1379-1979. Ed. By. J.Buxton and P.Williams, Oxford, 1979.  p. 317.

(7) Ibid., p. 319.

(7) Ibid., p. 324.

3)Cobban  A. B. The Medieval Universities, p. 383.

(3)Ibidem.

(8)Cobban  A.B. The King’s Hall within the University of Cambridge in the later Middle Ages//Cambridge Studies in the Medieval Life and Thought,third ser., vol.1. Cambridge, 1969.  p. 249.

3) Cobban A.B. The Medieval Universities, p. 384.

(9)Searle W.G. Catalogue of the library of Queens’ College in 1472//C.A.S., Communications,  vol 2.1864. N XV p. 165.

(4)Ker N.R. Op.cit. p. 294.

(8) Cobban  A. B. ‘The King’s Hall’, p. 249.

(10)Powicke F/ M.  The Medieval Books of Merton College. Oxfored, 1931. p. 9.

(10)Ibidem.

(11)Willis R. ,Clark J. The Architectural History of the University of Cambridge and of the Colleges of Cambridge and Eton. Vol. 4 , Cambridge, 1886. p. 403.

(3)Cobban,‘The Medieval Universities, p. 386.

Ibidem.

Ibidem.

Ibidem

Ibidem

(9) Cobban, ‘The King’s Hall’, p. 250.

(3)Cobban, ‘The Medieval Universities’, p. 387.

Ibid., p. 388.

(9)Cobban, ‘The King’s Hall’, p. 250.

(12)Ker N.R. ‘The Books of Philosophy distributed at Merton College in 1372 and 1375//Books,Collectore and Libraries: Students in the Medieval Heritage. Ed by A.G. Watson, London and Ronserverte, 1985.’, pp. 333-334.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке