Печать

© Автор: Митрофанов В.П.


В статье речь пойдет об английском йомене, жившем в графстве Йоркшир в XVII в., который оставил после себя “Дневники” и завещание1. Подобного рода источников сохранилось немного, что повышает их научную ценность. Они позволяют, проследит основные вехи жизненного пути человека в драматичный период английской истории. Кроме того, мы имеем возможность увидеть его имущественное положение.

Предки Адама Эйра были выходцами из местечка Крукхилла в графстве Дербишир. Семья его была зажиточной, так как его дед был “высоким шерифом” в этом графстве. У Адама Эйра были брат Джозеф и сестра Алиса, но не было детей. Сам Адам Эйр родился в 1614 г. и умер в 1662 г. О начальном периоде жизни Адама мало сведений. Известно лишь, что он получил хорошее образование. Оба его родителей умерли в 1640 г. и в тот же год он женился на Сусанне дочери Годфри Метвумена из прихода Киркбертон. Вскоре после начала первой гражданской войны Адам, и его брат вступили в армию и позже воевали против роялистов под командованием Томаса Ферфакса. Во время войны он вел дневник, который назвал “маленькая опаленная книжица”. Однако она не сохранилась до нашего времени. Известно, что он ещё написал дневники во время своей поездки в Лондон, но и этот документ утрачен.

В конце второй гражданской войны Адам уехал в свое родное имение Хаселхед (Йоркшир), где и пребывал вплоть до своей кончины в 1662 г., занимаясь сельским хозяйством, как и многие другие английские йомены. Его брат Джозеф продолжал служить в армии, где вскоре и умер.

Как и многие йомены, помимо хозяйственных дел, Адам Эйр активно участвовал в жизни своего церковного прихода. Он поддерживал тесные связи с большей частью йоменов и джентри своего прихода. Свой дневник, который он начал вести с начала 1647 г. и довел с небольшими перерывами до 26.01. 1649 г. он назвал “Журнал моей жизни”.

Так же известно, что Адам Эйр был в числе тех офицеров, которые предъявили требование к государству в 1659 г. о выплате им долгов за их службу под командованием Т. Ферфакса в знаменитой петиции к парламенту. Всего предъявленная сумма составляла 23586 ф. ст. 1 шил. и 1,5 пенса. Доля Адама составляла 688 ф. ст. 8 шил., а его умершего на службе брата 1168 ф. ст. 13 шил. Очевидно, Адам сильно рассчитывал на эти деньги, но Реставрация 1660 г. положила конец этим надеждам. Это повлияло на его хозяйство, так как ему всегда не хватало средств, и он занимал деньги у своих соседей.

Очевидно, Адам Эйр играл заметную роль в жизни своего церковного прихода. Так, например, когда Т. Ферфакс в 1644 г. назначил в его родной приход свою креатуру в качестве приходского священника, что ранее считалось прерогативой лорда манора, то, скорее всего он не посоветовался с местными джентри и йоменам. Поэтому Адам Эйр и его сотоварищи начали борьбу за смещение с должности священника. Причем приход Пенистон был одним из местечек, от которого избирались депутаты в парламент. Поэтому борьбу за смещение священника, назначенного без согласования с ними они, очевидно, скоординировали со своими депутатами в парламенте. Они обвинили священника (Дикинсона- В. М.) в том, что во время гражданской войны он был на стороне роялистов, что компилировал проповеди других священников и к тому же часто повторял одни и те же проповеди. Обвинили его и в пьянстве, в раздувании ссор между прихожанами. Затем Адам Эйр и его сотоварищи решили предоставить Дикинсу некоторое время, чтобы он подыскал себе другой приход, а пока положить ему 40 ф. ст. и бенефиций с викарства. После этого Адам Эйр вместе с несколькими своими соседями объезжали приход с целью собрать необходимую сумму. Несмотря на нежелание населения платить эти деньги ему удалось все же собрать нужную сумму. Однако Дикинсон, чувствуя поддержку в Лондоне, не спешил покидать приход. Поэтому прихожане командировали Адама Эйра в Лондон, чтобы убедить членов комитета по церковным делам при парламенте отозвать его. Но священник сумел каким-то образом найти себе поддержку в лице некоторых прихожан, и тяжба затянулась. В итоге, все же Эйр и его сотоварищи добились его удаления.

В своем дневнике Эйр частенько упоминает о попойках с друзьями и их женами. Хотя пьянство не одобрялось в сельском обществе, но умеренная выпивка не возбранялась, особенно длительными и унылыми февральскими вечерами. Одним из видов проведения досуга йоменов была также игра в футбол, хотя игра эта была в те времена достаточно жесткая, без правил.

Адам Эйр, как и многие другие йомены был любителем охоты и рыбной ловли. Так он часто “забрасывал удочку” в воды реки Дон, протекавшей около его дома.  В своем дневнике он, описывая охоту на дичь, замечал, что охотился даже “с борзыми собаками”, хотя это было запрещено.

В целом Адам Эйр жил активной полноценной жизнью деревенского йомена, постоянно общался со своими соседями фермерами, активно участвовал в общественной жизни своего прихода. Так, например, важным событием общественной жизни было устройство похорон кого-либо из умерших соседей и участие в этой прискорбной процедуре. Судя по записям в дневнике, он активно участвовал в таких делах. Обычно йомены в своих завещаниях подробно излагали, как должны быть устроены их похороны и что конкретно душеприказчик для этого должен сделать. Завещание самого Адама Эйра не было исключением в этом плане. Порой суммы денег, предназначенные на похороны, были равны тратам на свадьбу. Правда, он сам не назвал в своем завещании точную сумму на свои похороны.

Несмотря на то, что он так и не получил от государства платы за свою армейскую службу, судя по завещанию был состоятельным йоменом.  Так, только на раздачу местным беднякам после его похорон в течение одного месяца он определил 20 ф. ст.  Кроме того, завещал деньгами по 10 ф. ст. своему племяннику и племяннице. Адам Эйр не перечислил в своем завещании подробно своё движимое и недвижимое имущество как это делали некоторые другие йомены. Он лишь отметил, что завещает все свое движимое и недвижимое имущество в доме своей жене Сусанне. Лишь свою одежду и книги он завещал другим людям. Так, свой лучший костюм он завещал своему родственнику Роберту Эйру, а остальную одежду своему племяннику. Книги же он завещал кузину Джозефу Эйру. Ему же он завещал все права на половину одного своего арендованного участка. Завещал ему и своё родовое имение в Хеслнхеде, кроме доли его жены Сусанны в течение её жизни. Ему же он завещал все свое недвижимое и движимое имущество в этом поместье, включая и скот, правда, не указав количество его голов. Но это и понятно, ибо сам не мог знать, сколько голов скота у него будет на момент своей кончины.  Джозефа Эйра он назначил своим душеприказчиком. Отметил он в завещании и то, чтобы душеприказчик обеспечил бы правильность составления всех документов на владение имуществом его жены и все другие документы на его земельные держания. Оговорил и право Джозефа Эйра на получение им долгов со своих должников. Причем указал место, где хранились его документы на это земельное держание (“в длинной узкой книге в моем секретере”). В ней же он записал все сведения о своем поместье, а также все данные о денежных   сбережениях. Из этих денег Адам просил душеприказчика выделить 20 ф. ст. для раздачи беднякам в течение года. Наряду с этим, т. е., что Адам имел должников, но и сам он был должен некоторым лицам и просил душеприказчика рассчитаться с ними. Сумму долгов он не указывал, что можно расценить как текущие задолженности, которые могли уменьшаться или же увеличиваться. Причем, предусмотрел возможность погашения долгов имуществом. Однако конкретных сумм денег должников и задолженностей его самого в завещании не называется. Очевидно это связано с тем, что завещание было составлено им в 1640 г.  (после этого он прожил ещё более 20 лет - В. М.), когда он был в добром здравии и не чувствовал свою скорую кончину, а поэтому процесс погашения задолженности ему и им самим продолжался и естественно суммы менялись.

Таким образом, завещание Адама Эйра свидетельствует о том, что он был типичным средним английским йоменом, который имел четыре земельных держаний, два из которых сдавал в аренду, но и сам был арендатором. Общее количество движимого имущества в завещании не указано. Это можно объяснить тем, что оно было непостоянным и менялось, а то, что было постоянным, например, домашняя утварь была хорошо известна его племяннику, и он не стал её подробно перечислять в тексте завещания. В денежном выражении в завещании фигурируют в общей сложности 60 ф. ст. В целом это немалая сумма по тем временам, но это не означает, что этой суммой ограничивается всё его денежное состояние. Скорее это специально заложенная сумма денег, которая гарантированно будет в наличие на момент его кончины. Очевидно, Адам Эйр считался не только состоятельным, но и знатным. Об этом свидетельствует надпись по латыни на его надгробной плите “Адам Эйр, знатный (Adamus Eyre, generosus)”.

После смерти Адама Эйра в 1662 г. его душеприказчик, очевидно, выполнил добросовестно все, что было указано в завещании. Во всяком случае, жена Адама Сусанна получила все то, что ей было завещано, и прожила семь лет после смерти своего мужа. Накануне своей кончины она так же составила завещание, будучи уже “телесно больной”. Оно свидетельствует, что вдова жила скромно и, скорее всего, уже не располагала такими денежными суммами, как её супруг. Так, в тексте завещания говориться лишь о сумме в несколько десятков шиллингов. Она, например, завещала раздать по 6 пенсов своим родственникам и по 2 пенса всем беднякам, которые придут на её похороны. Выплату своих долгов она завещала сделать за счет её имущества. В её завещании так же нет особой конкретики в отношении движимого имущества. Так, она лишь указала, что передает некому Дж. Уортсворду из Уатерхолла “большую чашу” в качестве компенсации по долгам.  Кроме того, из имущества упоминается одно “дамское седло с украшениями”, которое она завещала некой Гертруде Кокин. Своим душеприказчиком она назначила некоего Джорджа Мурехауса из Потти, за что ему полагалось вознаграждение, в 40 шил. Кроме того, денежные выплаты по 20 шил. каждому она предоставляла неким Джонесу Кейяду и Генри Джексону в качестве платы за то, чтобы они проконтролировали правильность выполнения завещания    душеприказчиком. В конце завещания она сделала приписку о том, что дает по 20 шил. каждому из двух своих слуг. Все остальное движимое и недвижимое имущество она завещала раздать в качестве выплаты за долги. Оставшееся имущество она просила раздать беднякам трех, указанных в завещание местечек, причем, поровну.

Таким образом, хотя вдова Адама Эйра и жила относительно скромно и не приумножила завещанного ей имущества, но она имела возможность содержать прислугу. Кроме того, она сохранила основное недвижимое имущество, в том числе и свою часть имения с домом и т. п. Всего денег в завещании указано 80 шил., к которым добавляется неопределенная в общем исчислении сумма, предназначавшаяся для раздачи беднякам. Общая сумма денег, отмеченная в завещании в качестве гарантированной на момент её кончины, составила около 5 ф. ст., что меньше, чем имелось на момент кончины её мужа.

Скорее всего, она, как и её муж пользовалась уважением и доверием своих сельских соседей, которые могли давать ей при необходимости в долг деньги. Бурные события английской истории середины XVII в. отразились на судьбе семейства Эйров. Их политические симпатии, безусловно, были на стороне парламента, как и большинства английских йоменов. Однако сам Адам Эйр и его родственники все же предпочли спокойную сельскую жизнь в годы протектората. Вместе с тем социальная активность Эйра в масштабе своего прихода, а иногда и за его пределами видимо была характерным проявлением жизненной позиции многих йоменов того времени.


Примечания.

  1. Yorkshire’ Diaries and Autebiographies in The 17-th and 18-th centuries. Durham, 1877. Wills and Inventories of the northern counties // Surtees Society Publications. Vol. CIV, Edinburgh, 1877. Appendix. P. 350-357.

Полный текст с научно-справочным аппаратом см.: Митрофанов В.П. Человек в эпоху английской буржуазной революции середины XVII в. // Время, событие, исторический опыт в дискурсе современного историка. XVI чтения памяти чл.-корр. АН СССР С. И. Архангельского. НГПУ 15-17 апреля 2009/ отв. ред. А. В. Хазина - Н. Новгород: НГПУ, 2009. с. 215-220.  Просьба ссылаться на опубликованный в сборнике текст статьи.