© Автор: Митрофанов В.П.


Период трансформации от Средневековья к Новому времени в Англии сопровождался значительными изменениями в экономической, политической и общественной сферах жизни, становлением и расцветом абсолютной монархии.

В последние десятилетия в отечественной медиевистике постоянно возрастал интерес к изучению феномена королевской власти и королевского двора в различных западноевропейских странах периода Средневековья и раннего Нового времени.

История королевской власти в Англии периода Средневековья и раннего Нового времени затрагивалась в отечественной и зарубежной историографии в рамках направления «новой политической истории». Это, в частности, работы Е.В. Кузнецова, М.А. Барга, Д. Старки, Дж. Ридела, М. Пастуро и некоторых других историков. В центре внимания медиевистов находились вопросы статуса королевской власти и королевского двора эпохи Средневековья и раннего Нового времени. Отдельные сюжеты, связанные с темой репрезентации и пропаганды королевской власти, нашли лишь частичное отражение в их трудах. Вопросы репрезентации королевской власти в Англии династии Тюдоров остаются малоизученными. По-видимому, это обстоятельство и обусловило научный интерес Д.В. Кирюхина к написанию монографии.

Объект исследования монографии обозначен, как «интеллектуальная и культурная жизнь английского двора эпохи первых Тюдоров, отраженная в сочинениях придворных историков и поэтов, живописцев, скульпторов, в том числе из членов королевской семьи». С такой формулировкой можно согласиться. Предмет исследования обозначен как «стратегия репрезентации и пропаганды королевской власти в Англии в рассматриваемый период, включающая способы легитимизации и пропаганды династии Тюдоров: создание новой династической мифологии, «своей» придворной историографии, разработку иконографии власти и ритуалов придворной праздничной культуры с её символическим подтекстом, конструирование образа монарха как центральной фигуры политического театра», с чем также можно согласиться.

По своей структуре монография отражает основные задачи предложенного исследования. Объём четырех исследовательских глав распределен равномерно. «Введение» включает в себя обзор источников, даётся историография проблемы. В нём также отмечены актуальность, новизна, цель и задачи исследования.

Источниковая база монографии репрезентативная и представлена  как  раннесредневековыми историческими хрониками и повествованиями (труды Гильды Премудрого, Ненния, Уильяма из Ньюбери, Вильяма Мальмсберийского, Геральда Камбрийского, валлийские хроники), так и  произведениями современников ранних Тюдоров, а также отдельными  произведениями более позднего периода (27-и томная «История Англии» Полидора Вергилия; анонимная хроника «Прием леди Екатерины» в пяти книгах, «История правления короля Генриха VII» Ф. Бэкона, лондонские хроники, Кроулендская хроника, сочинения Джона Руза и «Новые хроники Англии и Франции» Роберта Фабиана). Используется в качестве источника и некоторая мемуарная литература, а также литературные произведения современников (Гальфрида Монмутского Васа и Лайамона, Кретьена де Труа, Робера де Борона, Вольфрама фон Эшенбаха и Т. Мэлори, Бернара Андре, Дж. Гигли, П. Кармелиано, А. Аммонио, К. Вителли, Дж. Скелтона). В качестве источников привлечены и литературные труды представителей королевской семьи: Елизаветы Йоркской и короля Генриха VIII, некоторых поэтов более позднего периода. Наконец, автор использовал и эпистолярный материал эпохи Тюдоров, а именно, письма короля Генриха VIII и его супруг.  Специфика темы работы Д.В. Кирюхина определила необходимость привлечения некоторых имагографических источников.

Автор монографии хорошо знаком с современной отечественной и зарубежной литературой по политической истории, истории королевского двора Англии эпохи Средневековья и раннего Нового времени, анализ которой дан им во «Введении».

Не останавливаясь подробно на содержании монографии, кратко   отметим лишь основные положения исследования.

В первой главе «Репрезентация королевской власти при дворе первых Тюдоров как форма диалога правителя и интеллектуальной элиты» автор, исходя из заданного объема монографии, дал краткий обзор историографии вопроса в зарубежной и отечественной исторической науке, показал состояние английского королевства на заключительном этапе войн роз и момент прихода к власти первого представителя династии Тюдоров Генриха VII и складывания при его дворе интеллектуального сообщества(поэты, писатели и художники), целью которого, по мнению, автора было установления диалога власти и общества.

Во второй главе «Создание родословной дома Тюдоров как способ легитимизации новой династии» исследует вопрос об освещении родословной дома Тюдоров в трудах придворных авторов конца XV – первой трети XVI века, акцентируя внимание на её мифологической составляющей. Сначала он показывает процесс формирования Генрихом VII   и Генрихом VIII при королевском дворе своеобразного интеллектуального сообщества писателей, поэтов, художников, которые были призваны обосновать легитимность династии Тюдоров и всячески прославлять её. Далее Дмитрий Вячеславович исследует процесс установления придворными авторами генетической связи Тюдоров с мифологическими образами Брута Троянского, легендарного короля Артуром и валлийских правителей Кадваллоном и Кадваладром, доказывая преемственность перехода власти к Тюдорам.

Отдельный параграф главы посвящён анализу образа короля Артура   и его месту в структуре пропаганды новой династии, т. е. Тюдоров. Автор справедливо связывает это с рождением сына короля Генриха VII  принца Артура и обстоятельно показывает расцвет придворной праздничной жизни, призванной как бы зримо реконструировать славный образ двора легендарного короля Артура. Далее анализируются сведения придворных авторов, в особенности П. Вергилия и Б. Андре о родственных связях и династических браках представителей династии Тюдоров в текстах, эмблемах и символах.

Третья глава «Исторические персоналии современников тюдоровских авторов в придворной историографии»– посвящена исследованию фактов и исторических личностей рассматриваемого периода в трудах авторов двора. Проанализировав образы главных противников новой династии в её борьбе за английский трон и попытки их дискредитации и фальсификации в новой тюдоровской историографии, автор отметил, что внутриполитические оппоненты в сочинениях придворных авторов выстроены в своеобразную иерархию, которая основана на политической позиции, статусе и личной близости оппонентов к династии Тюдоров. Так, например, по его мнению, облик Эдуарда IV не в полной мере выглядит в их трудах, как образ врага, а образы Ричарда III и Перкина Уорбика представлены главными противниками Генриха VII.   Интересным представляется вывод Д.В. Кирюхина о том, что лояльное отношение придворных авторов к ряду персонажей-врагов объясняется использованием подобных образов в качестве средства для очернения врагов короны. Убедительным выглядит его утверждение, что именно придворные писатели тюдоровской эпохи сыграли решающую роль в историографии в формировании образа короля Ричарда III. В данной главе монографии рассматривается, изображение придворными авторами внешнеполитических противников английского трона и иностранцев, а также их участие в событиях английской истории. В последнем параграфе главы анализируются образы верных вассалов английской короны в практике репрезентации династии Тюдоров. Д.В. Кирюхин обоснованно полагает, что образы друзей новой династии (Джаспер и Эдмунд  Тюдоры, Томас Стэнли, Джон де Вер, Генри Перси и др.) представлены в их трудах не только как образцы истинных патриотов, но и для оттенения образов коварных врагов династии.  Автор монографии считает возможным говорить о некой иерархии этих образов в соответствие с их политической позицией и личными качествами. В свете изложенных в тексте главы фактов этот вывод представляется обоснованным.

Четвертая глава посвящена анализу образа монарха с точки зрения центральной фигуры репрезентации королевской власти. В центре внимания главы анализ создаваемый придворными авторами образ монарха и степень участия самого короля в репрезентации королевской власти, т. е., по сути дела, самопрезентация королевской власти.

Д.В. Кирюхин удачно проанализировал образ короля и династии в праздничной культуре двора. При этом особое внимание обращается автором на личное участи монархов в праздничных мероприятиях королевского двора, что можно назвать опять-таки самопрезентацией королей новой династии.

Заслуживает одобрения стремление автора исследовать книжные иллюстрации эпохи Тюдоров в качестве одного из средств официальной пропаганды. С этой целью он использовал электронный доступ к некоторым манускриптам в Британской библиотеке и специальные работы зарубежных авторов. Анализ их достаточно обстоятельный.

В последнем параграфе четвертой главы рассматривается практика самопрезентации королевской власти в литературном творчестве Тюдоров. Обратившись к анализу поэтических произведений Елизаветы Йоркской, письмам сына  Генриха VII принца Артура, музыкальным и литературным произведениям Генриха VIII, его личным письмам, Д.В. Кирюхин отметил их значимую роль в пропаганде новой династии. 

Общие выводы автора даны в «Заключении» и представляются в целом вполне обоснованными.

Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней рассмотрены проблемы различных форм и средств репрезентации королевской власти династии первых Тюдоров. Д.В. Кирюхиным определена стратегия придворной репрезентации королевской власти. Выявлены её основные результаты. Показана роль, как придворных писателей, художников, так и самих первых Тюдоров в практике легитимизации и пропаганды новой династии.

Логичными выглядят и хронологические рамки работы — 1485 г. -    1533 г., которые автор объясняет восшествие на престол новой династии Тюдоров в 1485 г. и завершением складывания система пропаганды и репрезентации королевской  первых Тюдоров в 1533 г. Хотя возможно было бы целесообразно продлить хронологические рамки до конца правления Генриха VIII (1547 г.) и показать каким образом функционировала сложившаяся система пропаганды и репрезентации первых Тюдоров.

Специфика темы монографии определила и её методологическую основу и методы исследования, а именно, литературоведения и искусствоведения, при главенстве собственно исторических методов.

Монография Д.В. Кирюхина представляет собой законченное, целостное исследование актуальной в современной исторической науке проблемы, обладает очевидной новизной, практической и теоретической значимостью. Результаты данного исследования могут найти применение преподавателями исторических факультетов высших учебных заведений в подготовке обобщающих трудов по изучению форм и средств репрезентации власти первых Тюдоров, культурной и интеллектуальной жизни английского двора и праздничной культуре и, что не менее важно, - в создании учебных пособий нового поколения. Книга будет востребована преподавателями исторических факультетов высших учебных заведений при разработке общих и специальных курсов по истории Англии позднего Средневековья и раннего Нового времени. Она будет хорошим подспорьем для студентов, магистрантов и аспирантов исторических факультетов высших учебных заведений в более углубленном изучении истории Англии эпохи Тюдоров.


Митрофанов В. П. Новая монография о королевской власти в Англии эпохи ранних Тюдоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2023. № 2. С. 108–114. Рец. на кн.: Кирюхин Д.В. Триумф первых Тюдоров: репрезентация королевской власти в культурной и интеллектуальной жизни английского двора 1485–1533 гг. М. ; СПб. :
Центр гуманитарных инициатив : Петроглиф, 2022. 320 с. (MEDIAEVALIA [series minor]). doi: 10.21685/2072-3024-2023-2-11

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке