© Автор: Евсеев В.А.


История перехода английского общества от феодализма к капитализму предполагает рассмотрение широкого круга вопросов. Один из них — социально-экономическое развитие городов XVI - XVII вв. на рубеже средневековья и нового времени.

Период с XVI по XVII вв. был чрезвычайно сложен для английских городов. Эта переходная эпоха оказала огромное влияние на всю их последующую историю, т.к. в это время происходило разложение старых (феодальных) отношений и возникновение новых (капиталистических). Эти решающие факторы привели к значительным изменениям во всех сферах городской жизни — от экономики до идеологии, что означало новый этап в развитии городов, который нашёл своё отражение в обширной литературе, опубликованной историками за последние десятилетия[1].

Перед английским обществом XVI - XVII вв. стоял ряд важных проблем. Упадок экономики в старых корпоративных городах, особенно в первой половине XVI в. был одной из них, это было связано с дальнейшим замыканием цехов, ужесточением муниципальной и цеховой регламентации, конкуренцией сельского ремесла. В то же время, наряду со старыми корпоративными городами возникали новые, где не было цехового и муниципального регулирования, и где развивались новые центры промышленности уже на капиталистических началах, организованные в виде рассеянной и централизованной мануфактуры.

В городской иерархии в Восточной Англии после Нориджа стояли четыре старых корпоративных города — Кингс Линн и Ярмут в Норфолке, Ипсуич и Бери Сент Эдмундс в Суффолке. Все они были важными центрами в своих графствах. Первые три являлись также крупными портами, через которые шел вывоз продукции региона и ввоз товаров из других стран и районов Англии. Эти города обычно входили в первую десятку по богатству и населению среди провинциальных английских городов XVI—XVII вв., т.е. стояли непосредственно после городов-графств, занимавшие первые пять мест[2]. Их население росло в этот период такими же темпами, как и в Норидже, т.е. в течение XVI в. оно почти удвоилось.

Таблица 1.

Население некоторых городов Восточной Англии в XVI - XVII вв.[3]

 

Годы

 

1524

1603

1670

Города

Население (абс.)

Измене­ние населения
(в %)

Население(абс.)

Измене­ние населения
(в %)

Население(абс.)

Общее изменение (в %)

Норидж

8 000

 

+37

 

15 000

 

+81

 

20 000

 

+150

 

 

Кингс Линн

4 500

 

+33

 

8 000

 

+50

 

9 000

 

+100

 

 

Ярмут

4 000

 

+37

 

8 000

 

+81

 

10 000

 

+150

 

 

Бери Сент Эдмундс

3 550

 

+26

 

4 500

 

+37

 

6 200

 

+74

 

 

Ипсуич

3 100

 

+61

 

5 000

 

+58

 

7 900

 

+154

 

 

Уэймондхет

1 450

 

+10

 

1 600

 

+93

 

3 100

 

+113

 

 

Хадлейх

1 500

 

+16

 

1 750

 

+20

 

2 100

 

+40

 

 

Биклес

1 200

 

-8

 

1 100

 

+59

 

1 750

 

+45

 

 

Садбери

1 200

 

+12

 

1 350

 

+48

 

2 000

 

+66

 

 

Дунвич

1 150

 

-26

 

850

 

-64

 

300

 

-73

 

 

Литл Уолсингем

1 100

 

-27

 

800

 

+6

 

850

 

-22

 

 

Кингс Линн вырос с 4,5 до 8 тысяч жителей, Ярмут — с 4 до 8 тысяч, Ипсуич — с 3,1 до 5 тысяч, и только население Бери Сент Эдмундса росло более медленными темпами, увеличившись всего на 27 % (с 3,5 до 4,5 тысяч человек), судя по таблице 1. Разрыв в населении между этими городами и их провинциальной столицей увеличился с 3,5 тысяч в начале XVI в. до 7 тысяч человек в начале XVII в. Экономическое и социальное развитие этих городов было более ограниченным, чем у Нориджа, который, например, притягивал учеников со всего региона, особенно в радиусе 30 миль и даже из более отдалённых графств — Йоркшира, Уэстморленда и Камберленда, дававших примерно 5 % всех учеников[4]. Подобная картина была отмечена нами и в Бристоле, тогда как Ярмут и Ипсуич привлекали учеников из своей округи радиусом в 15 миль[5]. Все эти города имели значительное количество разных специальностей, которых, по подсчётам Дж. Пэттена, в XVI - первой половине XVII в. было от 77 в Ярмуте до 101 в Кингс Линне[6].

Эти города были также известными центрами торговли, промышленности и рыболовства. Кингс Линн стоял в центре огромной речной системы, проникавшей в Восточную и Центральную Англию, по которой шла торговля зерном. Ярмут являлся центром судостроения и рыболовства, а с начала XVII в. стал принимать участие в углеторговле Ньюкасла. Ипсуич в XVI в. занимал значительное место в экспорте сукна, хотя в XVII в. его экономическое развитие пострадало от упадка старого сукноделия, сосредоточенного на границе Суффолка и Эссекса. С начала XVII в. он стал также иметь большое значение в снабжении Лондона продуктами, в первую очередь маслом и сыром. В отличие от портовых городов, Бери Сент Эдмундс не имел заметного промышленного уклона, но зато был конкурентом Ипсуича в Суффолке как административный, социальный и тем более религиозный центр.

В начале XVI в. эти города, как и многие другие провинциальные центры их ранга, испытывали экономическую стагнацию. Ярмут имел трудности с заиливанием его гавани в XVI в., а на Ипсуич воздействовали колебания морской торговли. Бери Сент Эдмундс в значительной степени пострадал от Реформации как крупный религиозный центр паломничества, ибо было закрыто его огромное аббатство, а оно давало работу специалистам 40 ремесел (от портного до паяльщика)[7].

В качестве типичного примера развития городов этого класса в Восточной Англии XVI — XVII вв. рассмотрим историю Ипсуича. Уже в XIII в. это был крупный порт, куда поставляли вино из Бордо, лес, железо, кожи из Гамбурга, шелк из Италии. В XIV в. с развитием сукноделия Ипсуич стал вывозить не только шерсть и шкуры, но и сукно. В XV в. купцы города стали посылать свои суда к Исландии за рыбой. В эти века город был больше посредником в торговле между европейскими купцами и производителями из внутренних районов Суффолка, чем центром промышленности[8].

В XVI — XVII вв. богатые сукноделы Суффолка давали кредиты купцам Ипсуича, которые торговали сукном от Испании до России. К началу XVI в. сукноторговля города достигает своего зенита, а разбогатевшие купцы начинают перестраивать свои дома[9].

К началу XVII в. в Ипсуиче была комплексная экономика без особого преобладания каких-либо отраслей. Об этом говорит структура занятости населения города в первой половине XVII в. (См. таблицу 2.). Сукноделы (12 %) и текстильщики (10,2 %) вместе давали 22 %, моряки — 18 %, кожевники — 15 %, металлисты — 8,4 %, торговцы и транспортники — 7,1 %, продовольственные ремесленники — 6,8 %, строители — 5,4 %. Наличие большого количества моряков и кораблестроителей говорит о значимости Ипсуича в морских перевозках. Его корабли плавали в Испанию, Францию, Нидерланды и Балтийские страны. Поэтому судовладельцы, кораблестроители, моряки и связанные с ними ремесленники были, конечно, наиболее важны для экономики города в XVII в. В регистре учеников города в XVII в. записан 381 человек. Из них 203 были отмечены у моряков и 49 у кораблестроителей[10], что говорит о важности мореплавания для Ипсуича. Тоннаж флота города с 1582 по 1702 г. увеличился более чем в 6 раз, выдвинув Ипсуич на 3-е место после Лондона и Бристоля и обогнав Ньюкасл и Ярмут[11]. В 1582 г. тоннаж кораблей Лондона был больше тоннажа Ипсуича в 6,5 раз, а в 1702 г. в 12 раз.

Таблица  2.

Структура занятости населения Ипсуича в XVII в.[12]

 

 

По годам в %

 

Виды занятий

1603/60

1661

1662/1714

Моряки

 

18,3

 

15,6

 

11,7

Торговля и транспорт

 

7,1

 

11,3

 

8,8

Текстильщики

 

10,4

 

8,2

 

2,4

Сукноделы

 

11,8

 

5,4

 

4,1

Кожевники

 

15,2

 

12,2

 

12,2

Металлисты

 

8,4

 

5,7

 

6,2

Деревообработка

 

3,4

 

2,3

 

2,8

Строители

 

5,4

 

4,5

 

5,7

Продовольственные

 

6,8

 

7,9

 

14,1

Интеллигенция

 

3,6

 

2,8

 

5,2

Слуги

 

0,3

 

0,9

 

0,8

Джентри

 

1,9

 

13,6

 

6,5

Остальные (различные)

 

7,4

 

9,6

 

20,7

Общее количество (абс.)

 

1007

 

353

 

1096

В начале XVII в. Ипсуич играл ведущую роль в углеторговле между Ньюкаслом и Лондоном. Он имел флот в 50 с лишним угольщиков грузоподъёмностью от 200 до 300 тонн, и каждый из них делал по 6 рейсов в год[13]. Ипсуич являлся также одним из главных торговых центров Восточной Англии по вывозу продукции текстильной промышленности из Суффолка. Сукноторговля находилась в основном в руках Восточной компании, которая монополизировала рынок Балтийских стран, а среди её членов были и купцы Ипсуича. Таким образом, благосостояние купцов, судовладельцев и шкиперов города в значительной степени зависело от процветания сельской текстильной промышленности Суффолка, которая к этому времени стала разрушаться с двух сторон. Во-первых, это внутренняя конкуренция между старым сукноделием, преобладавшим в течение почти всего XVI в. и выпускавшим тяжёлые виды сукна, частично окрашенного и новым сукноделием, которое вырабатывало более дешёвые, лёгкие, различные по текстуре и цвету ткани. Эти виды сукна стали очень популярны в Англии и на континенте. Их экспорт увеличился в 5 раз с 1600 по 1640 г.[14] От такой конкуренции старое сукноделие Суффолка очень пострадало. После 1600 г. длинные сукна почти полностью исчезли из экспорта. Во-вторых, это внешний фактор, ибо процветание текстильной промышленности Восточной Англии в основном базировалось на экспорте её продукции и благоприятных условиях на заморских рынках. Тридцатилетняя война, порча польской и германской монеты принесли хаос на рынки Балтики. В 1622 г. сукноделы Суффолка потеряли более 30 тыс. фунтов из-за банкротства купцов Ипсуича[15], т.к. сукно оказалось непроданным. Например, Восточная компания в 1626 г. экспортировала из Ипсуича 3340 кусков сукна, а в 1627 г. только 728 кусков[16]. В результате этого для города наступил почти полный упадок торговли текстилём на Балтике. В частности, это отразилось на падении доходов от пошлин на сукно[17].

Таблица 3.

Каботажные перевозки масла и сыра в Лондон в 1687/88 гг.[18]

Снабжающий регион

Масло (в %)

Сыр (в%)

Северо-Восточное побережье

70,4

 

10,1

 

Суффолк

23,9

 

9,3

 

Норфолк

0,2

 

 

Северо-Западное побережье

 

80,4

 

Другие

1,0

 

0,2

 

Всего

100

 

100

 

 

Сдвиги в местной промышленности в середине XVII в. привели к изменению направления и форм торговой активности судовладельцев и купцов Ипсуича. Посредническая углеторговля перешла в Ярмут и растущие северные порты — Сандерленд и Уитби, а экспорт тканей в Балтийские страны почти исчез. Но эти изменения не означали упадка морского транспорта, который теперь почти полностью стал использоваться для каботажной торговли. В конце XVII в. Ипсуич превратился в важного экспортёра сельскохозяйственной продукции в Лондон, т.к. бурный рост его населения поднял спрос на продовольствие и стимулировал его вывоз из других регионов, в том числе и из Восточной Англии. В итоге судовладельцы и шкиперы Ипсуича получили новое направление их деятельности вместо пришедших в упадок старых[19]. в XVII в. сыр, масло и зерно шли из Суффолка в Лондон. На долю Суффолка приходилось почти 1/4 ввозимого в Лондон масла и сыра (см. таблицу 3). В то же время порт продолжал выполнять роль регионального центра, импортируя широкий круг товаров и затем распределяя их по внутренним районам графства. Таким образом, мы видим, что каботажные плавания стали преобладающими в морской торговле горда.

Таблица 4.

Имущественная структура в Ипсуиче по инвентариям в 1583 - 1714 гг.[20]

Общая сумма инвентарий (ф. ст.)

1583/1600 гг. (%)

1601/60 гг. (%)

1661/1714 гг. (%)

Всего

Более 1000

 

 

2,1

 

1,4

 

751 - 1000

 

 

1,4

 

0,9

 

501 - 750

 

2,1

 

3,5

 

2,7

 

250 - 500

3,2

 

6,4

 

6,9

 

6,3

 

101 - 250

6,5

 

12,8

 

19,4

 

16,2

 

51 - 100

9,7

 

27,7

 

15,9

 

17,6

 

26 - 50

16,1

 

17,0

 

4,1

 

11,7

 

До 25

64,5

 

34,0

 

41,7

 

43,2

 

Общее количество (абс.)

31

 

47

 

144

 

222

 

                         

В Ипсуиче всегда было много моряков, но они редко занимали посты в управлении городом. Они различались по имущественному положению: от простого бедного матроса до богатого судовладельца. Другие ремесленники тоже были тесно связаны с морским флотом — это кораблестроители, канатчики, изготовители парусов и такелажа. В начале XVII в. Ипсуич являлся вторым по важности центром судостроения в стране. Торговцы в городе также имели различия между собой. Одни торговали оптом, а другие в розницу. К последним можно присоединить возчиков, которые занимались исключительно перевозкой грузов. К оптовикам относились купцы, занятые в заморской торговле, в основном на Балтике. Они занимали ведущее положение в политике и экономике города в начале XVII в. Некоторые из этих купцов были очень богаты (См. таблицу 4). Упадок Балтийского направления торговли Ипсуича подорвал основу их политической власти, и после 1660 г. правящая группа стала более разнородной[21]. Тем более что в Ипсуиче не существовало компаний купцов-авантюристов, которые были в региональных столицах и укрепляли их правящую элиту.

Следующая группа городов Восточной Англии — это многочисленные рыночные центры, которых насчитывалось в регионе более 40. Их население колебалось от 500 до 1500 человек. В этих городках был рынок, который работал один или два раза в неделю, а в некоторых из них проходили и ярмарки. Почти все рыночные местечки имели текстильные специальности ткачей и портных[22], т.е. значительная часть населения была занята в ведущей отрасли промышленности региона — сукноделии. Некоторые городки на западе Суффолка, например Хадлейх и Садбери, были в XVI в. известными центрами по производству старого и нового сукна[23], а Вудбридж — важным портом в прибрежной торговле графства. В регионе существовало около десятка таких крупных городков с населением в 1000 или чуть более жителей. В них имелся рынок и насчитывалось более двух десятков торгово-ремесленных занятий[24]. В основном это были наиболее распространённые специальности — ткачи, портные, плотники, башмачники и кожевники. Население рыночных городков росло, хотя и не такими большими темпами, как в крупных городах региона. Из 42 мелких городков, 12 удвоили свое население, а в 2 его сократили в течение XVI—XVII вв. За этот же период разрыв в количестве жителей между рыночными и корпоративными городами региона увеличился в два раза: с 1500 до 3000 человек, судя по таблице 1.

В первой половине XVII в. в рыночных городках появляются специальности, которые в XVI в. были только в крупных городах — это продуктовые ремесленники (пивовары, мясники, пекари), содержатели постоялых дворов, аптекари, различные торговцы. Что касается последних, то в формах торговли происходят важные сдвиги: быстро растёт количество различных лавой, не только в городах, но и в деревнях Восточной Англии[25]. Лавки стали появляться тогда, когда уровень ежедневного спроса уже не мог удовлетворяться еженедельным рынком и бродячими коробейниками, чей запас товаров был невелик и неразнообразен. Они открылись даже в деревнях. Лавки постепенно брали на себя функции рыночного местечка, где продавались товары галантереи и бакалеи. В то же время сырьё и продовольствие по-прежнему покупались и продавались на рынках. Улучшение транспортных возможностей в середине XVII в. способствовало укреплению регулярной торговли, усилению более крупных торговых центров, откуда распределялись товары, а это в свою очередь ослабляло позиции мелких рыночных городков в торговле. Кроме того, рыночные местечки, несли в себе деревенские черты, т.к. были тесно связаны с сельской округой через аграрные занятия самих жителей, местную промышленность и через манориальные формы управления. Все это вело к их постепенному упадку в середине XVII в.

Итак, в Тюдоровскую эпоху мы можем выделить некоторые специфические черты развития восточноанглийских городов. Во-первых, следует отметить, что процветание региона и его городов базировалось на успешном экономическом развитии в предшествующие века, а это в свою очередь способствовало тому, что в Восточной Англии оказалось больше всего крупных корпоративных городов. Кроме того, здесь располагались три важных морских порта в устьях рек, через которые шёл вывоз промышленной и сельскохозяйственной продукции региона и, соответственно, ввоз различных товаров и сырья из других стран и районов Англии.

Во-вторых, Норидж, как и другие провинциальные столицы, доминировал в городской иерархии Восточной Англии. По темпам роста населения Норидж также считался первым среди них.

В отношении средних корпоративных городов — Кингс Линна, Ярмута, Ипсуича и Бери Сент Эдмундса — можно сказать, что первые три являлись, являясь крупными морскими портами и, вывозя продукцию, сумели за счет этого сохранить в регионе свое экономическое значение и другие функции, присущие городам этого типа.

Ведущей отраслью промышленности в Восточной Англии являлось сукноделие, которое в значительной степени было разбросано по деревням и мелким городкам региона. Однако, в Восточной Англии, как и в Юго-Западной ни одно из рыночных местечек не превратилось в крупный промышленный город, как это произошло с селениями Уэст-Райдинга в Йоркшире, где находился третий центр сукноделия в стране. В последнем, вероятно, не было такой острой конкуренции между ними и сильного давления со стороны крупных городов, которых там было мало. В то же время Восточная и Юго-Западная Англия отличались наибольшей урбанизацией и плотностью населения, а поэтому в них не было таких благоприятных условий, как в Уэст-Райдинге. В результате этого в Восточной Англии, в рассматриваемый нами период, не возникли новые промышленные города. Дальнейшее экономическое развитие региона пошло по другому пути, нежели в остальных районах. С конца XVII в. Восточная Англия становится одним из главных поставщиков сельхозпродукции в бурно развивающийся Лондон. В XVIII в. основой для развития промышленности становятся полезные ископаемые, которых в Восточной Англии не было в отличии от других регионов. Поэтому эти восточноанглийские графства с XVIII в. больше ориентируются на аграрное производство, а промышленное развитие начинает отставать от хозяйственной жизни в Уэст-Райдинге и Западном Мидленде (на Севере и Западе страны), где оказались основные запасы минерального сырья.


[1] См. Евсеев В.А. Английский город в Тюдоровскую эпоху: регионы и города. Иваново, 1995. С. 3-15,136-139.

[2] См. Hoskins W. Local History..L,1959. P. 176 - 177. Wrigley E.A. People, cities and wealth: The transformation of traditional society. Oxford - N.-Y., 1987. P.160-162.

[3] Таблица взята из: Patten J. English towns in 1500 - 1700. Folkestone, 1978. P. 251.

[4] Apprentice indentures at Norwich, 1510 - 1672. Norwich, 1959.

[5] Patten J. Patterns of migration and movements of labour to three East Anglia towns // Journal of historical geography. 1976. P. 111 - 129.

[6] Patten J. English towns in... P 251, 273.

[7] Ibid. P. 266.

[8] VCH of Suffolk. Vol. 1. P. 648 - 650; Redstone L.J. Ipswich through the ages. Ipswich, 1969. P. 31 - 32.

[9] Redstone L.J. Op. cit. P. 33.

[10] Reed M. . Economic structure and change in the 17-th  century Ipswich // County towns in pre-industrial England. Leicester, 1981. P. 102.

[11] Davis R. The rise of English shipping industry in the 17-th - 18-th centuries. L. - N.-Y., 1962. P. 35.

[12] Таблица взята из: Reed M. Economic structure and change in the 17-th  century Ipswich // County towns... P. 102.

[13] Nef J.  The Rise of British Coal Industry. L., 1932. Vol. 1 - 2. Vol. I. P. 26.

[14] Reed M. IOp. cit. P. 104.

[15] Redstone L.J. Op. cit. P. 37.

[16] VCH of Suffolk... Vol. II. P . 268.

[17] См. Stephens W.B. The cloth export of the provincial ports, 1600 - 1640 // EcHR. 1969. Vol. 22. P. 228 - 243.

[18] Таблица взята из: Charters J.A.. Internal trade in England 1500 - 1700. L. - Basingstoke, 1977.P. 29.

[19] См.: Fisher F.J. The development of London food market. 1540 - 1640 // EcHR. 1954. Vol. 5. P .56; Wrigley E.A. A simple model of London’s importance in changing English society and economy. 1650 - 1750 // Past and present. 1967. Vol. 37. P. 44.

[20] Таблица взята из: Reed M. Op. cit. P. 116.

[21] Reed M. Op. cit. P. 106.

[22] Patten J. English towns... P. 254.

[23] VCH of Suffolk... Vol. 2. P. 267.

[24] Patten J. English towns... P. 251 - 254.

[25] Ibid. P. 278.

Условия копирования

Разрешается использование материалов с данного сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение всех авторских прав, а также установка ссылки на оригинал.

Online

Сейчас 44 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте