© Автор: Евсеев В.А.


Проблема становления коммунальной инфраструктуры в западноевропейском средневековом городе предполагает изучение материальных условий жизни общества. Городская жизнь регламентировалась материальными и техническими возможностями общества. Средневековый горожанин постоянно сталкивался с условиями общественного быта, частью которого являлся он сам и в создании которого принимал то или иное участие. Это относится к благоустройству улиц, освещению, водоснабжению, канализации, пожарной безопасности и т.п.

История материального быта средневековых горожан в Западной Европе отчасти затрагивалась в отечественной литературе начала XX в.[1] Однако до сих пор отдельные вопросы жизни  западноевропейского средневекового, в частности, становление коммунальной инфраструктуры, еще не нашли должного освещения в новейшей отечественной историографии.[2]

В англоязычной историографии ближе всего к решению указанной проблемы подошел Дж. Томас.[3] В его труде затрагиваются вопросы, связанные с мощением дорог, уборкой улиц, развитием городского освещения, применением противопожарных мер и введением санитарных законов. Он впервые на примере английских городов эпохи Тюдоров попытался показать действия муниципальных властей в сфере коммунального хозяйства.

В нашем сообщении мы обратимся лишь к одному из аспектов развития коммунального хозяйства – организации вывоза мусора в английских городах эпохи Тюдоров.

Нужно отметить, что в Англии эпохи Тюдоров содержание улиц в порядке и чистоте стало составлять важную часть работы городских властей. Во многих английских городах уборка и содержания улиц в чистоте являлось обязанностью жителей. Горожане убирали территорию, прилегающую к их домам по решению местных властей. Подобные методы использовались в Ипсвиче и Ковентри. Горожане должны были каждую субботу убирать и подметать улицы перед своими домами, а за отказ делать это платили штраф.  Городской Сержант следил за тем, чтобы это выполнялось.[4] В городах было много и муниципальной собственности, а уборка их территорий возлагалась на собственников близлежащих домов. В Лестере собственники сами организовали общественную уборку,  в то время как в Норидже городской дворник мог нанимать людей для выполнения работы и возмещал затраты от домовладельцев.[5]

Основная проблема городских властей заключалась не в принуждении к регулярной уборке, а в вывозе мусора с улиц и из домов. В малых городах, где к домам прилегали сады, это было несложно. В более крупных городах следовало принимать другие меры. Обычной практикой в то время было выбирать 4 или 5 мест за городом, ограждая их высокими столбами.[6]  Однако этот метод мусороотвала имел и свои недостатки. Во-первых, кучи отходов, если их оставляли очень надолго, оставались опасными для здоровья; во-вторых, люди, которые жили в отдаленных районах, не доносили этот мусор до положенного места, таким образом, любой участок земли становился кучей мусора.  Власти пытались предотвратить это с помощью штрафования нарушителей. Например, в Ковентри вознаграждение в один шиллинг предлагалось тем, кто сообщал имя лица, оставляющего мусор в саду, а в Нортгемптоне те, кто бросал мусор где-либо, кроме общественных куч, штрафовался, и одна четверть штрафа отдавалась тем, кто обнаружил нарушителей.[7]

В начале XVI века городские власти осознали, что лучшим способом было организовать извозчиков для сбора мусора. Городские власти Ковентри решили, что должна быть повозка для еженедельного вывоза отбросов. Извозчик должен был собирать деньги ежеквартально: 1 пенни с каждой двери  Холла  и полпенни с каждой лавки.[8] Был назначен констебль для контроля за выполнением этих работ. Несколько иначе обстояла ситуация в Норидже. По распоряжению местных властей было решено купить повозку и нанять человека для удаления мусора с улиц. В обязанность этого извозчика входило только отвозить уличный мусор, а затем был нанят еще один извозчик, который должен был собирать мусор, выбрасываемый из дома. Жители города в свою очередь должны были складывать мусор в определенное место в течение недели.  Для покупки первой повозки было собрано 12 фунтов, а сбор средств  на  приобретение второй возложено на жителей.[9]   

По решению городского Совета Ипсвича была введена должность постоянного извозчика для вывоза мусора. Некоторые жители возражали против выплаты налога для его зарплаты. Однако местные власти приняли жесткие меры и те,  кто отказывался платить налог,  отправляли в тюрьму.[10] Такие меры были предприняты и в других городах и впоследствии найм на работу «дворника» стал общепринятой практикой в городах.

В Норидже местная администрация города ввела новые методы санитарного контроля.  Для уборки мусора с улиц каждый мировой судья должен был найти человека на четыре дня, каждый член городского управления - одного на два дня, а остальная требуемая рабочая  сила должна была привлекаться и оплачиваться за счет налога с жителей и назначенные инспекторы каждый неделю должны были проверять результаты работы.[11]Однако такая форма уборки улиц оказалась малоэффективной. В 1552 году в Норидже было решено создать комитет, которому передавались полномочия и ответственность за санитарные условия города. Комитет должен был состоять из двенадцати членов: «десяти горожан и двух ольдерменов», шесть из которых (один ольдермен и пять горожан) каждый год должны были уходить в отставку и на их место выбирались новые члены.[12] Распоряжения, выносимые Комитетом, имели силу постановлений органов местной власти и, при необходимости, могли поддерживаться штрафами или тюремными заключениями. Комитет также имел право распоряжаться всеми деньгами, взимаемыми и собираемыми на уборку улиц, включая наследства, завещаемые на эти цели. Вклады мировых судей, ольдерменов и членов гильдий, сделанные ранее в виде рабочей силы, были заменены на денежные выплаты, а остальная сумма денег обеспечивалась с помощью налога, взимаемого с жителей. Торговцы, такие как пивовары и кожевники, чьи производственные отходы наиболее загрязняли город, облагались самым большим налогами. Мэр города назначался ответственным за проведение специального ежегодного совещания Городского Совета, на котором Комитет должен был отчитываться за проделанную работу и представлять балансовый отчет за год.[13]

Такая схема была гораздо лучше предыдущих, так как кроме финансирования работ она явным образом накладывала ответственность на общественный орган, избранный таким образом, чтобы гарантировать последовательность проводимой политики. Более того, теперь работа выполнялась муниципальными работниками, а не оставлялась частным лицам.

Таким образом, можно констатировать, что в английских городах в эпоху Тюдоров муниципальные власти стали более плотно обращаться к вопросам   городского благоустройства и, в частности, уборки мусора.  


[1] Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели. СПб,.1895.

[2] См.: Город в средневековой цивилизации  Западной Европы в 4 томах под. ред.А.А. Сванидзе М., 1998-2000.    

[3] Thomas J.H. The town government in the sixteenth century.  L., 1933.

[4] Ibid. P.78

[5] Ibidem.

[6] Beresford M.W. English Medieval borough.   L., 1979. Р.167.

[7] Thomas J.H. Op.Cit.,  P. 78

[8] Ibidem.

[9] Ibid. Р. 69.

[10]Stow J. The survey of London.  L.., 1956. P.XXXIII.

[11] Ibid.  Р.72.

[12] Ibidem. 

[13] Elton G.R. Englad under the Tudors., L.,1932., Р.239.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке