© Автор: Кирюхин Д.В.Кирюхина Е.М.


Аннотация Авторы обращаются к материалам иллюстрированного альманаха «Журнал только для девушек» (1880–1956), посвященным страницам истории Великобритании и образам выдающихся женщин прошлого страны. Подобные публикации сыграли существенную роль в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Annotation The authors refer to the materials of the illustrated almanac “The Girl’s Own Paper” (1880–1956), dedicated to the pages of the history of Great Britain and the images of prominent women of the country's past. Such publications have played a significant role in the process of education and upbringing of the younger generation.


Внимание и понимание актуальности обращения к истории собственной страны, как основы национальной идентичности наблюдается в Великобритании с конца XVIII в. В позднюю Викторианскую и Эдвардианскую эпоху это было связано с очередной трансформацией образа «славного прошлого», наступившей в связи с происходившими в этот период историческими событиями как за пределами Империи (первая и вторая англо-бурские войны), так и внутри нее (борьба женщин за предоставления им права голоса, активизация профсоюзного движения). Неудивительно, что вопросу образования и воспитания подрастающего поколения, особенно представителей аристократии и среднего класса, отводится важное место, именно им предстоит стать основой для будущей прослойки английского интеллектуального сообщества наступающего XX в. Разумеется, роль мужчины и женщины в английском обществе понималась по-разному. В данном материале мы обращаемся к вопросам исключительно женского воспитания.

Английская периодическая печать конца XIX – начала XX вв. сыграла значительную роль в интеллектуально-нравственном воспитании женщин. Ярким примером является иллюстрированный литературный альманах «Журнал только для девушек» (“The Girl’s Own Paper”), который издавался с 1880 по 1956 гг. [2, c. 56–58] Его редакторами в разное время существования издания были Чарльз Петерс (1880–1907), Эмили Флора Кликманн (1908–1931), Глэдис Спратт (1931–1956). Содержание альманаха включало рассказы, познавательные статьи, стихи, ответы на письма читательниц, стиль письма был доступным и часто весьма эмоциональным. Неотъемлемой частью альманаха были не только оригинально выполненные заставки и оформление статей, но и качественные детально проработанные иллюстрации, например, авторства Генри Уильяма Брюэра (1836–1903) в 1889–1901 гг., составлявшие единое целое с текстом. Целью же «Журнала только для девушек», предназначенного для специфической женской аудитории, было не только передать интересную информацию, но и вызвать определенный эмоциональный отклик у читательниц.

Интерес к истории в Англии рассматриваемого периода был весьма велик, причем, история выступала не только в роли науки, но и как своеобразный нравственный цензор, представлявший обществу примеры достойного и добродетельного образа жизни, гордости за славное прошлое своей страны. Подобным примером является иллюстрированная статья С.Ф.А. Каулфелд «Дни рыцарства» [6]. Гораздо в большей степени способствовали нравственному воспитанию читательниц иллюстрированные статьи о знаменитых личностях в истории, причем, предпочтительно – женщинах, что давала возможность читательницам сравнивать и ассоциировать себя с примерами таких идеальных женщин. Не случайно в их числе были как христианские мученицы Перпетуя и Фелицитата [5, p. 449–451], так и женщины-воительницы (Жанна д’Арк [13]). Но особое значение в альманахе придавалось статьям о знаменитых женщинах английской истории.

Статья о Кэтрин Дуглас [8, p. 478–479], получившей прозвище Барлас, раскрывает трагический момент в шотландской истории. Эта приближенная королевской семье дама безуспешно пыталась предотвратить убийство шотландского короля Якова I (1394−1437) заговорщиками 20 февраля 1437 г., закрыв дверь от них вместо засова собственной рукой. Поэт и художник-прерафаэлит Данте Габриэль Россетти рассказал об этом в своей поэме «Трагедия короля» (1881), в которой есть строки: «Королева велела: Удерживай дверь!»[3, c. 342] Статья, в которой, однако, не упоминается произведение Д.Г. Россетти, проиллюстрирована гравюрой с изображением прекрасной девушки, отчаянно пытающейся выполнить свой долг перед королем и хотя бы ненадолго задержать вооруженных убийц.

Целый цикл статей рассказывает о тюдоровских королевах и принцессах. Почетное место в нем принадлежит Екатерине Арагонской (1485–1536) [11] – первой супруге короля Генриха VIII (1491–1547). Она показана как просвещенная королева и дама с высокими нравственными стандартами, что противостоит негативному образу Генриха VIII, создаваемого различными авторами не одно столетие после ухода с исторической сцены династии Тюдоров. Одним из ярчайших примеров подобных интерпретация является описание короля на страницах «Истории Англии для детей» Чарльза Диккенса [1]. И сегодня среди историков и искусствоведов является дискуссионным вопрос существования портретов Екатерины Арагонской, созданных до 1525 г., в статье перед нами портрет не очень красивой немолодой женщины, которая поражает своим благородством и горделивой осанкой.

Контрастный образ создавался у читателей альманаха в рассказе о леди Джейн Грей [14], так называемой «королеве девяти дней» (10.07. 1553−19.07.1553). Провозглашенная королевой после смерти короля Эдуарда VI (1537–1553), она не смогла противостоять притязаниям на престол дочери Екатерины Арагонской Марии, возглавившей против нее мятеж. Свергнутая с трона, Джейн Грей была заключена в Тауэр вместе со своим мужем, обвинена в измене и обезглавлена через семь месяцев. Поскольку вошедшая на престол ревностная католичка Мария, прозванная Кровавой, сурово преследовала протестантов, мифологизация образа Джейн Грей началась вскоре после ее смерти. Для протестантов она стала мученицей, одной из первых жертв контрреформации в Англии. Англиканка королева Елизавета I способствовала тому, что история о Джейн Грей стала предметом народных легенд, светской и духовной литературы. В Викторианскую эпоху этот образ соответствовал идеалу женского поведения: подчеркивались такие черты характера как скромность, отсутствие тщеславия, покорность судьбе.

Романтизации образа Джейн Грей способствовали воспоминания английского гуманиста Роберта Эшема, который описал встречу с ней в письмах и трактате «Школьный учитель» [4, c. 95–103]. Его потрясла встреча с юной девой, которая, в то время как другие обитатели замка наслаждались охотой и развлечениями, с увлечением читала на греческом языке Платона и комментировала прочитанное. Прижизненные портреты Джейн не сохранились, иллюстрация к статье о ней в альманахе изображает красивую девушку, читающую книгу в своей небольшой комнате. Несмотря на то, что она одна, ее волосы закрыты головным убором. Рядом с ней находится струнный инструмент и вышивка, но девушка больше увлечена чтением. Сквозь открытое окно виден пасторальный пейзаж, на фоне которого азартно скачут всадники. Роберт Эшем наблюдает за ней через окно, не решаясь нарушить покой юной девы.

Статья о королеве Марии Тюдор(1516–1558) [12] прежде всего подчеркивает ее образованность и просвещенность: это истинная дочь Екатерины Арагонской. Портрет в альманахе представляет привлекательную молодую особу в изящном наряде и головном уборе, украшенном жемчугом. Поскольку официальные портреты королевы были созданы в зрелом возрасте после ее замужества, подлинность подобных изображений также весьма сомнительна, вызывает вопрос первоисточник, использованный иллюстратором.

Королеве Елизавете Тюдор (1533–1603) посвящены несколько статей альманаха. В рассказе о девичестве Елизаветы [10] описываются высокие нравственные качества принцессы, статья дополняется изображением ее прибытия в окружении свиты и верных соратников в Лондон. Красавицу принцессу верхом на белом коне встречает не радостный народ, а два коленопреклоненных крылатых ангела, олицетворяющих жизнь и смерть, об этом символизме говорят атрибуты этих персонажей – коса и Библия, которую первый протягивает наследнице престола.

Статья «Английская принцесса» [9] рассказывает о принцессе Елизавете (1635−1650), второй дочери короля Карла I английского. С 6 лет до конца своей недолгой жизни она была пленницей парламента Англии во время гражданской войны. Эмоциональный рассказ принцессы об ее последней встрече с отцом перед казнью короля, его последние слова, обращенные к детям стали впоследствии многократно цитировать в описаниях гражданской войны. Иллюстрация к статье названа «Счастливый день в жизни Карла I» и изображает прогулку короля с семьей и свитой на лодке по Темзе. Идиллическая картина показывает недолгий момент детского счастья: принцесса в окружении семьи кормит прекрасных лебедей, доверчиво приплывших к девочке.

Логическим завершением исторической тематики является статья о дамах былых времен [7, p. 28–30]: это размышления о высокой нравственности женщин ушедших эпох и своеобразное напутствие юным читательницам. Таким образом, несмотря на большой тираж, широкую доступность и целевую аудиторию альманаха, можно отметить высокое качество опубликованных материалов – текстов и сопровождающих иллюстраций, хотя последние и представлены гравюрами в черно-белом исполнении. Неслучайны и появляющиеся на страницах издания женские образы, это, как правило, представительницы аристократии и интеллигенции, члены королевских семей и зажиточных слоев общества. При этом авторы делают особый акцент на высоких нравственных качествах этих женщин, подчеркивается их роль в истории страны, служение интересам государства, которые ставятся выше, чем достижение личного счастья. Если речь идет не об известных исторических личностях, а о современниках авторов, читательницам ставят в пример хорошие манеры, семейные ценности и важность института брака, как основы общества в целом. Хотя английское общество рассматриваемого периода еще не могло предложить изучение курса истории женщин Великобритании (т.н. «гендерный поворот» в исторической науке наступит позднее), спрос на обозначенную тематику могли удовлетворить подобные издания.


Библиографический список

  1. Диккенс Ч. История Англии для детей = A Child’s History of England / Пер. с англ. Д. Нелепиной. М., 2003. 510 с.
  2. Кирюхина Е. М. Роль периодических изданий в интеллектуально-нравственном воспитании женщин поздней Викторианской эпохи // Интеллигенция и мир. 2017. № 1. С. 56–58.
  3. Россетти Д. Г. Трагедия короля // Россетти Д.Г. Дом жизни. Поэзия, проза. СПб., 2005. С. 318–353.
  4. Руяткина Т. М. Роджер Эшем: личность сквозь призму личной переписки // Cursor Mundi: человек Античности, Средневековья и Возрождения. 2021. № 12. С. 95−103.
  5. Briddel-Fox E. F. Perpetua and Felicitas // The Girl's Own Paper. 1891. XII. №. 390. P. 449–451.
  6. Caulfeild S. F. A. The Days of Chivalry // The Girl's Own Paper. 1887–1888. Vol. P. 12–14, 299–301, 420–421, 477–478, 628–630, 675–677.
  7. Caulfield S .F. A. The Ladies of the Olden Times // The Girl's Own Paper. 1888–1889. Vol. X. P. 28–30.
  8. C. M. Kate Douglas // The Girl's Own Paper. 1898. Vol. XIX. P. 478–479.
  9. W. R. An English Princess // The Girl's Own Paper. 1885. P. 152–153, 164–165, 187–188, 196–197.
  10. The Girlhood of Queen Elizabeth // The Girl's Own Paper. 1880. P. 135, 137–138, 227–229.
  11. Tytler S. Tudor Queens and Princesses // The Girl's Own Paper. 1889–1890. Vol. XI. P. 270–271, 308–309, 340–342, 467–471, 552–557, 612–616, 694–695, 746–750, 770, 778–779, 808, 810–815.
  12. Tytler S. Tudor Queens and Princesses // The Girl's Own Paper. 1891. P. 152, 154–155, 219–221, 250–251, 340–342, 376, 378–380, 457–459, 475–476.
  13. Watson L. Joan of Arc // The Girl's Own Paper. 1886. Vol. VII. № P. 89–90, 97–99, 121–123.
  14. Watson L. Lady Jane Grey. A Historical Sketch // The Girl's Own Paper. 1886. Vol. VII. № 336, 338. 561–563, 578–579, 593–596.

Условия копирования

Разрешается использование материалов сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение авторских прав и установка ссылки на оригинал

Опубликовать

Для публикации своих научных статей и материалов на данном сайте, перейдите по ссылке