© Автор: Евсеев В.А.


Эпоха войны Роз (1455-1485 гг.) являлась очень важным фактором в политической истории Англии. События этого периода до сих пор привлекают внимание отечественных исследователей [1,4,5]. События этого социально-политического конфликта привели к изменению баланса сил. В ходе войны Алой и Белой Розы возникают элементы нового государственного устройства – абсолютной монархии. Первые признаки этой новой политической структуры стали проявляться уже в правление Эдуарда IV (1461-1483 гг.), хотя дальнейшее развитие абсолютистских тенденций происходило уже в правление династии Тюдоров (1485-1603 гг.).  Для более тщательного изучения этой большой проблемы мы обратимся к исследованию парламентского законодательства, которое использовалось в политической борьбе для укрепления позиций королевской власти.

В эпоху войны Роз парламент продолжал регулярно собираться и оставался действующим законодательным органом. Поэтому королевской власти в лице Ланкастеров или Йорков было очень важно использовать статус парламента для легитимизации своих действий в общественном мнении. За эти три десятка лет он собирался 12 раз. Некоторые сессии парламента продолжались более года, а последние два парламента Эдуарда IV лет 1478 и 1483 гг. заседали соответственно 40 и 30 дней, т.е. в общей сложности чуть более двух месяцев.  Всего за 22 года правления Эдуарда IV было созвано 6 парламентов [8, р. 377-498]. Анализ законодательных актов парламента является одним из важных путей понимания политики феодального государства. Конечно, парламентское законодательство средневековой Англии было предметом исследования, но в основном с точки зрения экономической политики монархии [2,3]. Мы же обратимся к анализу парламентского законодательства с точки зрения его использования в политической борьбе. В качестве основного источника были использованы статуты королевства, принятые парламентом [8].

Конечно, эти законодательные акты надо соотносить с теми событиями политической борьбы, которые происходили в тот или иной отрезок времени, предшествующий заседаниям парламентской сессии. В отечественной историографии выделяют несколько периодов войны Роз, хотя существуют различные точки зрения на их начало и конец [1, с. 251]. Однако все эти этапы отмечены всплеском военных действий и именно первые два привели к смене династии на престоле и воцарению Йорков. 

Наиболее активно использовал парламент в своей политической борьбе со своими противниками в лице различных группировок феодальной знати Эдуарда IV. Однако первыми в этом плане оказались Ланкастеры. С началом второго этапа войны Роз, который начался осенью 1459 г., королева Маргарита Анжуйская в ноябре этого же года собрала парламент в Ковентри.  В нем были представлены в основном сторонниками ланкастерской партии, а их главной задачей было провести через парламент билль о государственной измене йоркистов [6, с.  104]. Отметим, что актов от этого парламента в Ковентри в Статутах королевства не сохранилось, но о нем упоминается в первом статуте следующего парламента, который заседал в Вестминстере в октябре 1460 года. 

До созыва этого парламента произошла битва при Нортгемптоне, которая привела к радикальному изменению в соотношении сил – ланкастерцы потерпели сокрушительное поражение, король Генрих VI попал в плен. Это позволило герцогу Йорку созвать полностью лояльный себе парламент, который в числе прочего отменил все решения «парламента дьяволов в Ковентри» [8, p.  379].

Большую часть текста этого статута составляет описание мотивов и действий враждебной Йорку партии. В частности, сообщается, что выборов в него де-факто не проводилось, а многие депутаты были назначены лидерами ланкастерской партии: «Каковой парламент был созван необоснованно… вопреки порядку, установленному королевскими законом и привилегиями общин сего королевства» [8, p.  379]. Таким образом, осуждение Йорка в 1459 году на парламенте в Ковентри признавалось незаконным.

Помимо снятия обвинений со своих сторонников Йорк фактически пошел на примирение с теми дворянами, которые в свое время поддержали Ланкастеров. Те из них, кто заседали в «парламенте дьяволов», были «освобождены от ответственности» за принятые им решения на том основании, что большая часть актов статутов и постановлений в них была подготовлена заговорщицким сводничеством и побуждением упомянутых злых людей с целью привнести и удовлетворить их злобу и чрезмерную алчность [8, p.  379].

Такая уступка со стороны Йорка была, по всей видимости, необходимым шагом, ибо даже его сторонники в лице Уорика не хотели смены династии и выступали за компромиссное решение, которое и было принято 25 октября. 1460 года [6, с. 106].  Был принят Акт согласия, который признавал за Генрихом VI титул короля Англии вплоть до конца его жизни с тем условием, что после смерти Генриха трон должен был достаться герцогу Йорку либо его потомкам: «Так же, согласовано, определено и решено, что упомянутый Ричард, герцог Йорк, должен быть признан и считаться отныне истинным и правомерным наследником короны…»[7].

Таким образом, если «парламент дьяволов» был целиком и полностью антийоркистским, то парламент 1460 года, хотя и не установил всевластие йоркистов, а лишь вернул ситуацию к компромиссу. С одной стороны, Йорк и его сторонники добились упрочения своих позиций, с другой династия Ланкастеров оставалась пока номинально у власти, а рядовое дворянство, ранее поддерживавшее ланкастриан, получило «амнистию».

Компромисс этот, как известно, продлился недолго – Акт согласия был принят 26 октября 1460 года, а уже 30 декабря того же года состоялось сражение при Уэйкфилде, в котором йоркисты потерпели сокрушительное поражение, а герцог Йорк, его сын граф Ратленд и шурин граф Солсбери погибли. Сторонники Ланкастеров на короткое время получили военный перевес.  При этом йоркистский парламент в Вестминстере по-прежнему продолжал свои заседания вплоть до 2 марта 1461 года, когда Лондон был занят войскам графа Марча, который 4 марта был провозглашен королем под именем Эдуарда IV.  Первый парламент, созванный новым монархом, начал заседать с ноября 1461 года.  На нем обсуждались те акты законодательства Ланкастеров, которые должны были остаться в силе и при Йорках. К примеру, Эдуард IV узаконил все патенты, выданные Ланкастерами на сооружение замков и огораживание лесов [8, p.  389]. Это можно считать компенсацией конкурентам за утрату ими правящих позиций.Однако тенденция на «примирение» с противником нашла продолжение в статуте 1467 года, по которому Эдуард IV частично вернул конфискованные земли их бывшим владельцам, даже тем, кто воевал против него и его отца на стороне Генриха VI. Единственное исключение из этого статута отводилось землям, которые в результате конфискации стали собственностью короля [8, p.  423]. Такое отношение к ланкастерской партии, возможно, связано с обострением отношений между Эдуардом IV и его ближайшим сподвижником графом Уориком по прозвищу «Делатель королей». Король, возможно, стремился найти опору в лице бывших противников, из числа которых происходила и его супруга Елизавета Вудвилл.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что на начальных этапах Войн Роз (примерно с 1455 по 1467 годы) наблюдалась тенденция на поиск компромисса между двумя враждующими партиями.

Однако конфликт короля и Уорика, позже переросший в мятеж последнего и реставрацию Ланкастеров в 1470 году, положил ей конец и обозначил новый вектор политики Йорков на резкое увеличение властных полномочий короля.

Уже в 1468 году был принят статут, запрещавший выдачу ливрей и бэйджей всем лицам, кроме короля [8. P. 426]. Активная выдача ливрей, гарантирующих право собственности, и бэйджей, служивших отличительным знаком вассалов того или иного феодала, неизбежно сопровождала политическую борьбу между Йорками и Ланкастерами, стремившимися обзавестись многочисленной клиентелой. Запрет на их выдачу стал одним из первых важных шагов Эдуарда IV, направленных на сосредоточение власти в руках монарха, позже вылившихся в появление абсолютистских тенденций. После окончательной победы йоркистов в битве при Тьюксбери 1471 года и смерти Генриха VI Эдуард добился от парламента, который заседал почти два с половиной года (1472-1475 гг.), предоставления своему сыну права выдавать ливреи от собственного имени вопреки запрету 1468 года, тем самым обеспечивая гарантии мирной передачи власти наследнику: «Принцы, первородные сыновья королей Англии были в своем праве давать собственные ливреи и знаки по своему желанию» [8. P. 436]. Предоставление прав выдачи ливрей своему сыну, которому на момент издания данного статута едва ли исполнилось 3 года, имело важное значение для Эдуарда IV, т. к. являлось лишней гарантией сохранения власти за его потомками. Ливреи, выданные от имени принца Уэльского, обеспечили бы лояльность тех, кому они предназначались в тот момент, когда принцу предстояло стать королем Англии.

В 1478 года, после казни своего брата, герцога Кларенса, Эдуард IV и вовсе отменил все решения ланкастрианского парламента 1470-1471 годов без каких-либо компенсаций проигравшей стороне, подведя тем самым жирную черту под политикой компромисса. Новая политическая реальность прошла испытание на прочность в 1475 году, когда состоялась военная экспедиция во Францию, окончившаяся ничем, но показавшая, что даже во время недолгого отсутствия короля в Англии попросту некому было поднять против него новый мятеж.

В дальнейшем вектор, заданный Эдуардом IV, сохранился даже после того, как его сын Эдуард V был свергнут собственным дядей Ричардом III, а того, в свою очередь, сверг Генрих VII Тюдор. Ричарду III без всяких затруднений удалось добиться от парламента одобрения TitulusRegius – акта, признавшего незаконность брака Эдуарда IV, а, следовательно, и детей от этого брака [7]. Генрих VII и вовсе вступил на престол без какой-либо санкции парламента.

Можно констатировать, что, не смотря на усиление абсолютистских тенденций в правление Эдуарда IV, парламент активно использовался им в политической борьбе со своими оппонентами в годы Войн Роз для легитимизации своих действий. Можнопредполагать, что политика Йорков в годы войны прошла два крупных этапа, целью первого из которых было достижение компромисса с противником, а второго – максимальное увеличение полномочий короля. В дальнейшем именно эта тенденция оказала наибольшее влияние на последующую политическую историю Англии.


Библиографический список.

  1. Браун Е.Д. Войны Роз: сравнительный анализ подходов российской и англоязычной историографии // Вестник РГГУ. Серия «Исторические науки. Всеобщая история». № 18 (61)/10. М., 2010. с.  243-257.
  2. Евсеев В.А. Парламентское законодательство и развитие сукноделия в эпоху Тюдоров и Стюартов//Вестник Ивановского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3, 2017. с.  48-59.
  3. Кузнецов Е.В. Некоторые вопросы экономической политики королевской власти в Англии 1461-1485 гг.//Средние века Вып. 21. 1962. с.  185-200.
  4. Сорокина Т.Б. Север Англии в «Войне Роз»: Нортумберлендская война // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Вып. 12. Арзамас, 2017. с.  34-39.
  5. Праздников А.Г. Английское дворянство и войны Роз: социальный состав участников.//Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Вып. 11. Арзамас, 2016. с. 59-64..
  6. Штокмар В.В. История Англии в средние века. - СПб. :Алетейя, 2000. - 203 с.
  7. https://en.wikisource.org/wiki/Act_of_Accord/Titulus_Regius.
  8. Statutes of the Realm of England. / Ed. by A.Luders, T.Tomlins. L., 1810 - 1828. Vol.1 – 11. Vol. 2. 1816. 754 p. 

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке