Early Modern England

История Англии Раннего Нового времени

Данный сайт является научно-образовательным информационным проектом и предназначен для всех, кто проявляет интерес к исторической науке. В настоящее время образование в вузах Российской Федерации переживает трудные времена. При переходе со «специалитета» на «бакалавриат» происходит сокращение аудиторных занятий для студентов и общее увеличение годовой учебной нагрузки преподавателей. В таких непростых условиях данный проект призван помочь преподавателям, аспирантам и студентам исторических факультетов в изучении истории Англии раннего Нового времени.

Крестьяне и государство

Политика и общество

Культура и религия

Историография

Военное дело

Экономика

© Автор: Митрофанов В.П.


В отличие от реформации в Германии и ряде других стран континентальной Европы, где разрыв с папством и образование национальных церквей произошел в результате массового народного движения, английская реформация совершилась сверху. Английские публицисты, сторонники Лютера требовали подчинения церкви королевской власти прекращение любой зависимости от Рима, конфискации церковных богатств. Реформаторы отражали интересы буржуазии и нового дворянства. Деятели реформации – Уильям Тиндел (-1530), М. Кавердал, Т. Кранмер (1489-1556), Х. Латимер сначала были учеными в Кембридже, изучали Новый завет в переводе и с комментариями Эразма, а затем увлеклись Лютером. У. Тиндел в 1524 г. отправился в Германию и издал на английском Новый Завет, затем стал заниматься переводом Ветхого Завета с древнегреческого и древнееврейского (погиб на эшафоте в 1530 г.). Перевод стал пользоваться популярностью в Англии.

Инициатором реформации был Генрих VIII (1509-1547), вступил на престол, едва достигнув 18-летнего возраста (21.04.1509 г.), женился на Екатерине Арагонской (дочери Фердинанда и Изабеллы), ранее она была женой его брата Артура (овдовела 2.04.1502 г.). К 1529 г. Генрих решил с ней развестись из-за политических и чисто личных причин. Развод в Риме должен был получить кардинал Уолси, не получил, ушел в отставку 9.10.1529 г. В гос. Совет были введены Т. Мор – канцлер, и Т. Кромвель («Молот монахов») – хранитель Большой печати.

В 1531 г. духовный совет решил признать короля главой английской церкви. Разрыв с Римом относится к 1532-1534 гг., 14.11.1532 г. тайно сочетался браком с Анной Болейн, а в январе 1533 г. публично короновал ее как королеву. Томас Кранмер – архиепископ Кентерберийский.

В 1534 г. парламент признал Генриха VIII главой английской церкви и порвал все отношения с Римом. В 1535 г. Климент VII объявил Генриха VIII отлученным от церкви. Политика Генриха VIII была поддержана Реформационным парламентом 1529-1536 гг.: прекращалась выплата Риму церковных налогов, запрещались апелляции к папе; высшая церковная судебная инстанция – архиепископ Кентерберийский и король. Король назначал епископов, инспектировал церковь, искоренял ереси. Была проведена секуляризация.

В июне 1536 г. открылись заседания высшего законодательного органа церковной организации конвокации, где был выработан «символ веры» архиепископом Т. Кранмером и другими, в нем содержалось признание протестантских догматов «об оправдании верой» и освященном писании, как единственном источнике веры, сохранялась иерархия и административное деление на диоцезы (с епископами, архиепископами), церковные служители должны были иметь облачения, принятые в католической церкви, сохранялись таинства крещения, причастия, алтаря, хлеб и вино освящались в алтаре, сохранялись молитвы, праздники в честь некоторых святых, иконы, изображения, сохранялось нонрезидентство, т.е. англиканская церковь заняла среднее положение между католической и протестантской. Это привело к появлению радикальных священников, требовавших убрать пережитки католицизма, появился «Протест 1536 г.» - против икон, мессы, убранства алтарей и т.д.

Чтобы сокрушить радикальных реформаторов, король в 1539 г. издал статут «Акт о пересечении различных мест, касающихся статей о христианской религии», получившего название «Шестистатейного», или «Кровавого». В нем «Протест 1536 г.» был назван преступным документом, признавались обязательными целибат, месса, устная исповедь. После этого началось преследование сторонников дальнейшей реформации англиканской церкви, этот же статут устанавливал смертную казнь за отрицание основных принципов католического вероучения. Латимер был отстранен от должности. Генрих VIII казнил протестантов за то, что они не признавали догмат о пресуществлении, и католиков за то, что они не признавали его главой церкви.

В 1547 г. умер Генрих VIII (по закону о престолонаследовании 1544 г. ему должен был наследовать Эдуард, потом Мария, Елизавета, если же после них не осталось наследника, престол должен был перейти к Марии, которая была замужем за герцогом Суффолком, у старшей дочери которых Франциски, жены лорда Генриха Грея Дорсет, была дочь Джоанна), передав правление на период несовершеннолетия своего сына Эдуарда VI (1547-1553) Совету регентства, где в основном была новая знать, главной фигурой был дядя короля Эдуард Сеймур, впоследствии герцог Сомерсет, почти все они были реформаторами, которые хорошо нажились на конфискации церковных имуществ. Во время их правления усилилась крайняя протестантская партия. В 1547 г. вышел акт о ликвидации часовен. Вклады, оставленные церкви на отправление заупокойных месс и другое церковное имущество стали объектом экспроприации, конфисковали и значительную часть имущества гильдий, обслуживающих нужды церквей. Не пострадали только лондонские гильдии, грабились приходские церкви под предлогом борьбы с изображениями. В 1549 г. Томас Кранмер ввел молитвенник. В 1552 г. были опубликованы 42 статьи нового вероучения.

В 1553 г. умер Эдуард, ему наследовала Мария. Правда, герцог Нортумберленд совершил переворот, провозгласив леди Джейн Грей, внучку Генриха VII, королевой (королева – девяти дней), но переворот подавлен, леди казнена, а королевой стала Мария Тюдор. Католичка. Хотя она снова ввела католическую мессу, но земли вернуть не удалось. В 1554 г. стала женой Филиппа II, в этом была ее ошибка, так как она нарушила негласный принцип английской политики – самый опасный соперник в торговле является и самым опасным врагом политическим. Затем она примирилась с Римом, были восстановлены старые законы о сожжении еретиков, подготавливалась казнь протестантов. После казни Латимера, Хупера, Феррара, Кранмера жертвами репрессий стали простые люди. Было сожжено около 300 человек в большинстве своем кальвинистов и анабаптистов, ни один мирянин из высшего класса не пострадал. Народ был обеспокоен слухами о том, что возможно введут инквизицию.

В 1557 г. связи с Испанией привели Англию к войне с Францией, в результате которой англичане потеряли Кале. Это вызвало недовольство купцов, и только слухи о том, что Мария находится при смерти, не привели к восстанию.

В 1558 г. Елизавета стала королевой. Правительство Елизаветы установило религиозный компромисс, характерный для реформационного движения в Англии. Снова была ликвидирована власть папы, сохранялись формы организации, существующей в католической церкви, сохранялся епископат и иерархия клира, избегали радикальных форм протестантизма.

Правительство Елизаветы издало суровые законы против католиков. Переход из протестантизма в католицизм приравнивался к государственной измене. Королева провозглашалась Верховным правителем церкви Англии. Акт о единообразии устанавливал единую форму богослужения на английском языке на основе молитвенников 1549-1552 гг. Осталось католическое облачение, распятие, свечи, брак духовенства подлежал особому разрешению.

В 1571 г. был выработан символ веры из 39 глав, где католические догматы сочетались с кальвинистскими.

Во второй половине XVI в. в условиях успешного развития капитализма среди буржуазии и нового дворянства стала складываться религиозная оппозиция абсолютизму. Она выступала под знаменем кальвинизма, поскольку эти классы не удовлетворял половинчатый характер королевской реформации. Английские кальвинисты хотели «очистить» англиканскую церковь от остатков католицизма. Их стали называть пуританами. Умеренные пуритане – пресвитериане – хотели установить кальвинистскую церковь в Англии, радикальные пуритане – индепенденты – отвергали принцип единой национальной церкви, считая, что каждая религиозная община должна быть независимой и свободной. Елизавета ответила: «Английская церковь вполне достаточно очищена, и никакого дальнейшего очищения уже не требуется». Пуритане с этим не смирились…

Воцарение королевы-протестантки, восстановление ею англиканства и королевской супрематии, заставило сплотиться европейскую и внутреннюю католическую реакцию. Папа подверг Елизавету отлучению, санкционировав тем самым, многочисленные заговоры и покушения на нее. Католические державы, особенно Испания и папство использовали в борьбе с Елизаветой ее кузину шотландскую королеву Марию Стюарт, заявившую свои права на английский престол. Но победа в Шотландии кальвинистской реформации в 1561 г. заставила Марию бежать из страны и оказаться в руках Елизаветы.

В 1569 г. в северных графствах Англии прокатолически настроенная феодальная знать, недовольная усилением абсолютизма, предприняла попытку сепаратистского выступления, чтобы восстановить католицизм и возвести на престол Марию Стюарт. После подавление восстания и ряда католических заговоров парламент принял решение о казни Марии. Что и было сделано в 1587 г.

После казни Марии был организован крестовый поход против Англии Филиппом II и папой. В 1588 г. к берегам Англии был послан испанский флот – 134 корабля с 20.000 армией – Непобедимая армада. Гибель Армады, ряд успешных экспедиций 90-х гг. XVI в. англичан и пиратские набеги подорвали морской престиж Испании. Англия становится ведущей морской державой и главой протестантского лагеря.

Последние публикации

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке