© Автор: Евсеев В.А.


Зарождение и становление профессионального театра в Англии процесс, несомненно, длительный и сложный. Задолго до появления профессионального театра, еще во времена любительского театра и церковной драмы, на повестке дня уже стояли вопросы финансирования театральных инициатив.

Одной из причин того, что церковь выпустила театральные постановки из-под своей опеки и контроля, была финансовая причина. Церковь имела выбор: или самой ставить пьесы, или отдать постановки мирянам, т.к. средства на них постоянно увеличивались. Материальные атрибуты театрального искусства (костюмы, сценические средства и т.п.) породили вопросы относительно бюджета постановок и наград за услуги.

Финансовый аспект прототеатра зафиксирован уже в начале XIV в., например, в документах приорства Дарем, датируемых 1300-1310 гг. отмечены вознаграждения менестрелям и затраты на костюм шута [3. Р.205]. В 1385г. камергеры короля зарегистрировали оплату актерам, которые играли на праздник Пасхи [1. Р. 338-341].  В 1406г. священники одного из соборов в Линкольне заплатили за материалы для костюмов пьес о пророках и Благовещении [5. Р.182]. С этого времени везде, где есть записи о драматических представлениях, все больше и больше появляются денежные отчеты. Йорк и Ковентри ввели специальный налог, известный как Pageant-silver и Pageant-pence, который должен был обеспечить поддержку театральных постановок [5. Р. 183]. Сбор денег на постановки становится все больше занятием членов монашеских орденов, городских советов, церковнослужителей в приходах.

В 1531г. гильдии "Изготовителей кард" и "Седельщиков" в Ковентри посчитали необходимым обратиться к мэру и городскому совету, чтобы освободить их от обязанности финансировать инсценировку праздника тела Христова, т.к. "плата для них слишком накладна и обременительна" [2. V.II.P.707-708]. Следует отметить, что жалобы эих компаний проистекают не из-за несогласия с пьесами, а из-за невозможности покрыть затраты на постановки. По этой причине в Лондоне был введен специальный налог [5.Р.183].

Средняя стоимость каждой инсценировки доходила до 120 фунтов, а "маскарад (судя по отчету казначея Генриха VII) поднялся до 20 фунтов за один раз, исключая костюмы, которыми обеспечивались актеры, и за них платили частные лица" [6. V. I. Р.217-225].

Существовала, кроме костюмов, ещё одна расходная статья – это оплата авторам пьес и переписчикам сценариев.  Например, приход св. Марии в Лондоне заплатил мистеру Дэнселлу за подготовку пьесы 4 шиллинга, а клерку – 12 пенсов за ее переписывание [5. Р.183-184]. Необходимо отметить, что переписывали пьесы не только клерки, но и многие студенты подрабатывали этим.   В Линкольне и Нью Ромни платили частным лицам за репетиции, которые проводились в их домах [5. Р.184]. Конечно, самые большие расходы шли на сценические сооружения.

Источники финансирования театральных постановок были различны. Уцелевшие отчеты церковных приходов отмечают, что существенные суммы поступали для этого от частных лиц. В приходе св. Марии в Лондоне имел место ежегодный сбор денег на постановки [5. Р.192]. Были и другие подобные источники денежных поступлений. Например, в Ипсвиче для финансирования театральных постановок использовали налог, собираемый за использование общинных пастбищ, а в Эссексе церковнослужители формировали фонд по оплате постановок, собирая сельхозпродукцию и продавая ее. В Стратфорде сбор денег во время пьесы был дополнен сбором средств в церкви св. Михаила для оплаты пьес и актеров. [5. Р.192].

Очень редко документы дают полную картину затрат на постановки. Приблизительное указание затрат можно увидеть на примере прихода св. Троицы в Эссексе между 1550-1570гг. Затраты включают оплату за бумагу, оплату автору и переписчику ролей, аренда костюмов, плюс оплата обуви, париков и масок. Сценические декорации частью одалживались, а частью изготовлялись на месте, зарплата ночному сторожу за охрану вещей [6. Р.343]. В соседнем приходе св. Михаила были следующие затраты на театральные постановки: стоимость пьесы в 1523г. составляла 3 фунта 1 шиллинг и 4 пенса, а в 1525г. -4 ф. 9 ш. 9 п. [1.Р.342].

Можно высказать мысль о том, что профессионализм театральных трупп с экономической точки зрения возник при королевском дворе (королевский патронаж) и проложил путь в общество через патронаж высшего нобилитета, которые пытались следовать дворцовой моде. именно они перевели фактор индивидуального вознаграждения в регулярный доход, что знаменует переход от любительства к профессионализму. К началу XVI в. аспект профессионализма наблюдается везде: при дворах Медичи, Валуа, Тюдоров.

Церковное и муниципальное руководство объединяло усилия, чтобы добыть средства для финансирования долгосрочных контрактов с авторами и актерами. А те в свою очередь, поняли, что это может приносить постоянный доход и, вместо того, чтобы быть "рабами" случая, лучше быть профессионалами в своем деле.


Примечания.

  1. Chambers E.K. The medieval stage. V.I-IV. Oxford, 1908.
  2. Coventry Leet Book of Mayor,s Register (1420-1555). P. I-IV.L.,1907-1913.
  3. Extracts from the Account Rolls of the Abbey of Durham. V. I-III. Durham-Edinburgh, 1898-1901.
  4. Ingram W. The business of playing: The beginnings of the adult professional Theatre in Elizabethan London. L.,1992.
  5. Wickham G. The medieval theatre. Cambridge, 1987.
  6. Wickham G. Early English stages, 1300-1660. V. I-III. L.,1959-1972.

Условия копирования

Разрешается использование материалов с данного сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение всех авторских прав, а также установка ссылки на оригинал.

Online

Сейчас 99 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте