© Автор: Евсеев В.А.


Проблема становления коммунальной инфраструктуры в западноевропейском средневековом городе предполагает изучение материальных условий жизни общества. Средневековый горожанин постоянно сталкивался с условиями общественного быта, частью которого являлся он сам и в создании которого принимал то или иное участие. Это относится к благоустройству улиц, освещению, водоснабжению, канализации и т.п.

История материального быта средневековых горожан в Западной Европе отчасти затрагивалась в отечественной и зарубежной литературе конца XIX  начала XX в.[1] Однако, отдельные вопросы жизни  западноевропейского средневекового, в частности, проблема становления коммунальной инфраструктуры, еще не нашли должного освещения в новейшей отечественной историографии.[2]

В англоязычной историографии ближе всего к решению указанной проблемы подошел Дж. Томас.[3] В его труде затрагиваются вопросы, связанные с мощением дорог, уборкой улиц, развитием городского движения, применением противопожарных мер и введением санитарных законов. Он впервые на примере английских городов попытался проанализировать сферу коммунального хозяйства.

В нашей статье мы обратимся лишь к одному из аспектов развития коммунального хозяйства – становлению системы водоснабжения в английских городах эпохи Тюдоров.

К концу средневековой эпохи плотность населения в городах увеличивается, поэтому становится актуальной проблема водоснабжения. Одной из самых трудноразрешимых проблем было уберечь источники питьевой воды от загрязнения. Опасность загрязнения была в полной мере осознана лишь в XV в. Постановление городских советов начинают регулировать месторасположение отхожих мест, с тем, чтобы не допустить их соседства с водоисточниками. Работа по очистке городских клоак регулировались городскими советами и осуществлялись за счет владельцев домов и их участков. Очистки производились по ночам и в холодное время года. «Ночной король » или «ночной мастер» - так было принято называть тех, кто эти работы осуществлял.[4] В санитарном отношении это было малоэффективным. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания были типичными для средневековья.

Городские власти стремились воплощать методы санитарного контроля в жизнь.  Поэтому во многих городах Англии местные власти приняли решение, что вода в реке должна чиститься ежегодно, так как из-за грязи, поступающей из уличных каналов, река пришла, как пишет Дж. Стоу в «плачевное состояние».[5] Для этой работы каждый мировой судья должен был найти человека на четыре дня, каждый член городского управления (ольдермен)- одного на два дня, а остальная требуемая сила должна привлекаться и оплачиваться за счет налога с жителей. Владельцы собственности по берегам реки были обязаны обрезать сорняки и водоросли, а назначенные инспекторы каждый год должны были проверять результаты работы.  Но, по всей видимости, положительного результата так и не было достигнуто, так как Дж.Стоу упоминает, что за несколько лет "образовалась столько препятствий… и после жарких споров и многих предложений было решено, что должны быть приняты меры…  с помощью щита и столбов - остановить реку наполовину, пуская воду по другой половине, и таким образом вывезти на тачках речной гравий, чтобы сделать реку глубже в мелководных местах".[6]   Однако, полученные результаты не были долговременными. Поэтому было решено создать комитет, которому передавались полномочия и ответственность за санитарные условия Лондона. Комитет должен был состоять из двенадцати членов: десяти горожан и двух ольдерменов», шесть из которых (один ольдермен и пять горожан) каждый год должны были уходить в отставку и на их место выбирались новые члены. Распоряжения, выносимые комитетом, имели силу постановлений органов местной власти, и при необходимости могли поддерживаться штрафами.  Комитет также имел право распоряжаться всеми деньгами, взимаемыми и собираемыми на водопровод и канализацию, включая наследства, завещаемые на эти цели. Вклады мировых судей, ольдерменов и членов гильдий, сделанные ранее в виде рабочей силы, были заменены денежными выплатами, и после того, как казначейство добавило 14 фунтов из специального фонда, остальная сумма денег, требуемая на год, обеспечивалась с помощью налога, взимаемого с жителей. Торговцы, а также пивовары и кожевники, чьи производственные отходы наиболее загрязняли реку, облагались самыми большими налогами. Все собранные деньги от налогов должны были тратиться в тот же год на очистку воды в реках, протекающих через Лондон. Мэр города назначался ответственным за проведение специального ежегодного совещания Городского Совета, на котором Комитет должен был отчитываться за проделанную работу и представлять балансовый отчет за год.[7]

Такая схема накладывала ответственность на общественные органы, избранные таким образом, чтобы гарантировать последовательность проводимой политики. Более того, теперь работа выполнялась муниципальными работниками, а не оставлялась частным лицам, как это было ранее с чисткой реки.

Однако это были не единственные меры по сохранению чистоты вод в реках. Дж. Стоу упоминает, чтобы сохранить воду от загрязнения "от речной воды были удалены  мастерские".8 По всей видимости,  уже существовала проблема сброса отходов от производства, но даже такими методами проблему очистки воды не удалось полностью  решить.

В начале XVI в. большинство английских городов уже имело колодцы и источники, которые обеспечивали большую часть воды, требуемой для населения. Однако, система водоснабжения была не во всех городах одинаковой в XVI в. Так, например, в Ковентри неразвитая система водоснабжения сказывалось и на социально-экономическом положении города.9 Иная ситуация обстояла в Лейстере.  В XVI в. этот город преодолел почти все проблемы, связанные с подачей воды и имел уже более совершенную систему водоснабжения, чем в других городах. Из отчетов казначея в Лейстере видно, что колодцы и источники очищались за счет города. В парламентских актах упоминается, что местные власти должны были  удовлетворять иски о компенсации жителям города, которые принимали участия в работе по очистки воды или несли какие-либо материальные затраты.10 Такие меры, вероятно, предпринимались по причине того, что источники с питьевой водой  не являлись собственностью города.  До XVI в. такие источники фактически являлись собственностью монастырей, но уже к середине столетия такие права у монастырей были отобраны. Одним из первых городов, который поступил подобным образом, был Линкольн. В летописях города Линкольн упоминается, что спор о праве использования городом воды, которая раннее поступала в «Дом францисканцев» решался в арбитражном суде. Городские власти завладели собственностью и правами на воду, давая последующим владельцам пожизненную аренду собственности.11  Город Бат тоже имел водоснабжение, которое раннее принадлежало церкви, и Лейланд описал, как городские власти наносили ежегодный визит на могилу Епископа, который пожаловал водоисточник городу.12 Таким образом, городские власти стремились завладеть водными ресурсами и превратить их из частной собственности в собственность общего пользования. При этом затрачивались огромные средства для решения проблемы поставки свежей воды в город, чтобы удовлетворить растущие нужды населения.

На протяжении XVI в.  предпринимались различные меры для нормальной подачи чистой воды. Дж. Стоу в своем труде пишет о наличие трубопровода в Лондоне. Он был построен в 1442 г. около ворот Пауэл (в западной части Лондона).  К сожалению, четкого описания, как выглядел этот трубопровод, автор не дает, но, вероятно, он мог представлять   собой некий резервуар с водой, причем индивидуальной подачи воды в каждый дом не существовала, но был единый источник потребления воды путем забора воды из этих накопительных резервуаров. Подобные резервуары могли находиться в разных частях города, и в результате чего жители обеспечивались водой.  Для строительства такого трубопровода было выделено из муниципальной казны 1000 марок.13 Такой же трубопровод был построен  судебным приставом сэром Вильямом Истфилдом  в 1471 г., а в Альдерманбери и Стэндэнди на Флитстрит через эту водопроводную трубу был переброшен в 1478 г. мост Флитбридж.  Подобные трубопроводы были проведены в 1513 г. к Епископским воротам (Бишоп гейт), а в 1582 г. - к стенам Лондона и т.д., пока весь Лондон не был оснащен водой (даже была проведена к тюрьмам в Ньюгейте и Литгейте в 1432 г.).14  Дж. Стоу пишет, что для водоснабжения Лондона в 1582 г. голландец Питер Морис соорудил водоподъемные колеса на Темзе около Лондонского моста и вода пошла по свинцовым трубам в восточную часть города. Другой водоподъемник был построен в 1594 г. около Брокенской гавани для снабжения западной части столицы. Как отмечает Дж.Стоу,  всего в XVI в. в Лондоне было сооружено 8 трубопроводов для водоснабжения города.15

Такие трубопроводы существовали и в других городах. Например, в Нортгемптоне. При этом упоминается, что трубопровод улучшался и изменялся в размерах. Отчеты за 1554 показывают, что затраты на трубопровод имели отдельную статью.16 Дж. Стоу упоминает, что в 1583 г. водопровод в Лондоне снова претерпел капитальный ремонт. При этом из городской казны было выделено 20 фунтов, и каждый почетный гражданин города находил работника на три дня.17  Из условий найма на работу водопроводчика в 1587 г. становиться ясно, что вода поступала во многие места города  с помощью водопроводных кранов, но отдельно в дома не поступала. 18

Не смотря на все меры, проблема водоснабжения для некоторых городов Англии оставалась еще до конца не решенной. В 1608 г. выдалось очень засушливое лето, лондонские власти вынуждены были издать приказ о прекращение подачи вода. Вода  подавалась в ограниченном количестве  и в определенный период времени с 6 до10 часов утра,  поэтому в те часы,  когда вода включалась  «каждый должен стоять спокойно и ждать своей очереди».19   Но предпринимаемые меры экономии воды не всегда давали положительные результаты.

Серьезная нехватка воды была в Ковентри. Попытка извлечь больше воды путем бурения колодцев в различных частях города закончилась неудачно, и в 1507 г. власти решили покрывать расходы за счет жителей города. В каждом районе был сформирован комитет, состоящий из ольдермена, и шести наиболее почетных наиболее честных граждан.  Их обязанность заключалась в том, что бы «смотреть за тем, что отдает каждый человек на строительство трубопровода».20 Некоторые граждане города извлекали выгоду из ситуации и делали вклады при условии, что их никогда не будут призывать занимать должность в городе. В результате сбора общественных средств, трубопровод был построен. По сведениям, приведенным  Дж. Стоу,  в Лондоне построили трубопровод, представлявший собой огромную свинцовую трубу, по которой шла вода из «отдаленного» источника и доставлялась в два места - «Булл» и  «Кросс Чипинг».21 Эта работа принесла свои плоды,  отчасти проблема водоснабжения в этом городе была решена.

По такому же плану установки трубопровода попробовали следовать и другие города. Но в отличие от Ковентри в других городах возникали трудности. Так, например, в Честере возникла проблема при установке трубопровода.22  В книги Дж. Стоу упоминается, что в 1575 г. мэр привез человека в Лондон и суд решил нанять его на работу.  Месяц, спустя, было заключено соглашения, по которому Питер Морис подряжался выполнить трубопровод со свинцовыми трубами. Предполагалось, что он будет начинаться от колодца святого Жиля и доведут его до перекрестка у церкви святого Патрика … или настолько близко, насколько решит мэр. Однако эта работа даже спустя восемь лет не была завершена. Некий Джон Сандерсон взялся завершить ее.  Он должен был изготовить и проложить свинцовые трубы, а город должен был найти материалы и рабочую силу.   Работа была завершена в 1584 г., и затем было обнаружено, что источник, к которому подвели трубы, не мог поставлять столько воды, сколько требовалось.  Поэтому тех денег, которые были вложены, оказалось недостаточно, и  в дальнейшем   нужно было потратить еще 100 фунтов на объединение нескольких источников.23 Таким образом, проблема подачи воды в Лондоне была решена только к концу XVI в. По сравнению с другими городами, система водоснабжения в столице была более совершенна. По сведениям Дж.Стоу, подача воды стала возможной путем соединения источников с питьевой водой свинцовыми трубами по которым вода поступала к водонапорной башне, далее при помощи насоса вода поступала по проложенным трубам к домам, которые были согласны платить за прямую доставку. Такая система была предложена частным лицом, который предложил Совету,  пять шиллингов в год за право поставлять воду в дома.24

Подобная система водоснабжения стала примером для многих городов Англии. Однако попытки перенять такую систему не всегда имели положительный результат. Так, в Шрусбери попытка строительства трубопровода столкнулась с большими трудностями.  Несмотря на то, что трубопровод был выстроен, но вода по каким-то причинам не поступала в город. Муниципальные власти вынуждены были вкладывать  средства для закупки строительных материалов и прокладки дополнительных труб, чтобы обеспечить подачу  воды к городу.25

Сложности с возведением трубопровода сложились и в городе Манчестере. Возведенный трубопровод не мог обеспечить, растущие потребности населения в воде, поэтому городские власти были вынуждены организовать движение по сбору средств на объединение нескольких источников. Когда добились хорошей подачи воды в центр города, муниципальные власти сочли необходимым  назначить чиновника, главной обязанностью которого было следить за чистотой воды.26 Система подачи воды во многом зависела, прежде всего, от гидрографического фактора и наличия средств, выделяемых городом на нужды водоснабжения.

Качественным образом, отличалась система водоснабжения в городе Норвиче. Эта система была полностью достроена еще в 1584 г. лондонскими подрядчиками.  Как обычно, вода доводилась до водохранилища в центре города, а оттуда были проложены трубы до рынка, где были оборудованы краны для использования арендаторами. Вода поступала в дома из водохранилищ за договорную плату.  Все сооружения являлись собственностью города.27

Необходимо отметить и организацию техобслуживания таких сооружений и условий, в соответствии с которыми поступала вода. Дж. Стоу сообщает, что в качестве подрядчиков (строителей сооружений) назначались два человека. Такие должности должны были оставаться оплачиваемыми на протяжении всей жизни», и должны были получать одну шестую годовой ренты, получаемой за воду, поступавшую в город. Со своей стороны они должны были наполнять водохранилище  в Кроссе каждые 24 часа, и  доставлять ее в два периода в течение дня, договоренное количество воды в частные дома, а во время пожара  столько, сколько потребуется, или насколько это возможно.28

Значительным образом отличалась система водоснабжения в городе Ипсвиче.  В 1614 г.  город нанял рабочих, чтобы провести воду по трубопроводу в Корнхилл и до церкви Св. Питера, и для этой цели была заложена городская земельная собственность (Портман Мидоу) за 200 фунтов. Вода доставлялась только в те дома, которые заключили соглашение на ее поставку. Для наблюдения за водопроводными сооружениями был назначен инженер. К 1625году сочли необходимым заключить соглашения, давшее городу право для замены водопроводных труб вступать на частную собственность.  В 1628 г. городские власти издали указ отрезать водоснабжения у тех домов, которые не платили ренту за воду. Также принимались меры по изысканию новых источников снабжения водой.29

На тот период времени, способ распределения воды был традиционный. Необходимо было довести воду непосредственно до "водохранилища", находящегося   в центре города, а затем  по необходимости в другие части города, в резервуары, которые питались от этого центра".30  Из этих водохранилищ жители обычно брали воду непосредственно. Над главным водоисточником, а также еще над некоторыми были построены очень витиеватые конструкции, называемые как "водовод", которыми очень гордились жители, и в Манчестере, и в Оксфорде.  С помощью этой конструкции вода поступала к домам путем забора воды.  Четкого описания как действовала подобная конструкция не обнаружено, но можно предположить, что она имела значение в системе подачи воды. Например, в Оксфорде, он был назван "наше особое украшение".31

В городе Шрусбери тоже была подобная система. Некий Роберт Пробелл за 20 фунтов предложил вымостить водохранилище «каменной кладкой по его собственному образцу». Но так как он не являлся жителем города, он не мог найти поручителя, поэтому он строил его за свой счет, а после того как «водовод» был закончен, городские власти возместили ему расходы.32

Перечисленные факты свидетельствуют о том, что проблема наличия чистой воды оставалась актуальной до конца XVI в. Например, для поддержания чистоты воды в реках и в источниках из муниципального совета Лондон выделялась ежегодно сумма в 1000 марок.33

Проблема водоснабжения оставалась не решенной до конца XVII в., несмотря на то, что Англия была хорошо снабжена водными ресурсами и применялись меры для поддержания воды в реках. Из перечисленных фактов, нужно отметить, что развитие системы водоснабжения зависело от экономической ситуации города, т. к. для поддержания водных ресурсов требовались огромные средства.  Меры для сохранения чистоты воды в реках проводились не только на средства, выделенные из казны, а иногда и на деньги меценатов. В XVI в. в водоснабжении наблюдается технический прогресс, в результате которого стало возможным обеспечивать подачу воды в дома.  Высокий стандарт, достигнутый муниципальными властями в данной области, показывает, насколько важно было наличие подачи чистой воды. Подобная система водоснабжения определенно создавалась для удобства жителей города. Это имело положительные моменты для дальнейшего развития, как в хозяйственной, так и в социальной сфере.

Конечно, в нашей статье мы лишь только обозначили проблему становления коммунальной инфраструктуры, в частности, становление системы водоснабжения в английских городах на рубеже средневековья и раннего нового времени. Данная тема требует дальнейшего исследования.


[1] Вейс Г. Внешний быт народов с древнейшего времени и до наших времен. Т.1-3. М., 1877,: Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902.Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели. СПб,.1895.

[2] См.: Город в средневековой цивилизации  Западной Европы в 4 томах под. ред.А.А. Сванидзе М., 1998-2000.  

[3] Thomas J.H. The town government in the sixteenth century., L.,1933.

[4] W. Harrison.  Description of England. L, 1881. Р. 145.

[5] Stow J. The survey of London.  L., 1956. P.14.

[6] Ididem.

[7] Ididem.

8 Ibidem.

9 Harris M.  Life in old English town: a history of Coventry. L., 1898.   P. 248.

10 Thomas J.H. Op. Cit. P. 59.

11  Ibid. Р.61.

12 The  Itinerary of John Leland. ed. by L.T. Smith, Vol. 1-9.  L., 1906-1910. v. 2. P.  105

13 Stow J. Op. Cit. P.13.

14  Ibid. Р.18.

15 Ibidem.

16 Thomas J.H. Op.Cit.,P.61.

17  Stow J. Op. Cit. P. 17.

18  Ibid. Р. 18.

19  Thomas J.H.. Op. Cit., Р. 64.

20 Ibid.., P.61.

21 Stow J. Op.Cit.P.19.

22 Thomas J.H. Op Cit. ,.P.58.

23 Stow J. Op.Cit.P.18-19.

24  Green  A. Town life in the XV- th century. L.1895. vol. I . P.124.

25 Thomas J.H.. Op.cit..,P.62.

26  Ibid.  P.63.

27 Grey R. A. History of  London . L., 1978. P.183.

28 Stow J. Op.Cit.P.16.       

29  Thomas J.H.. Op.Cit., P. 58.

30  Ibidem.

31  Ibid.  Р.59.

32  Ibid. Р58.

33  Stow J. Op. Cit. Р.13.

Условия копирования

Разрешается использование материалов с данного сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение всех авторских прав, а также установка ссылки на оригинал.

Online

Сейчас 73 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте