© Автор: Кирюхин Д.В.; Кирюхина Е.М.


Снискавшей известность и славу исторической пьесе «Ричард III» У. Шекспира предшествовали «Хроники» Р. Холиншеда, до появления которых существовала написанная около 1513 г. и неоконченная «История короля Ричарда III» Томаса Мора. Но настоящей предтечей для названных произведений была «История жизни и достижений Генриха VII» Бернара Андре, первое сочинение в котором образ короля Ричарда III Йорка начинает свою трансформацию, став в итоге олицетворением жестокости и коварства. Жестокосердный тиран непременно разрушил бы английское королевство до основания, если бы молодой Генрих Ричмонд не спас страну, победив в битве при Босворте 22 августа 1485 г. Именно в таком свете предстают перед нами события конца XV – начала XVI вв. в «Истории жизни…» как подлинной программе и руководству для преданного трону англичанина в том, о чем он должен был думать и что чувствовать по отношению к известнейшим личностям и событиям своего времени. Труд Андре, сохранившийся лишь в манускрипте, стал настоящей вехой в становлении и развитии последующей историографии династии Тюдоров, чьи положения доминировали в исторической науке вплоть до середины XIX в.

Отечественной историографии личность Бернара Андре (1450−1522) – придворного поэта и учителя принцев Артура и Генри (будущего короля Генриха VIII), как и манускрипт его труда «De Vita atque Gestis Henrici Septimi», датированного около 1500−1502 гг., в целом малоизвестны. Они в лучшем случае лишь кратко упоминаются, либо получают чаще всего нелестную оценку «помпезного, но бедного по содержанию» произведения (Е.В. Кузнецов) [6, c. 201–216]. Исключения составляют разве что статьи отечественных исследователей последних лет [3, c. 115–144], однако и в них потенциал произведения, на наш взгляд, не раскрывается полностью.

В зарубежной историографии куда больше работ, посвященных Андре: Д. Карлсон пишет о нем и других придворных авторах [10, p. 279–304], Д. Хоббинс – о возможной особенной роли манускрипта в дипломатической придворной среде [12, c. 61–79]. Восполнить нехватку исследовательских работ в отечественной историографии призваны наши статьи, посвященные жизни и творчеству этого автора [4, c. 330–336], особенностям историописания и его взаимоотношениям в международной среде гуманистов, в частности, общению с Эразмом Роттердамским [5, c. 72–87].

Манускрипт «De Vita atque Gestis Henrici Septimi» впервые был напечатан лишь в 1858 г. благодаря труду британского исследователя Дж. Гейрднера [7]. В 2010 г. появляется перевод на современный английский язык, выполненный Д. Саттон и доступный в электронной библиотеке гуманистических текстов Литературного музея Университета Бирмингема [8], есть и еще один перевод на современный английский Д. Хоббинса [9], который на наш взгляд, излишне вольно обращается с текстом оригинала, на свое усмотрение сокращая и разбивая предложения. В 2017 г. нами был опубликован первый перевод данного произведения на русский язык [1].

Образ короля Ричарда III, созданный придворными авторами Тюдоров, по праву считается одним из самых ярких негативных образов противников династии. Двумя важнейшими произведениями, возникшими в период правления первых Тюдоров помимо «Истории короля Ричарда III» Томаса Мора и «Истории королей Англии» («Historia Regum Angliae») Джона Руза (1411–1491 гг.) [11] были не очень популярная из-за скептической позиции автора к реальности существования легендарного короля Артура «История Англии» итальянского историка Полидора Вергилия и манускрипт «Истории жизни и достижений Генриха VII» Бернара Андре. Причем, несомненно, именно последний стал важнейшим историком как для Мора, так и более поздних авторов, так как воспринимался как созданный очевидцем тех событий и имел большой авторитет. Многие из находок Андре по очернению образа Ричарда Йорка были подхвачены и развиты его последователями. К тому же там, где Полидор Вергилий был сдержан и старался быть объективным, Андре совершенно не скрывал истинную «дьявольскую природу кровавого тирана».

Впервые Бернар Андре в «Истории жизни…» упоминает Ричарда III и результаты его недолгого правления в абзаце, посвященном вступлению на престол Генриха VII, в котором мы сразу узнаем, что именно Йорк является коварным убийцей обоих принцев [1, c. 29]. Андре вновь и вновь называет Ричарда убийцей на страницах «Истории жизни…», закрепляя за его образом стремление и жажду убивать слабых и невинных, так именно Ричард является организатором убийства короля Генриха VI: «Ричард … <…> подготовил жестокое убийство невиннейшего из королей, поскольку кровавые убийства доставляли ему наслаждение вплоть до кончиков пальцев» [1, с. 38]. Хотя Андре пишет, что подобное заявление правдиво лишь в том случае, если информация, которой он располагает, верна, это не попытка быть более объективным, а скорее «слезное восклицание автора», так в следующих абзацах он вновь называет Ричарда убийцей, уже никоим образом не смягчая сказанное подобными отступлениями. Впрочем, несмотря на твердую уверенность, что именно Ричард причастен к смерти Генриха VI, никаких подробных деталей этого убийства Андре не приводит.

Рассказывая об убийстве принцев – сыновей Эдуарда IV, Б. Андре почти полностью пересказывает события, описанные Полидором Вергилием, но если Полидор Вергилий не сообщает деталей убийства, то Андре пишет, что они были именно «зарезаны» [1, c. 44]. Именно убийство принцев является для автора причиной дальнейших бедствий и доказательством того, что Ричард III – тиран: «После этого вы могли бы увидеть все королевство в слезах и скорби, величайших лордов в страхе за собственные жизни, и каждого из людей в мыслях о том, как бы он мог поставить под угрозу кого-нибудь другого. Люди носили верность на лицах, но в своих сердцах хранили жалобы, далеко скрытые от взгляда тирана. Стоит ли говорить больше? В таких условиях он узурпировал власть и поднялся на трон» [1, с. 45].

Примечательно, что Андре в «Истории жизни…» не только выстраивает свое повествование так, чтобы оно служило моральным примером для читателя, но и приводит отрывки из речей тех или иных исторических личностей. Такова речь Ричарда к последователям, после того, как тот узнает о желании Генриха Ричмонда напасть на королевские войска и оспаривать трон. Ричард III «разгневался и разозлился, как Гирканский тигр на Марсийского вепря, когда почувствовал, что ранен им» и произнес свою речь: «Берите оружие, мои соратники. Потому что в наших руках оружие, на которое мы питаем все наши надежды, и мы должны получить перевес теми силами, что нам удалось собрать. Я приказываю вам, командую вами и направляю вас уничтожить их всех огнем и железом, без жалости, без почтительности, без благосклонности. Убейте французов и других иностранцев до последнего, убейте их безжалостно, заставьте их страдать. И убейте Графа Ричмонда без какого-либо уважения к его роду или знатности, или, если сможете, приведите его ко мне, так чтобы я мог применить к нему новое и неслыханное доселе наказание, или хотя бы убить и умертвить его своей собственной рукой» [1, с. 54–55].

Эта речь – последнее упоминание о Ричарде III на страницах «Истории жизни…» Андре, хотя в целом и пересказывает повествование своего предшественника – Полидора Вергилия, посвятившего периоду правления Ричарда III солидную часть XXV тома своей «Истории Англии», дополняет его несколькими важными деталями. Так главная цель Ричарда, по мнению Андре, вовсе не жажда власти (присущая Эдуарду IV по тексту «Истории жизни…»), а маниакальное стремление к убийствам, которые приносят Ричарду «наслаждение». Сообщается, что он зарезал своих племянников, хотя остальные детали, приведенные Полидором Вергилием (например, участие Дж. Тиррелла) опускаются. Правление Ричарда III приносило невероятный вред стране, насаждая страх дворянства перед репрессиями и массовое недоверие, Ричард ненавидит Генриха Ричмонда и стремится убить его всеми силами. Таким образом, победа на Босвортском поле представляется Андре и как вынужденная самозащита Генриха, попытка уберечь свою жизнь, и как священная цель спасения родной страны, захваченной кровавыми руками тирана. Описанный образ последующие авторы от души дополнили новыми не менее яркими подробностями, соединив образ внутреннего уродства с уродством внешним, описав многие физические недостатки Ричарда III – его сухую руку и горб (что, однако, не отражено ни на одном из портретов Ричарда, о них также ни слова не говорят его современники). Как справедливо отмечает М.А. Барг, «повторяя предшественников, каждый новый рассказчик этой истории считал необходимым внести в не свою «лепту», дополнить новой деталью, т.е. разработать и обогатить тюдоровскую версию легенды» [2, c. 184].


  1. Андре Бернар. История жизни и достижений Генриха VII. / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. Д. В. Кирюхин. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 144 с.
  2. Барг М.А. Шекспир и история. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: Наука, 1979. 216 с.
  3. Браун Е.Д. Визуальный образ Ричарда III в XV–XVIII вв. // Человек и общество перед судом истории. М.: РГГУ, 2013. С. 115–144.
  4. Кирюхин Д.В. «История жизни и достижений Генриха VII» Бернара Андре как пример политизированной истории. // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: ИВИ РАН. 2013. С. 330–336.
  5. Кирюхин Д.В. Творческое и эпистолярное наследие Эразма Роттердамского и Бернара Андре в контексте личных взаимоотношений авторов. // Средние века. Журнал института Всеобщей истории РАН. Т. 78. № М.: Наука, 2017. С. 72–87.
  6. Кузнецов Е.В. «История Ричарда III» как исторический источник // Эпиграммы. История Ричарда III. Литературные памятники. М., 1 С. 201–216.
  7. André B. Historia Regis Henrici Septimi a Bernardo Andrea Tholosate Conscripta, necnon Alia Quaedam ad Eundem Regem Spectantia. London: Gairdner J., 1858. 476 p.
  8. André B. De Vita atque Gestis Henrici Septimi Historia / and trans. by Sutton D.J.
  9. Bernard Andre. The Life of Henry VII. / Trans. & Introduced by Hobbins, D. New York: Italica Press, 2011. 126 p.
  10. Carlson D. Politicizing Tudor Court Literature: Gaguin's Embassy and Henry VII's Humanists' Response // Studies in Philology. Vol. 85. No. 3 (Summer, 1988). P. 279–304.
  11. Joannis Rossi antiquarii Warwicensis Historia regum Angliae. Oxonii, e Theatro Sheldoniano, impensis J. Fletcher & J. Pote. 1745. 236 p.
  12. Hobbins D. The Poet Laureate as Stabilizer: Bernard Andé and the Vita Regis Henrici Septimi. Enarratio 1997. P. 61–79.

Кирюхин Д.В., Кирюхина Е.М. Образ Ричарда III в «Истории жизни и достижений Генриха VII» Бернара Андре: начало конструирования мифа. // Миф в истории, политике, культуре: Сборник материалов III Международной научной междисциплинарной конференции (июнь 2019 года, г. Севастополь) / Под ред. О.А. Габриеляна, А.В. Ставицкого, В.В. Хапаева, С.В. Юрченко. – Севастополь: Филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в городе Севастополе, 2019. – С. 111–113.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке