Early Modern England

История Англии Раннего Нового времени

Данный сайт является научно-образовательным информационным проектом и предназначен для всех, кто проявляет интерес к исторической науке. В настоящее время образование в вузах Российской Федерации переживает трудные времена. При переходе со «специалитета» на «бакалавриат» происходит сокращение аудиторных занятий для студентов и общее увеличение годовой учебной нагрузки преподавателей. В таких непростых условиях данный проект призван помочь преподавателям, аспирантам и студентам исторических факультетов в изучении истории Англии раннего Нового времени.

Крестьяне и государство

Культура и религия

Политика и общество

Военное дело

Историография

Экономика

© Автор: Митрофанов В.П.


В современной России бедность значительного социального слоя официально признано высшими властями. Однако бедность какой-либо части населения – это закономерное явление, которое имело и имеет место во многих странах мира. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что бедность или пауперизм наблюдаются в обществе особенно в переходные периоды исторического развития.

Англия столкнулась с этим явлением в переходный период от феодализма к капитализму. Хронологически это конец XV-XVIII в. Традиционно отечественные авторы связывали появление массового пауперизма, прежде всего, с так называемыми огораживаниями и Реформацией. Однако состав пауперов пополнялся и другими социальными слоями английского общества (отставные солдаты-инвалиды, просто обедневшие горожане и крестьяне, престарелые люди и т.д.).

Изучение проблемы пауперизма в Англии сводилось в основном отечественными авторами к анализу так называемых “кровавых законов”, причем акцентировалось внимание на их репрессивных статьях, что было видимо оправданно в плане марксистской концепции о насильственных методах так называемого первоначального накопления капитала.

На наш взгляд, эти законы нельзя рассматривать лишь в таком ракурсе. На протяжении XVI-XVII вв. они менялись по своему содержанию и в период правления Елизаветы I Тюдор в них, хотя и сохранялись репрессивные положения, но уже превалировали статьи, направленные на поддержку пауперов с помощью целого ряда юридических, административных и даже экономических мер.

На основе этих законов правительства Тюдоров и Стюартов проводило по существу определенную социальную политику. Особое значение в этом плане имел закон 1572 г., по которому вводились обязательные сборы денежных средств в фонды пособий для пауперов. Для этих целей на местах создавались специальные должностные лица (“overseers”, т.е. приходские попечители), на которых возлагалась работа по делам пауперов.

Социальная политика была направлена на претворение в жизнь законов о пауперах на местах. Значительная роль при этом отводилась местным властям (мировым судьям, шерифам графств, констеблям и т.д.). К этому же привлекалось и англиканское духовенство.

Разъездные королевские суды (суды ассизы) постоянно расследовали множество дел по различным вопросам пауперизма на местах и могли выносить различные вердикты, как в пользу пауперов (например, досрочное освобождение из работных домов и т.п.), так и не в пользу последних.

Источники (протоколы разъездных королевских судов, переписка центральных и местных властей и др.) свидетельствуют, что при проведении социальной политики в каждом графстве наряду с общими для всех вопросами, как, например, пресечение бродяжничества, организация приютов и работных домов и т. д. власти сталкивались и со специфическими вопросами. Таковыми могли быть, например, уклонение части местного населения от выплат денег на содержание пауперов (“relief”), затягивание организации работных домов и т.д.

Наблюдается тенденция со стороны местных властей избавляться не только от пришлых пауперов, но и от местных. При этом могли использовать самые неблаговидные способы.

Кроме пауперов местные власти обязывались оказывать помощь бывшим солдатам и матросам, которые стали инвалидами. С этой целью с каждого церковного прихода собирали сначала по 2 пенса, а с 1595 г. по 6 пенсов. Иногда центральные власти требовали устраивать на местах особые приюты для этой категории бедняков, что было очень важно, ибо понятие “пенсия” по старости или по инвалидности тогда не было. В отдельных случаях Тайный совет ходатайствовал перед властями графств или высшим англиканским духовенством об устройстве в приюты отдельных солдат-инвалидов.

Важной мерой в плане борьбы с бедностью было регулирование цен на продовольствие на местных рынках. На каждом продовольственном рынке были особые должностные лица, которые устанавливали цены, следили за торговлей продовольствием (соблюдение времени торговли, мер, весов и т.д.). В некоторых графствах местные власти даже обязывали торговцев хлебом продавать свой товар беднякам по ценам ниже рыночных под угрозой наказания. Такое явление особенно отмечается в период правления Карла I Стюарта.

Принимались также меры по контролю над деятельностью пивных заведений. С одной стороны власти стремились пресекать деятельность пивных, владельцы которых не имели лицензий на их содержание, а с другой нередко просто закрывали так называемые “лишние” пивные под разными предлогами. При этом в распоряжениях центральных властей обычно   называлось три причины этих мер: 1) в пивных сосредотачивается множество бродяг, и они могут стать очагами социальных беспорядков; 2) для производства пива перерабатывается много зерна, которое необходимо для выпечки дешевого хлеба для пауперов; 3) в пивных процветает пьянство.

Определенное место в плане помощи пауперам играла и частная благотворительность. В источниках локального характера (завещания и т.д.) имеется немало конкретных примеров этого. При этом фигурируют самые различные денежные суммы (от нескольких пенсов до несколько десятков фунтов стерлингов). В источниках в роли благотворителей фигурируют представители различных социальных слоев, от крестьян до представителей титулованной знати и прелатов англиканской церкви (например, отчисления в пользу пауперов делал архиепископ У. Лод).

В источниках встречаются сведения и о попытках центральных властей борьбы с роскошью (luxsery). Эти попытки особенно наблюдаются в периоды неурожаев на зерновые культуры и голода (особенно в 1586-1587, 1595-1598 гг.). Сводились они, в основном, к тому, чтобы добиться путем убеждения ограничить излишества в потреблении продуктов питания зажиточными слоями населения.  С этой целью Тайный совет регулярно рассылал письма и распоряжения, в которых местным властям предписывалось проводить такую работу. Так, например, в одном из таких распоряжений от властей г. Лондона требовали, чтобы были запрещены все излишества в питании (не употреблять в процессе питания много блюд, не ужинать в дни постов, по средам и пятницам и т.п.).  Англиканское духовенство также должно было проводить определенную деятельность в плане убеждения мирян поститься, соблюдать “рыбные дни”, подавать милостыню нищим, оказывать им приют, предоставлять работу и т.п.  Например, подобное пространное распоряжение было послано архиепископу Кентерберийскому в 1596 г., который в свою очередь должен был отдать аналогичные распоряжения через епископов всему англиканскому клиру.

От самого англиканского духовенства власти требовали давать пример мирянам своей благотворительной деятельности в пользу пауперов. Духовенство вместе с местными властями должно было организовывать распределение сэкономленных продуктов питания среди пауперов своих приходов.

Борьба с бедностью строилась на законодательной основе (парламентские статуты, королевские прокламации и распоряжения Тайного совета) и местные власти обязывались выполнять их в своих приходах, сотнях и графствах. Отчасти эта работа ими выполнялась, хотя эффективность не всегда была такая, какая хотелось бы центральным властям. Очевидно, многое завесило от субъективного фактора, а именно, от желания и активности местных властей обустроить пауперов. К моменту начала буржуазной революции середины XVII в. коренным образом ситуация с пауперизмом все же не изменилась.

Борьба с роскошью не имела законодательной основы и носила по существу рекомендательный характер для местных властей и англиканского духовенства. Видимо правительство понимало, что принимать законы против роскоши бессмысленно, так как даже, если они, и пройдут в палате общин, то проконтролировать их исполнение будет невозможно. К тому же они могли вызвать раздражение со стороны имущих слоев населения, т.е. дворянства, буржуазии, фермеров и йоменов. Однако парадокс здесь состоял в том, что идеология пуританизма, которую Тюдоры и Стюарты не хотели принимать, как раз отвечала такому курсу социальной политики властей в отношении роскоши.

Дальнейшее изучение локальных источников позволит создать более детальное представление по этим и некоторым другим аспектам социальной политики английской монархии.

Последние публикации

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке