© Автор: Митрофанов В.П.


На протяжении XVI в. в культуре Англии отчетливо прослеживается возрастающее влияние ренессансных веяний, связанных с распространением идей гуманизма. В стране активно действовала многочисленная и влиятельная группа писателей-гуманистов, образованных филологов, создавших на основе античного наследия собственные шедевры общественно-политической мысли и художественной литературы, которые оказали глубокое влияние на развитие духовной культуры.

Распространению идей гуманизма способствовало книгопечатание: в 1476 г. В. Кэкстон основал первую английскую типографию, в 1478 и 1480 гг. были открыты типографии в Оксфорде, Сент-Ольбансе и Лондоне. За последнюю четверть XV в. в английских типографиях было издано около 400 книг: “Кентерберийские рассказы” Чосера, чосеровский перевод Северина Боэция, переводы “Метаморфоз” Овидия, компиляции из сочинений Вергилия и Боккаччо, роман Мэлори “Смерть Артура”, сочинения по истории и риторике.

Ранними центрами гуманизма в Англии стали университеты в Оксфорде и Кембридже. К группе оксфордских ученых примыкал Томас Мор и его друг Эразм Роттердамский, неоднократно посещавший Англию. Оксфордские гуманисты настойчиво содействовали изучению древнегреческого языка. Аристотель и Платон, Гомер и Софокл получали в их ярких лекциях совершенно новое, светское, гуманистическое толкование. Идеи итальянских неоплатоников, их попытки связать новую гуманистическую систему знаний с традициями христианской религии оказали влияние на английских гуманистов. Томас Мор был горячим поклонником итальянского гуманиста Джованни Пико делла Мирандола, особенно его сочинений по этике. Уже на раннем этапе английский гуманизм составлял неотъемлемую часть общеевропейского Ренессанса. Важную роль в борьбе английских гуманистов против схоластов сыграло издание Эразмом исправленного греческого текста Нового завета с переводом на латинский и тщательным филологическим и историческим комментарием. Этот труд положил начало историческому изучению Библии.

Гуманисты полагали, что общественное благо зависит от успехов просвещения и воспитания совершенного человека и гражданина. Пытаясь осуществить гуманистические принципы обучения и воспитания, Дж. Колет в 1510 г. на свои средства основал при соборе св. Павла в Лондоне грамматическую школу, где изучалось античное наследие и преобладало светское воспитание. Школа Колета послужила прототипом светской средней школы, получившей распространение в Англии лишь во второй половине XVI в. и ставившей целью на классических образцах античной литературы воспитать активного гражданина, способного к общественной деятельности и государственной службе.

Для английского гуманизма XVI в. характерен интерес к социально-политическим проблемам, что особенно ярко проявилось в творчестве Томаса Мора. Слава Мора как гениального мыслителя эпохи Возрождения неразрывно связана с судьбой его “Золотой книжечки о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”, изданной в Лувене в 1516 г. В “Утопии” ренессансная общественная мысль достигает своей вершины в осмыслении проблемы социальной справедливости. Мор рассказал об ужасающих народных бедствиях, обрушившихся на Англию в результате знаменитых огораживании. Социальному неравенству феодального общества Мор противопоставил свой идеал общественного строя без частной собственности. Идеальное государство утопийцев, где нет праздных, но все заняты общественно полезным трудом по шесть часов в день, обеспечивающим всеобщий достаток, делает возможным осуществление коммунистического принципа распределения материальных благ по потребности, является разумным и справедливым. В “Утопии” Мор рационалистически обосновывает коммунистический идеал как наилучшую форму человеческого общежития. Государство, основанное на господстве частной собственности, для автора “Утопии” — некий “заговор богатых” против лучшей части общества —тех, кто трудится. Несомненная связь коммунистического идеала “Утопии” с процессом зарождения раннекапиталистических отношений — важнейшее своеобразие идеи Томаса Мора, позволяющее рассматривать его как оригинального мыслителя, одного из родоначальников утопического коммунизма.

Мор полагал, что для совершенных людей идеального общества важны максимальное удовлетворение духовных потребностей, занятия наукой, искусством, выполнение нравственного долга по отношению к другим людям при разумном самоограничении, умении добровольно отказаться от излишеств и суетных развлечений. Сын своего времени. Мор пытался согласовать религию с общественной пользой и доводами разума. Это была попытка преодоления кризиса феодальной идеологии на основе гуманистической доктрины “естественной религии”. Своеобразие этой доктрины — в синтезе античной философии и свободно истолкованной христианской этики. Таковы корпи этической концепции “Утопии”, исходившей из самой природы человека как разумного существа с его естественным стремлением к совершенству и счастью. Оригинальность Мора в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах справедливости, равенства и братства.

Существенная особенность ренессансного гуманизма выражалась и его просветительском характере. Этому соответствовала и реальная программа большинства гуманистов, в том числе Дж. Колета, Т. Мора и их единомышленников - эразмианцев, проповедовавших необходимость и целесообразность реформы в рамках традиционной социально-политической системы. Всякая радикальная реформа, насильственное ниспровержение ''недостойных государей и духовных пастырей представлялись гуманиста”' опасным потрясением общественного порядка, угрожающим бунтом черни, анархией и беззаконием. Гуманисты не верили в созидательный характер революционных выступлений народа. Таковы причины, приведшие Мора в конце концов в лагерь Контрреформации.

Несмотря на принципиальное расхождение между гуманистами и реформаторами по коренным вопросам идеологии и политики, обнаруживается определенная историческая связь Реформации с гуманизмом и даже некое их взаимопроникновение. В частности, гуманистическое движение Колета и Эразма, выдвигавших проект реформы церкви, несомненно подготовило антикатолическое и более радикальное по своей антифеодальной направленности выступление английских реформаторов — Уильяма Тиндала, выдающегося филолога, в известном смысле ученика и последователя Эразма, и его единомышленников.

Отношение гуманистов к Реформации не было однозначным: по мере развития реформационного движения в Англии они сближались не только с католицизмом. При всей общности черт светского гуманистического мировоззрения английский гуманизм стал основой для выражения разных, нередко прямо противоположных, социально-политических идей: от радикальных антифеодальных в “Утопии” Мора до умеренных буржуазно- дворянских в трактатах Т. Старки и Т. Элиота и откровенно реакционных феодально-охранительных в сочинении Реджинальда Пола “В защиту единства церкви”. Исторический и политический опыт народных движений, связанных” с Реформацией, побуждал гуманистов переоценивать идеалы предреформационной поры с их верой в разумное переустройство общества на началах справедливости и равенства. В частности, друг Мора Т. Элиот в политическом трактате “Правитель” (1533 г.) решительно полемизировал с идеей справедливости как общего блага, положенной в основу “Утопии'' Т. Элиот считал, что термин “res publica” следует понимать, как общественное достояние, что вовсе не подразумевает общее благо. Те, кто ошибочно понимает под идеей общности равенство без различия сословий, руководствуются скорее чувством, нежели благоразумием. Равенство — мать хаоса, оно противоречит социальному порядку. Во имя поддержания социального порядка плебсом должны управлять более разумные элементы общества.

С конца 30-х годов XVI в. в Англии выходит большое количество политических трактатов и памфлетов, прославлявших абсолютистское государство. Наиболее яркие сочинения такого рода написаны гуманистами Т. Старки, Д. Чиком, Р. Морисоном — приверженцами абсолютизма, выражавшими интересы буржуазии и нового дворянства. Единственной гарантией соблюдения свобод и прав подданных, способной обеспечить процветание страны и предотвратить народные мятежи, угрожавшие праву собственности и благосостоянию нации, им представлялось безоговорочное повиновение властям.

В полном соответствии с официальной абсолютистской идеологией Тюдоров Элиот, Старки и другие гуманисты оправдывали законность и целесообразность репрессий против любого нарушения существующего общественного порядка. Столь явное перемещение акцентов от реформ к репрессиям в политических сочинениях гуманистов заметно уже в начале 20-х годов. Именно эта тенденция свойственна идеологии английского общества периода Реформации, когда наблюдается увлечение Сенокой и стоиками. Проповедь социального равенства теперь решительно осуждалась гуманистами как опасное проявление неразумной страсти. В политических концепциях гуманистов реформационной эпохи идея подчинения личности властям становится преобладающей. Тогдашние политики определенно ассоциировали религиозные социальные перевороты с Реформацией. Гуманисты, в частности, связывали социально-политическую трансформацию европейского общества с радикальными учениями анабаптизма, отстаивая свои представления о стабильности политического порядка.

При сопоставлении идей гуманистов предреформационного и послереформационного периодов выявляется существенное различие, например, в понимании роли человека по отношению к судьбе и долгу. Гуманисты предреформационной поры (Мор, Колет, Эразм и др.) склонны были подчеркивать активную роль общественной деятельности, способность человека самому определять свою судьбу, отстаивали свободу воли и значение добрых дел в жизни людей, полагая, что социальная справедливость, мир и процветание общества — вполне достижимые цели. Гуманисты послереформационной поры проповедовали беспрекословное подчинение власти и традиционным социальным порядкам, отрицая свободную волю человека и противопоставляя ей полное подчинение высшей воле, предопределению. Этому соответствовали и различные точки зрения на человека и его природу. Взгляд Мора, Колета, Эразма на человека и его возможности оптимистичен; не пассивное смирение проповедовали они в канун Реформации, а понимание гражданского долга и активное служение общему благу. Английские реформаторы, последователи Лютера, не жалели усилий, обличая и развенчивая порочную человеческую природу.

Гуманизм и Реформация, оппозиционные каждое по-своему феодальному обществу, создали системы ценностей, несовместимые друг с другом: одна вела к религиозному скептицизму, культу разума и духовному освобождению человека от пут догматизма и церковных предрассудков, к торжеству светского начала над религиозным, светского опытного знания над церковной схоластической ученостью. Другая сосредоточилась на религиозных вопросах и религиозно-нравственном преобразовании общества: лишенная широты гуманистического подхода к проблемам светско-религиозных отношений, стремилась деспотически подчинить мирскую жизнь человека жестким нормам религиозной морали. Таковы были принципиальные основы идейной непримиримости гуманистов Мора и Эразма и реформаторов Тиндала и Лютера.

В Англии Реформация носила умеренный характер, англиканская церковь была вполне приемлемой для подавляющего большинства гуманистов, представлявших буржуазно-дворянское направление общественной мысли: их этические и политические идеи нашли свое выражение в сочинениях Фортескью, Литгейта, Дадли, Старки и др. Задолго до Реформации Э. Дадли в трактате “Древо государства” отстаивал идею подчинения церкви светской власти короля; на автора трактата взгляды Уиклифа оказали несомненное влияние. С тех же позиций рассматривал государство Тюдоров и Т. Старки. Консервативные политические идеалы Фортескью, Дадли, Старки и других гуманистов были отражением процесса сближения формирующихся классов буржуазии и нового дворянства, которое привело в XVI в. к союзу этих классов, а в политике — к прямой поддержке абсолютной монархии. Уже в XVI в. обнаруживается консерватизм буржуазно-дворянской политической мысли, который скажется и на протяжении XVII в., включая эпоху английской буржуазной революции.

Иным было отношение к государству Тюдоров гуманистов феодально-консервативного направления. Трактат Р. Пола “В защиту единства церкви” (1536 г.) решительно осуждал реформационную политику Генриха VIII за нарушение единства христианского мира и злоупотребление властью, Автор трактата исходил из средневековой теории о праве подданных сопротивление вплоть до открытого выступления против короля, нарушившего старинные феодальные вольности.

Существенным компонентом культуры XVI в. была гуманистическая историография тюдоровской Англии. Фундаментальный труд Полидора Вергилия (1470—1555) “Английская история” (1533 г.), написанный по заказу двора, значительно повлиял на тогдашних английских историков, История в этом сочинении изображается как результат деятельности королей, одержимых жаждой власти. Несмотря на официальный характер произведения Вергилия, в нем содержатся яркие сведения, существенно дополняющие картину социальной истории Англии, отразившуюся в других источниках XVI в., например, в “Утопии” Мора. Вергилий обусловливал ход истории взаимодействием двух факторов — неизменностью человеческой природы и страстей, управляющих действиями людей, и изменчивостью фортуны. Но историк воспроизводит и картину социальных потрясений, поразивших страну в связи с огораживаниями.

Выдающийся памятник гуманистической историографии XVI в.— неоконченная “История Ричарда III” Томаса Мора. Мор как историк в отличие от английских хронистов конца XV — первой половины XVI в, стремится выявить внутренний политический смысл описываемых событий. Автора “Истории Ричарда III” интересует также психология исторических деятелей; он умеет показать отражение политических событий в общественном сознании той социальной среды, к которой принадлежал он сам. Мировоззрение автора “Истории Ричарда III” выражало чисто ренессансный интерес к внутреннему миру человека, уважение к человеческому достоинству независимо от социальной принадлежности, резкое осуждение всякого политического произвола и тирании. С 1543 г. “История Ричарда III” Мора публиковалась в составе английских хроник Джона Хардинга, Эдуарда Холла, Джона Стоу, Рафаэля Холиншеда. Из хроники Холиншеда Шекспир заимствовал сюжет для своей трагедии “Ричард III”.

О зарождении национального самосознания и все возраставшего интереса к истории своей страны свидетельствует появление исторических сочинений, написанных людьми незнатными: “Новая хроника Англии и Франции” лондонского суконщика и шерифа Роберта Фабиана выдержала пять изданий с 1502 по 1559 г., хроника лондонского юриста Эдуарда Холла “Соединение двух благородных и славных домов Ланкастеров и Йорков” (1548 г.) существенно дополнила труд Иолидора Вергилия. Труд Холла стал одним из источников “Истории Генриха VII” Френсиса Бэкона.

Во второй половине XVI в. большой популярностью в Англии пользовался труд сына лондонского портного Джона Стоу (1525—1605) “Свод, английских хроник” (1565 г.). Стоу широко заимствовал материалы из сочинений своих предшественников, особенно из книги Джона Линдэла — королевского антиквара, издавшего в 1546 г. подробное описание Англии и ее исторических достопримечательностей. Из публикации Линдэла много почерпнул также и священник Холиншед — самый популярный историк своего времени, автор обширного свода хроник и антикварно-топографических описаний, составивший большой коллективный труд “Хроника Англии, Шотландии и Ирландии” (1577 г.), явившийся важной вехой в развитии английской историографии. Холиншед был очень близок, к идеологии пуританства.

В 1572 г. по инициативе Мэтью Паркера было организовано общество антиквариев для изучения английской истории и древностей, так называемая Академия, с которой связаны имена выдающихся представителей английской исторической школы эпохи Возрождения — У. Кэмдена и Ф. Бэкона. У. Кэмдену (1551—1623) принадлежит двухтомный труд “Анналы царствования королевы Елизаветы” на латинском языке (1615— 1625 гг.). Создание общества антиквариев в какой-то мере восполнило недостатки тогдашней университетской системы образования, в которой отсутствовало преподавание истории. В двух крупнейших университетах Англии — Оксфорде и Кембридже — в XVI в. сохранялась традиционная система высшего образования, основанная на изучении теологии, гражданского и церковного права, философии Аристотеля и Платона, медицины Галена и Гиппократа, математики, арифметики, геометрии, астрономии, диалектики, риторики, древнегреческого и древнееврейского языков. Изучение гражданского и церковного права в течение долгого времени являлось необходимым условием для достижения высоких должностей в церкви и государстве.

Система, сложившаяся в английских университетах, опиралась на среднюю классическую, или “грамматическую”, школу, которая к XVI в. переживает расцвет. Гуманистические принципы обучения и воспитания, настойчиво пропагандировавшиеся Дж. Колетом и У. Лили получают широкое распространение в английских школах второй половины XVI в.

С наступлением Реформации развитие школьного дела претерпевает серьезные трудности, многие школы при монастырях и часовнях были закрыты, хотя иногда средства, полученные при секуляризации, использовались для учреждения школ. В первые годы царствования Елизаветы I официально сообщалось, что многие города Англии не имеют школ, некоторые школы не имеют учителей, даже университеты пришли в упадок. Правительство было вынуждено поощрять университетское и школьное образование. Королева посетила Кембридж и Оксфорд, во многих городах были открыты новые школы.

К концу XVI в. в Кембридже и Оксфорде увеличилось число колледжей, были открыты медицинский и юридический факультеты, обучение приобретало светский характер. Студентами все чаще становились дворяне и дети горожан. Преподавание в XVI в. велось на латинском языке. Самым распространенным школьным учебником была латинская грамматика У. Лили. Наряду с произведениями древних авторов большую роль в школьном обучении приобретают сочинения гуманистов — Эразма, Вивеса, Мандзолли. В некоторых школах Англии (Итон, Гарроу, Вестминстер, Шрюсбери) изучался и греческий язык. Распространение идей гуманизма способствовало изменению системы воспитания от “теологической”, целью которой была подготовка священников и ученых богословов, к светской “риторической”, воспитанию образованного джентльмена, способного к государственной службе.

Роджер Эшем (1515—1568), автор известного трактата “Школьный учитель”, опубликованного посмертно, полагал цель воспитания в подготовке юношества к практической деятельности, служению на благо государя и страны. Основные критерии педагогики, по Эшему,— мудрость, ученость, добродетель, польза. Эшем весьма скептически относился к монастырской добродетели и проповеди аскетизма, отвергал телесные наказания, ратовал за хорошую постановку в школах физического воспитания, за соединение обучения с воспитанием, связь школы с жизнью. Аналогичную теорию воспитания развивал Ричард Малкастер (1530—1611), который настаивал на необходимости обучения в школе ремеслам; сознавая важность латинского языка как средства воспитания, он решительно отстаивал роль английского языка в школе, подчеркивая практическое и патриотическое значение его изучения. Улучшение школьного и университетского обучения и воспитания в немалой степени содействовало повышению образованности и морального уровня будущих духовных и светских деятелей.

Заметный прогресс наблюдается в развитии естественных наук. В 1518 г. была основана коллегия врачей, а в 1540 г.— специальная коллегия хирургов. С 1547 г. в Оксфордском и Кембриджском университетах по инициативе Генриха VIII вводится преподавание медицины. В 1565 г. Елизавета I пожаловала коллегии врачей право анатомировать человека. Видные английские хирурги приобретали опыт и врачебное мастерство в военных кампаниях. На основе личного опыта военного хирурга Д. Гейл составил весьма ценный для своего времени медицинский трактат о лечении пулевых ранений (1563 г.).

Пересматривались традиционные средневековые представления о мироздании. После выхода в свет в 1543 г. сочинения Николая Коперника “О вращении небесных сфер” гипотеза о движении Земли вокруг Солнца, быстро распространяясь по Европе, достигла и Англии. Убежденными приверженцами учения Коперника в Англии были Роберт Рикорд, автор известного в свое время трактата “Храм познания” (1556г.), Джон Филд, Уильям Гилберт и другие английские ученые, внесшие значительный вклад в развитие науки. Уильям Гилберт в 1600 г. опубликовал ценное исследование о магнитных телах и земном магнетизме — одну из важнейших книг столетия по физике.

Однако носителями научного прогресса в елизаветинской Англии были немногие энтузиасты. Большинство по-прежнему придерживались консервативных представлений о мироздании, основанных на системе Птолемея и прочно вошедших в повседневную жизнь, философию и литературу. Это отчетливо прослеживается в творчестве крупнейших писателей — Марло, Шекспира и др. Значительный авторитет продолжали сохранять астрология и алхимия.

Вторая половина XVI в. отмечена достижениями в области географии. Издаются знаменитые географические атласы Англии и Уэльса, выходят в свет “Британия” Уильяма Кэмдена (1586 г.) и трактат “Основные плавания английской нации” Ричарда Хаклюйта Младшего (1589 г.), встретившие одобрение и широкий интерес среди образованных горожан и неоднократно переиздававшийся в царствование Елизаветы. Кэмден и Хаклюйт не были географами в строгом смысле. Кэмден был скорее антикваром и историком, а Хаклюйта интересовало развитие торговли, расширение рынков, освоение новых территорий в интересах английской промышленности. Однако исследовательский пафос и строго документальный подход к историко-географическим проблемам в сочинениях Кэмдена и Хаклюйта свидетельствовали, что Англия выходила в первые ряды географически образованных наций. Социально-экономические сдвиги, развитие раннекапиталистических отношений со всей остротой ставили перед буржуазией и новым дворянством вопрос о колониях. И именно Ричарду Хаклюйту суждено было стать одним из ранних идеологов английской колониальной экспансии.

Начало новой философии, еще объединявшей в те времена естественные и гуманитарные дисциплины, положил Френсис Бэкон (1561—1626). Его творчество сочетает в себе черты поздней ренессансной науки и принципы, характерные для философии эпохи ранних буржуазных революций. Разносторонность его интересов и дарований весьма широка: он был юристом и дипломатом, политиком и оратором, философом, литератором, историком. В ряде своих трудов (“Новый органон”, 1620; “О достоинстве и приумножении наук”, 1623) он выдвинул философскую программу развития естествознания.

Бэкон создал новую методологию изучения явлений природы; провозгласив опытное знание, эксперимент основой научных обобщений, он выступил как “настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки” [1]. Исходной позицией его философских доктрин стала попытка стимулировать экономическую жизнь страны, способствовать развитию торговли и промышленности, опираясь на достижения науки и техники.

Важнейшим принципом методологии Бэкона и основой его мировоззрения стал материализм. Задачу науки он видел в том, чтобы строить “в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление” [2]. Познание человеком природы он сравнивал с отражением: та философия является настоящей, “которая самым тщательнейшим и верным образом передает слова самого мира, и сама как бы написана под его диктовку; она есть не что иное, как его подобие и отражение, она ничего не прибавляет от себя, но только повторяет произнесенное им” [3]. Бэкон сознательно и убежденно противопоставлял материалистические воззрения идеализму.

До Бэкона в философии, не отделившейся еще от религии, господствовала дедукция, идущая от общих постулатов и авторитетов к частным, конкретным выводам. Развитие производительных сил, появление технических усовершенствований в ремесле, мореплавании, военном деле дало возможность Бэкону разработать новый, индуктивный метод обобщения опыта. Бэкон впервые сформулировал его и объяснил главным методом познания природы.

В своей грандиозной программе развития наук Бэкон показал, что наука должна дать человеку власть над природой, улучшить его жизнь. Не случайно в утопическом произведении “Новая Атлантида” главную роль в организации общества играет союз ученых — “Дом Соломона”. Благодаря их деятельности на Бенсалеме, острове, затерянном в просторах Тихого океана, достигнут невиданный уровень науки и техники; жители его умеют получать необычайно высокие температуры, использовать энергию Солнца, предсказывать погоду, выращивать небывалые урожаи, воздействовать на развитие животных, излечивать болезни, передавать звук на огромные расстояния, пользоваться летательными аппаратами и т. д. Сам Бэкон, работая над задуманным им обширным трудом о восстановлении наук, собрал массу фактов и классифицировал их.

Учение Бэкона дало мощный толчок развитию материализма и эмпиризма в Европе; его влияние испытали Лейбниц, Кант, Фейербах; оно способствовало движению прогрессивной философской мысли. Бэкон оставил свой след и в педагогике, и в политической теории, и в историографии. В его “Истории Генриха VII” объединены черты исторического исследования и хроники. Он рационалистически трактует события, обосновывая свой взгляд на необходимость государственной власти, главным принципом которой является сотрудничество короля и парламента. Однако в условиях XVII в., когда абсолютизм Стюартов начинал испытывать первые удары буржуазной парламентской оппозиции, идея сохранения единства короны и парламента оказалась иллюзией.

В ответ на притязания короны, особенно усилившиеся в правление Якова I, появляются антиабсолютистские политические и юридические теории. Они базируются на трактатах шотландца Дж. Бьюкенена, известного ученого, воспитателя Якова I, последователя европейских монархомахов, и Р. Хукера, политико-религиозного теоретика конца XVI в., который выдвигал идею договорного происхождения королевской власти, восходящую к Бодену. В “Апологии палаты общин”, коллективном документе, представленном королю в 1604 г., а позднее и в выступлениях палаты абсолютный и единоличный характер королевской власти, по существу, отрицается: общины недвусмысленно настаивают на своих правах и свободах.

Парламентская оппозиция королю в XVII в. ищет свои аргументы в истории и праве. Рост национального самосознания англичан в конце XVI в., особенно после разгрома Непобедимой армады, обусловил огромный интерес к истории. Широкую популярность приобретают хроники Э. Холла и Р. Холиншеда. У. Рэли, мореплаватель, ученый и поэт, пишет “Всемирную историю”, в которой ищет земные, рациональные причины, человеческих поступков и разделяет науку и теологию. Появляется множество других “Историй”. Подмостки театров доносят события далекого прошлого до широких масс зрителей.

Лидеры оппозиции в парламенте и вне его обращаются к прошлому, пытаясь показать, что защищают давно существовавшие “старинные права и вольности англичан”, древнюю конституцию, нарушаемую приближенными монарха. Особый вес в парламенте приобретают знатоки старины, например, юрист Э. Кок, автор фундаментальной работы “Институты английского права”. Английской общее право становится аргументом в парламентских спорах. Политические писатели (У. Рэли) пропагандируют идеи Макиавелли и Бодена, отстаивают право подданных на сопротивление тирану. Эти идеи в 30-е годы XVII в. подхватывают главные ораторы парламентской оппозиции Дж. Элиот и Дж. Пим. В этой идейной атмосфере складывается мировоззрение выдающихся мыслителей и политических теоретиков эпохи Английской революции Дж. Милтона, Т. Гоббса и др.

Оппозиция абсолютизму более всего проявила себя в религиозной области —в движении пуританизма, которое с конца XVI в. постепенно охватывало все более широкие круги общества. Под влиянием этого движения возникают новые явления в культуре предреволюционной Англии. Большую роль в развитии пуританских политических теорий сыграла 3 многократно переиздававшаяся между 1563 и 1641 гг. книга Дж. Фокса “Акты и памятники”, в которой англичане изображались Богом избранным” народом, несущим миру идеи “истинного христианства”. Книга Фокса послужила основанием для многочисленных пуританских проповедей. Идеологи протестантизма отстаивали в своих трудах принцип религиозной терпимости, который логически вел к защите свободомыслия в религиозной и политической областях.

В XVII в. множатся пуританские секты. Могучую идейную опору они обретают в Библии, английский перевод которой в виде карманных изданий нелегально перевозился из Женевы и распространился и Англии уже в 60—70-е годы XVI в. В 1613 г. знаменательным событием стал санкционированный Яковом I новый перевод Библии на английский язык, осуществленный преподавателями и выпускниками Кембриджского университета. Этот перевод оказал большое влияние па развитие культуры; он давал выражения и аргументы, предписания и примеры, богатейший мир образов, вдохновлявший отныне не только литературу и поэзию, но и политическую публицистику. Он стал и действенным оружием оппозиции абсолютистскому режиму Стюартов.

Под влиянием пуританского движения произошли заметные сдвиги в культурной жизни английского общества. Это движение отличалось известным обскурантизмом. Пуритане выступали против традиционных увеселений и развлечений елизаветинской Англии; с конца 70-х годов XVI в. они обрушиваются на театр. Борьба против “греховных зрелищ” достигает кульминации в сочинениях У. Принна в 30-е годы XVII в. Накануне и во время революции пуритане разбивали церковные витражи и статуи, органы и церковную утварь. Но пуританизм нес в себе ростки нового сознания, и это сделало его идейным знаменем в борьбе против абсолютизма и феодального строя. Чтение Библии и пуританские проповеди перерастают религиозные рамки и становятся выражением политического и социального протеста. Из церквей проповедь выходит на базарные площади, в лавки, таверны, на улицы. Вокруг проповедников собираются своего рода клубы, где ветхозаветные и евангельские постулаты интерпретируются в революционном смысле.

Новые веяния захватывали средние и беднейшие слои народа: они рождали новую, пуританскую этику, которая провозглашала идеалы общности, народности, гражданственности, трудолюбия. Пуританские традиции проникали в быт. В семье культивировались дружба и сплоченность, большое внимание уделялось воспитанию детей; ценились выдержанность, умение владеть собой, строгость к себе, непритязательность, презрение к роскоши. Пуритане резко выступали против кровавых увеселений средневековья: медвежьей травли, боя быков, петушиных боен, против маскарадов и других развлечений. Многие из ученых-естествоиспытателей конца XVI — первой половины XVII в. были пуританами. Большую роль в развитии науки сыграл основанный в конце 70-х годов XVI в. в Лондоне Грешем-колледж, объединивший в своих стенах многих выдающихся ученых-протестантов.

Потребности производства способствовали развитию естественных и точных наук; нужды сельского хозяйства, ремесла, техники, мануфактур, мореплавания рождали необходимость в развитии опытного знания. На смену ренессансной науке приходили новые методы познания и объяснения мира; этот новый период обычно определяют, как “генезис классической науки”, которая постепенно сама становится производительной силой.

Позднее Возрождение в Англии дало миру ряд выдающихся научных достижений. Т. Хэрриот, явился одним из создателей учения об алгебраических формулах; он предвосхитил открытия Декарта в области аналитической геометрии, правильно объяснил происхождение цветов радуги, в 1610 г. наблюдал с помощью телескопа солнечные пятна. Шотландец Д. Нэпир в 1614 г. открытием логарифмов упростил вычисления. Врач У. Гарвей в 20-х годах, открыв систему кровообращения, превратил физиологию в науку.

В конце XVI — начале XVII в. наивысшего расцвета достигает литература. Издаются сборники сонетов, лирические и эпические поэмы, приключенческие и плутовские романы, повести из ремесленного быта. Самые их названия — “Англия Альбиона”, “Британская Троя”, “Британские пасторали” — говорят о росте национального самосознания англичан, об интересе к родной истории и географии. Большой высоты достигает светская поэзия на английском языке в творениях Ф. Сиднея, Т. Кэмпион У. Рэли и др. В 80—90-х годах XVI в. Англия переживает расцвет поэтического творчества: тысячи сонетов, поэтических сборников, поэм отличаются богатством идейного содержания, разнообразием и совершенств” художественных форм. Э. Спенсер, мастер стиха, прославлявший прекрасного человека, способного на жертвы во имя высоких духовных идеале в поэме “Королева фей” воспевает идеального монарха в традициях европейской ренессансной этики. Английская проза усваивает новые стилистические и повествовательные приемы, шедшие с континента, прежде все из Италии. Она представлена именами Дж. Лили (очень популярен 6ыл его роман “Эвфуэс”), Ф. Сиднея, автора пасторального романа “Аркадия” Р. Грина, создавшего натуралистические картины лондонского “дна” в серии памфлетов о мошенниках. Нашумевший “Злосчастный путешественник” Т. Нэша положил начало английскому плутовскому роман Т. Делони стал первым бытописателем ремесленной городской среды. Сатирическая проза высмеивает пороки различных групп общества.

Но более всего процветает драматургия — синтез передовых гуманистических идей и народной драмы. В последние десятилетия XVI в. oна становится самым демократическим видом искусства благодаря массово” характеру, который приобрел к концу века английский театр. Постоянные театры появились в стране во второй половине XVI в. В 1576 г. актер Дж. Бербедж выстроил первое театральное здание; к началу XVII в Лондоне насчитывалось около 20 театров. В 1587—1616 гг. театр стал рассадником новых идей, средоточием культурной жизни народа, проповедником гуманистических взглядов; с его подмостков звучали злободневные темы. В театрах ставились комедии Дж. Лили и Р. Грина, трагедии Т. Кида и К. Марло, вобравшие в себя лучшие традиции средневековой городской драмы; выражая новое, гуманистическое содержание, драматурги использовали классическое наследие античности, совершенствуя формы драматического искусства.

Главной темой К. Марло (1563—1593), первого великого трагика в английской драматургии, становится освобождение личности от оков авторитета, стремление человека к безграничному господству над миром. Таков “Тамерлан Великий”, “Трагическая история доктора Фауста”. Трагедия его героев заключается в противостоянии раскрепощенной личности новым узам, налагаемым на нее в нарождающемся буржуазном мире. Индивидуализм его могучих героев носит жестокий и анархический характер. В произведениях К. Марло преобладают мотивы разочарования сомнения в идеалах Возрождения.

Самым ярким феноменом, выразившим все многообразие перемен, происходивших в обществе и внутреннем мире человека, был Шекспир (1504-1616). В творчестве Шекспира отразился кризис, переживаемый английским обществом и гуманистическим мировоззрением на рубеже XVI и XVII вв. Шекспир, последовательно отстаивая гуманистические убеждения, разглядел в то же время антигуманное существо новых нравов, индивидуализм и своекорыстие. Эволюция его творчества отражает закономерное развитие гуманистической культуры. Комедии и хроники 1590-1600 гг. торжественно отстаивают право на победу за силами нового; они запечатлевают тот национальный подъем, который переживала Англия, разгромившая испанскую Армаду и превращавшаяся из окраинного государства в великую европейскую державу. Здесь безоговорочно утверждаются принципы гуманизма.

С начала XVII в. ведущим жанром в творчестве Шекспира становится трагедия. Жизнерадостность и бьющая через край энергия произведений конца века уступают место глубоким раздумьям о мучительных противоречиях жизни. Трагическое мироощущение становится определяющим в творчестве Шекспира в период создания им наиболее значительных, художественно завершенных и глубоких произведений — “Гамлета”, “Отелло”, “Короля Лира”, “Макбета”.

В последний период творчества великого драматурга на смену трагедиям приходят трагикомедии, или романтические драмы: “Зимняя сказка”, “Цимбелин”; появляется фантастическая, полная тревоги и неясных предвидений “Буря”. Однако и в них Шекспир остается страстным борцом против зла и несправедливости. Характерная черта этих произведений — стремление героев найти положительное разрешение жизненных конфликтов, но победа сил добра переносится в туманное будущее.

Одно из самых ярких качеств произведений Шекспира — народность; высочайшее художественное мастерство, глубокое и тонкое проникновение в тайны человеческой души сочетаются у него всегда с народным духом. Реализм его включает в себя традиции народной смеховой культуры. Именно поэтому столь насыщен образами и красочен его язык, остающийся до сих пор одним из самых богатых в мировой литературе и наиболее полно отразивший все многообразие английской речи позднего Возрождения.

После Шекспира английская драма начала XVII в. даст еще только одно значительное имя — Бена Джонсона (1573—1637), мастера социальной сатиры, предшественника Мольера и классицизма. Бон Джонсон, выдающийся драматург, ученый, знаток античной культуры, ренессансной науки и философии, в своих драмах выдвинул принцип бытового реализма; задачу искусства он видел в осмеянии пороков. Его персонажи в отличие от шекспировских наделены лишь одной страстью или склонностью, определяющей все их поведение. Творчество Джонсона насыщено социальными мотивами. Особенной известностью пользовались его бытовые комедии: “Всяк в своем праве”, “Всяк вне своего права”, “Вольпоне, или Лис”, “Алхимик”, “Варфоломеевская ярмарка”. Его сатира имела антибуржуазную направленность. В трагедиях “Падение Сеяна” и “Заговор Каилины” он критикует деспотическую монархию. Джонсон испытал большое влияние европейской бюргерско-гуманистической литературы конца XV — начала XVI в., особенно “Корабля дураков” Себастьяна Бранта и “Похвалы Глупости” Эразма.

Во втором десятилетии XVII в. в английской драме утверждается романтически-авантюрное и аристократическое направление, представленное именами Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. Плоды их совместной деятельности — кровавые трагедии, отстаивавшие право абсолютного монарха над жизнью подданных, и блестящие и занимательные комедии откровенно гедонистического свойства, лишенные глубины изображения характеров. После них театр все более утрачивает связь с народом и приобретает аристократические черты, противопоставляя буржуазной корысти мораль гедонизма и эпикурейства. В этом свете насильственное закрытие театров, осуществленное парламентским актом в 1642 г., явилось следствием упадка ренессансной драмы.

В первые десятилетия XVII в. в английской литературе возникают новые явления, знаменующие собой кризис гуманистического мировоззрения. Жизнеутверждающему началу ренессансной культуры противопоставляются мотивы, вызванные разочарованием определенных кругов общества в побеждающем своекорыстии буржуазного уклада. В 1621 г. выходит в свет “Анатомия меланхолии” викария Роберта Бертона. Другой пример утраты гармонического ренессансного идеала — поэзия Джона Донна, родоначальника так называемой метафизической школы. Современник Шекспира, Донн начинает свою поэтическую деятельность в конце XVI в. Его “Песни и сонеты” и элегии отличаются широким, жизнерадостным ощущением мира, эмоциональностью, воспевают человеческие чувства. К 90-м годам XVI в. относятся и сатиры Донна, высмеивающие лондонских сутяг-юристов, придворных, ханжей-пуритан. Но в поэме “Странствующие души” ощущается нарастающая враждебность к плоти и земному существованию. В поэмах “Анатомия мира” и “Вторая годовщина” уже отчетливо видна победа религиозного мировоззрения, проступают мотивы неудовлетворенности, тоски, безысходности. Циклы стихотворений “Божественные поэмы” и “Благочестивые сонеты” посвящены исключительно религиозным темам; они полны экстатического пафоса и отречения от земного бытия, глумления над немощью разума и бессилием человеческой натуры.

Наиболее выдающийся английский поэт середины XVII в. —Джон Милтон (1608—1674), активный участник и идеолог буржуазной революции; к периоду назревания революции относится становление его идейных и эстетических позиций. Получивший прекрасное гуманистическое образование, завершенное во Франции и Италии, поэт отказывается от посвящения в сан священника и отвергает господствующую англиканскую доктрину. В его творчестве ранних лет отсутствуют характерные для Возрождения эротические и гедонистические мотивы. Оно отличается идейной значительностью и философской глубиной. Поэзия его двойственна: в ней соединяются черты ренессансного гуманизма и пуританской религиозности. В 30-е годы Милтон создает пьесу-маску “Комус” и элегию “Лисидас”, где звучат уже политические мотивы неудовлетворенности общественным устройством, критика англиканской церкви. Эти мотивы его творчества получили дальнейшее могучее воплощение в период буржуазной революции, которая знаменовала собой новый этап в развитии английской культуры.

Для искусства Англии XVI в. характерно сочетание традиций готики” с ренессансными веяниями. В начале XVI в. в церковной архитектуре готика еще полностью господствовала. Шедевром ее позднего (“перпендикулярного”) стиля, отличавшегося изысканной декоративностью, стала капелла Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Реформация надолго прервала церковное строительство. В конце XV в. прекратилось и возведение феодальных замков. Зато бурно развивается строительство дворянских усадеб, продуманно связанных с окружающей природой, городских домов (особенно в Лондоне) с фахверковыми, более дешевыми конструкциями, дворцов новой знати. В старых дворцах обновляются на ренессансный лад интерьеры. Декоративные работы выполняют по заказам короля и знати преимущественно приезжие мастера — итальянцы, немцы и фламандцы. Характерный образец “тюдоровской архитектуры”, смешение готики и Ренессанса, — лондонский дворец Хэмптон, перешедший от кардинала Уолси, мецената гуманистов, к королю Генриху VIII. Наиболее ясно новые тенденции отхода от готической традиции проявились позже в построенных Р. Смитсоном (1535—1614) дворцах Лонглит-хаус и Уоллатон-хаус.

Во второй половине XVI — начале XVII в. существенно меняется облик английской деревни — распространяется свободная планировка, строится множество односемейных домов — коттеджей, небольших зданий в два этажа, живописно сочетающих в интерьере темные деревянные панели и крупные плоскости белой штукатурки. Утверждается культ домашнего уюта, скромного комфорта, отдыха “у камина” как своеобразного символа семейного очага и достатка.

Новым этапом в развитии архитектуры стала первая половина XVII в., когда архитектор и мастер театральной декорации И. Джонс (1573—1652), убежденный последователь Палладио, заложил основы дальнейшего развития английского классицизма. Его постройки принадлежат к вершинам английского зодчества (центральная часть дворца Кобэм-холл, Банкетный зал в Лондоне).

Архитектура Шотландии имела в XVI — XVII вв. ряд особенностей. Здесь продолжалось строительство замков с выразительными силуэтами башен (“баронский стиль”). Слабее были выражены ренессансные влияния и в оформлении интерьеров — широко использовались готические традиции резьбы по дереву. В деревнях в отличие от Англии преобладали хуторские поселения.

Английское изобразительное искусство в XVI в. в целом переживает упадок, наметившийся еще в конце XV в. Реформация, лишив художников крупных церковных и монастырских заказов, усилила этот процесс. В XVI — XVII вв. ведущую роль играют не местные, а приезжие мастера, среди которых были такие выдающиеся художники, как Г. Гольбейн Младший, а в XVII в.— А. Ван Дейк. Главной линией развития живописи в Англии стало искусство нового ренессансного жанра — портрета. Восторжествовало, однако, холодное, условное мастерство парадного придворного портрета, прославлявшее короля и знать. Наибольших достижений английские художники добились в портретной миниатюре, истоками которой стали традиции книжной миниатюры и творчество Г. Гольбейна. Н. Хиллиард (ок. 1547—1619), живописец и ювелир, придворный художник Елизаветы и Якова I, дал не только образцы тонких индивидуальных характеристик своих моделей, но и попытался теоретически осмыслить специфику искусства миниатюры. Высоким мастерством отличались работы А. Оливера (ок. 1556—1617). С необычной для миниатюры энергией создавал портреты Кромвеля и других деятелей Английской революции С. Купер (1609—1672), творчество которого противостояло шаблонам придворного портрета. Его воздействие сказалось на новом типе парадного аристократического портрета XVII в., окончательно сложившемся в английский период творчества Ван Дейка.

Народное творчество претерпело в XVI — XVII вв. мало изменений. В традиционных и очень ценимых в народе гончарных изделиях, покрытых глазурью, по-прежнему широко использовали изображения зооморфных и растительных форм, в том числе фантастических. Народные вкусы ярко проявились в искусстве лубка, популярных гравюрах на меди. Его расцвет, как и максимальная насыщенность антифеодальными и антицерковными мотивами, связан с периодом Английской буржуазной революции.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке