© Автор: Митрофанов В.П.
На 39 Статьях базируется суммарное изложение веры Церкви Англии. Они были сформулированы на соборе в 1563 году на базе 42 Статей, вероучительного документа Англиканской Церкви, созданного в 1553 году. Клирики подписались под 39 Статьями, утверждёнными в качестве Парламентского Акта в 1571 году.
Будучи частью умеренного курса Елизаветы I, Статьи характеризуются взвешенной вероучительной широтой, поскольку и не было намерения сформулировать в этом документе догматические вероучительные формулировки. Очевидно, что они сформулированы достаточно пространно и неопределённо, позволяя множество интерпретаций. Церковь Англии до сих пор требует от своих священнослужителей публично декларировать свою верность этим Статьям.
Статьи базируются на труде Томаса Кранмера, бывшего Архиепископом Кентерберийским в 1533 - 1556 годах. В годы царствования Генриха VIII Кранмер со своими коллегами подготовили несколько сборников вероучительных формулировок, но они нашли своё приложение только в царствование Эдуарда VI, когда церковные реформаторы получили возможность претворить в жизнь более основательные изменения. Незадолго до кончины Эдварда VI Кранмер представил сборник доктринальных формулировок, содержавший сорок две статьи, который стал последним значительным вкладом Кранмера в формирование Англиканства.
Мария Тюдор изъяла из церковного оборота 42 Статьи, возвратив Англии католическую веру; тем не менее, труд Кранмера сыграл свою роль в истории, став источником 39 Статей, установила в качестве доктринальной основы Церкви Англии. Существуют две редакции 39 Статей: версия 1563 года на латыни и редакция 1571 года на английском. Ниже приводится перевод текста 39 статей так, как они изложены в Книге общих молитв 1662 года.
- О вере в Святую Троицу. Есть только один живой и истинный Бог, присносущный, бесплотный, нераздельный, бесстрастный, обладающий бесконечными силой, премудростью и благостию. Он есть Создатель и Хранитель всех видимых и невидимых творений. В едином Божестве суть три ипостаси, единые сущностью, силой и вечностью - Отец, Сын и Святой Дух.
- О Слове или Сыне Божием, истинно вочеловечившемся. Сын, Слово Отчее, от вечности единородный Сын Отца, истинный и вечный Бог, единосущный Отцу, воспринял человеческие природу и сущность от чрева благословенной Девы. Так что две цельных и совершенных природы, Божественная и человеческая, объединились в одной Личности, навсегда нераздельной. Эта Личность есть Христос, истинный Бог и истинный Человек; Он воистину пострадал, был распят, умер, был погребен, чтобы примирить Своего Отца с нами и стать Жертвой, не только за первородный грех, но также и за все грехи человечества.
- О сошествии Христа в ад. Как Христос умер за нас и был погребен, так следует веровать, что Он сошёл в ад.
- О Воскресении Христовом. Христос воистину воскрес из мёртвых, в Своём Теле, с плотью, костями и всем, свойственным совершенной человеческой природе. И таким образом Он восшел на небо, где восседает до тех пор, когда Он вновь придёт судить людей в последний день.
- О Святом Духе. Святой Дух, исходящий от Отца и Сына, имеет одну сущность, величие и славу с Отцом и Сыном, Он есть истинный и вечный Бог.
- О достаточности Священного Писания для спасения. Священное Писание содержит всё, необходимое для спасения. Таким образом, нельзя требовать от человека, чтобы он веровал или считал необходимым для спасения то, что не содержится в Писании или не может быть доказано на основании Писания. Под именем Священного Писания мы понимаем канонические книги Ветхого и Нового заветов, авторитет которых никогда не подвергался сомнению в Церкви.
- О Ветхом завете. Ветхий завет не противоречит Новому, ибо в Ветхом и Новом заветах людям предлагается вечная жизнь во Христе, единственном Посреднике между Богом и человечеством, Богочеловеке. Поэтому не подобает слушать выдумки о том, что ветхие отцы искали только временные блага. Хотя закон о церемониях и обрядах, данный Богом через Моисея, не обязателен для христиан; хотя гражданские установления этого закона не обязательно должны приниматься в обществе; но ни один христианин не освобождается от исполнения так называемых моральных заповедей.
- О трёх Символах веры. Три Символа веры - Никейский, Афанасьевский и обычно называемый Апостольским, должны быть приняты с верою, так как он могут быть подтверждены несомненными свидетельствами из Писания.
- О первородном грехе. Первородный грех состоит не в последовании примеру Адама (как тщетно учили пелагиане). Но это - повреждённость и развращённость природы каждого человека, естественным путём наследуемые потомками Адама. Из-за этого человек очень далеко отступил от изначальной праведности и по собственной природе стремится к злу, так что плоть всегда желает противного духу. Поэтому каждый человек, рождённый в мир, достоин Божиих гнева и проклятия. И эта немощь природы остаётся, увы, свойственной даже возрождённым. И похоть плоти, называемая по-гречески «phronema sarko» (что некоторыми переводится разумом, некоторыми - чувственностью, некоторыми - привязанностью, некоторыми - желаниями плоти), противоборствует закону Божию. И, хотя нет осуждения для тех, кто верует и крещён, но Апостол признаёт, что вожделение и похоть по природе своей греховны.
- О свободной воле. Состояние человека после грехопадения Адама таково, что он не может, собственной волею и делами, обратиться к Божественным вере и призванию. Поэтому в нас нет силы творить дела, угодные Богу, без благодати Божией во Христе. Эта благодать предупреждает нас о необходимости иметь добрую волю, и соработает нам, если мы эту добрую волю имеем.
- О человеческом оправдании. Мы признаёмся праведными перед Богом только благодаря заслугам Господа и Спасителя Иисуса Христа через веру, а не нашими делами или заслугами. Следовательно, наше оправдание только верой - самое доброе учение, исполненное утешения, что ярко выражено в Проповеди об оправдании.
- О добрых делах. Добрые дела, являющиеся плодом веры и следствием нашего оправдания, не могут уничтожить наши грехи и умерить праведный суд Божий. Но добрые дела угодны и принимаются Богом во Христе как необходимый плод истинной и живой веры, более того, именно добрыми делами познаётся живая вера, как и дерево познаётся по плоду.
- О делах, совершённых до оправдания. Дела, совершённые до пришествия благодати Христовой и вдохновения Духа Святого, не угодны Богу, потому что не являются плодом веры в Иисуса Христа. Эти дела не делают человека достойным благодати или (как утверждали схоласты) заслуживающим благодати. Более того, поскольку они не сделаны так, как Бог желал и заповедал им быть сделанными, мы не сомневаемся, что такие дела по природе греховны.
- О сверхдолжных делах. О делах, добровольно совершённых более и свыше Божиих заповедей, называемых сверхдолжными делами, могли учить только высокомерные и неблагочестивые. Ибо, тем самым эти учителя заявляли, что они не только полностью выполнили свой долг перед Богом, но и сделали во имя Его более, чем от них Бог требовал. А между тем Христос ясно сказал: "Когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие"
- О Христе, едином безгрешном. В Своей совершенной человеческой природе Христос стал подобен нам во всём, кроме греха, от которого Он был совершенно свободен, как по плоти, так и по духу. Он стал непорочным агнцем и, принеся Себя Самого в единократную жертву, взял на Себя грех мира, и, по выражению святого Иоанна, греха нет в Нём. Мы же все, хотя крещены и возрождены во Христе, много согрешаем; так что, если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас
- О грехе после крещения. Не всякий грех к смерти, добровольно совершённый после крещения, является грехом против Святого Духа и непростителен. Поэтому Бог не отвергает покаяния того, кто впал в грех после крещения. Приняв Святого Духа, мы может отпасть от благодати и впасть в грех, но по милости Божией можем вновь восстать от греха и исправить нашу жизнь. Поэтому осуждению подлежат как те, кто говорят, что уже не грешат в этой жизни, так и те, кто отказывает в прощении искренне кающемуся.
- О предопределении и избрании. Предопределение к жизни - от века цель Бога, Он ещё до основания мира в Своём неизменном совете, тайном для нас, определил избавить от проклятия и гибели тех, кого Он во Христе избрал от людей, и привести их во Христе к вечному спасению, подобно сосудам в чести. Те, кто удостоились столь высокого благодеяния Божия быть призванными Им посредством Его Духа, действующего в них вовремя благоприятное, по благодати исполняют своё призвание, они свободно оправданы, они - сыны Божии по усыновлению, сотворённые подобными образу Его единородного Сына Иисуса Христа. Таковые благочестиво живут, исполнены добрых дел и по милости Божией достигают вечного блаженства. Благочестивое размышление о предопределении и нашем избрании во Христе дарует сладостное, благоприятное и несказанное утешение живущим праведно. И такое действие производит в них Дух Христов, умерщвляя в них дела плоти и земных членов, устремляя их мысли к небесному, утверждая и подтверждая их веру в вечное спасение и радость во Христе, возгревая в них любовь к Богу. Напротив, злобным и плотским людям, лишённым Духа Христова, постоянно иметь перед глазами приговор Божественного предопределения - самое опасное состояние, из которого дьявол увлекает их либо в отчаяние, либо в распутство скверной жизни, что не менее опасно, чем отчаяние. Следовательно, нам должно принимать Божественные обетования так, как они обычно изложены в Писании, и в наших делах следовать воле Божией, к чему и призывает нас слово Божие.
- О достижении вечного спасения исключительно именем Христовым. Подлежат осуждению те, кто дерзает заявлять, что человек будет спасён законом или принадлежностью к секте, так что ему надлежит лишь жить в соответствии с этим законом и природным разумом. Но Священное Писание указывает нам, что человекам можно спастись только именем Иисуса Христа.
- О Церкви. Видимая Церковь Христова есть собрание верных, в котором проповедуется чистое слово Божие и должным образом совершаются таинства, в соответствии с указаниями Христа. Как Церкви Иерусалима, Александрии и Антиохии ошибались, так и Римская церковь ошибалась, причём не только в религиозной жизни и исполнении обрядов, но и в вопросах веры.
- Об авторитете Церкви. Церковь имеет право устанавливать обряды и церемонии, а также обладает авторитетом в спорах о вере. Но Церковь не может ни устанавливать что-либо противное писанному слову Божию, ни толковать одну часть Писания в противоречии с другой его частью. Хотя Церковь хранит и утверждает Писания, она не должна ни постановлять что-либо противное Писанию, ни устанавливать что-либо помимо Писания, как якобы необходимое для спасения.
- Об авторитете Вселенских соборов. Вселенские соборы не могут быть созваны без указания и воли правителей. Будучи созваны, эти соборы, являясь собранием людей, не всегда водимых Духом и словом Божиим, могут ошибаться и иногда ошибались, даже в вопросах о Боге. Поэтому их постановления, как необходимые для спасения, не имеют ни силы, ни авторитета, пока не будут подтверждены Священным Писанием. (начиная с 1801 года, эта статья опускается).
- О Чистилище. Римская доктрина о Чистилище, индульгенциях, почитании образов и реликвий, а также о призывании святых есть напрасный вымысел, не основанный на свидетельстве Писания и даже противоречащий слову Божию.
- О совершении общественного богослужения. Ни один человек не имеет права принимать на себя служение проповеди или совершения общественного богослужения до того, как он будет законно призван и поставлен для этого служения. Законно призванными и поставленными мы должны почитать тех, кто был избран и призван лицами, имеющими власть в обществе призывать и поставлять служителей в винограднике Господнем.
- О применении в общественном богослужении языка, понятного народу. Обычай совершать общественную молитву или таинства в Церкви на языке, непонятном народу, ясно противоречит слову Божию и обычаю ранней Церкви.
- О таинствах. Таинства, установленные Христом, не просто внешние выражения или образы христианского исповедания, но явные свидетельства и действенные знаки милости и благоволения Божия к нам, укрепляющие и подтверждающие нашу веру в Него. Есть два таинства, установленные нашим Господом Христом в Евангелии, - крещение и вечеря Господня. Ещё пять обрядов, обычно называемых таинствами, а именно конфирмация, покаяние, священство, брак и соборование, не могут считаться евангельскими таинствами. Они возникли как в результате искажения апостольской веры, так и в силу обычных жизненных обстоятельств, дозволенных Писаниями. Но они не имеют такой же природы таинства, как крещение и вечеря Господня, поскольку не содержат видимых знамений и церемоний, установленных Богом. Таинства не были установлены Богом, чтобы смотреть на них или носить их, но для должного их использования. В тех, кто достойно принимает их, таинства производят должное действие; в тех же, кто недостойно принимает их, таинства производят осуждение, по словам Апостола Павла.
- О священнослужителях, недостоинство которых не умаляет действительность таинств. В видимой Церкви злые всегда смешаны с добрыми, и иногда злые получают власть проповедовать и совершать таинства. Тем не менее, поскольку они совершают эти служения не своим именем, но Христовым, по Его соизволению и повелению, мы можем принимать их служение, слушать от них слово Божие и принимать таинства. Их порочность не умаляет действия Христовых повелений и благодати даров Божиих. Поэтому для всех, кто с верою праведно принимают таинства, совершаемые этими порочными людьми, эти таинства действительны в силу Христовых установлений и обетований. Тем не менее, дисциплина Церкви требует производить исследование о порочных священнослужителях, на основании свидетельств тех, кто знает об их преступлениях. Если правильный суд установит вину порочных священнослужителей, они должны быть извергнуты.
- О крещении. Крещение является не только знаком исповедования и различия, которым христиане отличаются от некрещеных, но также и знамением возрождения или нового рождения. Посредством его все, должным образом принимающие крещение, становятся членами Церкви; получают обетование прощения грехов и нашего усыновления в сынов Божиих; видимым образом запечатлены Святым Духом; укрепляются в вере; возрастают в благодати молитвой к Богу. Крещение детей должно быть сохранено в Церкви, как полностью соответствующее установлениям Христовым.
- О вечере Господней. Вечеря Господня является не только знаком любви христиан друг к другу, но таинством нашего искупления смертью Христовою. Поэтому для всех, праведно, достойно и с верою участвующих в таинстве, хлеб, который преломляем, есть причащение Тела Христова, а чаша, которую благословляем, есть причащение Крови Христовой.
- О недостойно участвующих в Вечере Господней и не вкушающих Тела Христова. Порочные и лишённые живой веры люди, хотя плотским и видимым образом и дробят своими зубами (как говорит святой Августин) таинство Тела и Крови Христовой, ни коим образом не являются причастниками Христовыми. Напротив, они вкушают и пьют столь великое таинство к собственному осуждению.
- О двух видах. Не подобает лишать мирян Чаши Господней, так как обе части таинства Господня, согласно Христовым установлениям и заповедям, должны преподаваться всем христианам одинаково.
- О единственном приношении Христа, совершённом на кресте. Однажды соделанное приношение Христа является совершенным искуплением, умилостивлением и удовлетворением за все грехи всего мира. Никакого другого удовлетворения за грех, кроме этого, нет. Жертвоприношения месс, которые, как обычно утверждалось, священники приносили Христу за живых и мёртвых для исцеления и прощения грехов, являются богохульными байками и опасным обманом.
- О браке священников. Божиими законами не установлено, что епископы, священники и диаконы обязаны дать обет безбрачия или воздерживаться от брака. Поэтому они, как все прочие христиане, могут законно вступать в брак по собственному усмотрению, если он рассудят, так лучше достигнуть спасения.
- Об отлучении от Церкви. Лица, правильно отлучённые от единства Церкви и анафематствованные открытым решением Церкви, должны почитаться как язычники и мытари, пока открыто не примирятся с Церковью путём раскаяния и не будут приняты в Церковь судьёй, обладающим такой властью.
- О традициях в Церкви. Совершенно необязательно, чтобы традиции и церемонии были одинаковы везде, так как они были различными во все времена и могут быть изменены в соответствии с обычаями стран, времён и человеческих обществ, лишь бы они не противоречили слову Божию. Если кто-либо по своему разумению добровольно, целенаправленно и открыто нарушает традиции и церемонии Церкви, не противоречащие слову Божию, определённые и одобренные общиной, то таковой должен быть открыто обличён для назидания других, как оскорбляющий обычный порядок в Церкви, подрывающий авторитет власти и уязвляющий совесть своих слабых братьев. Каждая отдельная или национальная Церковь имеет власть устанавливать, изменять или отменять церковные церемонии и обряды, установленные человеческой властью, так чтобы всё было к назиданию.
- О проповедях. Вторая Книга проповедей, часть заголовков которых приведены в настоящей статье, содержит благочестивое и цельное учение, необходимое в настоящее время, как и прежняя Книга проповедей, изданная при Эдуарде VI. Поэтому мы рассудили, что эти проповеди должны читаться в церквах старательно и отчётливо, чтобы они были понятны народу (Далее приводятся заголовки 21 проповеди). Считается актуальной только в собственно Англиканской церкви, в других церквах Сообщества перечень проповедей подвергнут ревизии.
- О посвящении епископов и священнослужителей. Книга о посвящении архиепископов и епископов и о рукоположении священников и диаконов, изданная ранее при Эдуарде VI и одобренная в то же время парламентом, содержит всё необходимое для указанных посвящений и рукоположений, в ней нет ничего суеверного или неблагочестивого. Поэтому всех, кто был посвящён и рукоположен в соответствии с этой книгой, начиная со второго года правления Эдуарда VI, или кто будет посвящён и рукоположен в соответствии с этой книгой, мы объявляем правильно, достойно и законно посвящёнными и рукоположенными. В данном варианте актуальна только в Англиканской церкви; в Епископальной церкви США посвящение и рукоположение осуществляются по форме, утверждённой Генеральным конвентом 1792 года.
- О светских властях. Её королевское величество обладает верховенством в Англии и всех её владениях, и ей принадлежит верховная власть над всем имуществом этого королевства, будь то светским или церковным, во всех вопросах. Эта власть не принадлежит и не должна принадлежать никакой иностранной державе. Объявляя верховную власть принадлежащей Её королевскому величеству, мы не отдаём нашим властителям управления словом Божиим или таинствами, о чём свидетельствуют недавно изданные постановления нашей королевы Елизаветы, но лишь прерогативы, которые издавна были переданы Богом земным властителям в Священном Писании. Эти прерогативы включают в себя управлять всеми имениями и сословиями, церковными и светскими, вручёнными им Богом, а также наказывать светским мечом упорных и злых людей. Епископ Рима не имеет никаких прав в Английском королевстве. Законы королевства могут предавать христиан смертной казни за совершённые ужасные и прискорбные злодеяния. Христианам позволительно по указанию светских властей носить оружие и воевать. В Епископальной церкви США принята более мягкая формулировка.
- О имуществе христиан, не являющимся общим. Богатства и имущества христиан не являются общими (как лживо учат анабаптисты), но по праву принадлежат своим владельцам. Но каждый обязан подавать милостыню из своего имущества, исходя из своих возможностей.
- О христианской присяге. Мы исповедуем, что тщетные и поспешные клятвы запрещены христианам нашим Господом Иисусом Христом. Но мы считаем, что христианская религия не запрещает, чтобы человек присягал, когда судья потребует этого ради веры и милосердия, так что присяга может приноситься в соответствии с учением пророков ради справедливости, суда и правды.