© Автор: Митрофанов В.П.


39 статей и Книга общих молитв, содержащая эти статьи и последования всех богослужений и треб, являются наиболее авторитетными вероучительными документами Англиканской церкви. Тем не менее, эти два документа не всегда согласуются друг с другом: в целом можно говорить о большей традиционности и "католичности" Книги общих молитв и большем радикализме, и "протестантстве" 39 статей.

В первых четырёх (1-4) и восьмой статьях последовательно излагается католическая триадология (учение о Святой Троице), христология и учение о Святом Духе (с филиокве). За вычетом филиокве, без рассуждений унаследованного англиканами из католической традиции, можно говорить о вполне православном вероучении по этим вопросам и соответствии вероопределениям Никейского, Константинопольского, Эфесского и Халкидонского соборов (хотя они и не упомянуты по имени). Отношение Англиканской церкви к определениям Пятого и Шестого вселенских соборов не проглядывается в 39 статьях. 22 статья явным образом отвергает учение Седьмого вселенского собора.

39 статей подчёркивают, что христианское учение основано исключительно на Священном Писании, то есть последовательно развивает протестантский тезис "sola scriptura". Статьи 20-22, 25 и 34 основывают существующие догматы, обряды и церемонии Церкви только их происхождением от Писания или непротиворечием ему; всё противоречащее или просто не имеющее прямых обоснований из Писания отвергается.

Вместе с тем, 39 статей наследуют католический взгляд на авторитет Церкви и принимают в ограниченном варианте авторитет Церкви, то есть Предание. Сама Церковь определяется как "собрание верных, в котором проповедуется чистое слово Божие и должным образом совершаются таинства, в соответствии с указаниями Христа", а прямо установленная апостолом Павлом трактовка Церкви как Тела Христова не нашла места в 39 статьях. В статье 19 говорится лишь о видимой, земной, Церкви, которая может ошибаться и ошибалась в вопросах веры; её соборы также не всегда руководились Святым Духом и поэтому ошибались. Тем не менее, Церковь "хранит и утверждает Писания", "обладает авторитетом в спорах о вере", "имеет право устанавливать обряды и церемонии" (ст. 20), но все эти действия должны быть подтверждены и обусловлены Священным Писанием. Церковь не может устанавливать и предписывать и ничего, что бы противоречило или не находило бы подтверждения в Писании.

Священным Писанием признаются все 27 книг Нового завета и 39 книг Ветхого завета, имеющие еврейский первоисточник. Второканонические книги могут читаться "для назидания в жизни и научения праведности" (ст 6), но не могут служить источником вероучения. Такой двойственный подход к второканоническим книгам нашёл отражение в англиканском богослужении: песнь трёх отроков поётся ежедневно на утрене, отрывки книг Иудифь, Товита и Варуха используются в качестве ветхозаветных чтений на утрене и вечерне.

Типично лютеранской является доктрина о спасении исключительно через веру и только заслугой Христа. Добрые дела, хоть и "угодны и принимаются Богом во Христе как необходимый плод истинной и живой веры" (ст. 12), но "не могут уничтожить наши грехи и умерить праведный суд Божий" (ст. 12). Отвергаются учение о сверхдолжных делах (ст. 14), о добрых делах без веры (ст. 13), о спасении исполнением закона (ст. 18), о бескровной жертве мессы (ст. 31).

Вместе с тем, избавленная от средневековой схоластики англиканская доктрина о первородном грехе вполне православна. Согласно ст. 9 первородный грех - не бесконечно великое преступление, а "поврежденность и развращённость природы каждого человека, естественным путём наследуемые потомками Адама", "немощь природы". В связи с этим, человек может спастись не своей свободной, но повреждённой первородным грехом, волей, но только благодатью.

В противоположность ранее изложенным "традиционным" доктринам, радикально зафиксированное 17 статьёй учение о предопределении и избрании, заимствованное из кальвинизма. Фаталистическая картина рисует "сладостное, благоприятное и несказанное утешение" предызбранных к спасению и "отчаяние и распутство скверной жизни" лишённых этого избрания.

39 статей признают только два таинства - крещение и евхаристию, остальные пять католических таинств не считаются таковыми у англикан из-за отсутствия прообраза или ясного указания на них в Писании. При этом чины конфирмации, бракосочетания, посвящения в епископы, священники и диаконы находятся в Книге общих молитв и, следовательно, обязательны в Англиканской церкви. Крещение младенцев допускается, как "полностью соответствующее установлениям Христовым" (прямая полемика с анабаптистами).

Чрезвычайно эклектична англиканская доктрина о "вечере Господней". 28 статья указывает, что "достойно и с верою участвующие в таинстве" действительно причащаются Тела и Крови Христовых, а 29 - "порочные и лишённые живой веры люди" причастниками не становятся. Пресуществление даров и католические обычаи заготовления запасных Даров, поклонения Дарам, процессий с Дарами категорически отвергаются (ст. 28). В содержащемся в Книге общих молитв чине причащения больных священник освящает Дары дома у больного, произнося определённую часть евхаристического канона. Вместе с тем, и 39 статей, и Книга общих молитв подчёркивают необходимость и спасительность благоговейного причащения. Англиканская церковь отвергла католическое представление о соприсутствии и установила причащение мирян под двумя видами (ст. 30).

О Богородице 39 статей упоминают однажды - в ст. 2, говорящей о восприятии Христом "человеческих природы и сущности от чрева благословенной Девы". Ни в 39 статьях, ни в Книге общих молитв она не называется Богородицей, наиболее употребительным её именем служит Our Lady - буквальный перевод католического именования Мадонны. Статья 22 категорически запрещает призывание святых и почитание их образов и реликвий. Тем не менее, под влиянием идей Оксфордского движения в практике "Высокой Церкви" с XIX века возродилось почитание некоторых святых, а во храмах вновь помещаются иконы.

Изначально "39 статей" рождались в полемике с католицизмом и крайними течениями Реформации, и поэтому отразили те богословские проблемы, которые были актуальны в XVI веке. В результате ряд статей посвящены малозначимых с точки зрения современного богословия вопросам (целибат духовенства, власть римского епископа, присяга в суде и прочее) и совершенно не касаются ряда фундаментальных вопросов (например, эсхатологии). Различные направления (Высокая, Низкая, Широкая церкви), сосуществующие в Англиканской церкви, предпринимали в различное время попытки уточнения и развития официальной доктрины. В 1922 году была учреждена Комиссия по доктрине, результатом работы которой стал изданный в 1938 году отчёт "Доктрина в Церкви Англии" (англ. Doctrine in the Church of England), состоявший из 3 разделов: "Доктрина Бога и искупления", "Церковь и таинства" и "Эсхатология". Этот документ так и не был одобрен собраниями духовенства и не получил официального статуса.

Более того, Англиканская церковь осознанно уклоняется от уточнения формулировок своей доктрины, в особенности в этических и социальных вопросах, представляя взгляды епископов и ведущих богословов как их частные мнения, не связывающие всю полноту Англиканского сообщества.

Условия копирования

Разрешается использование материалов с данного сайта в своих работах и публикациях в некоммерческих целях. Можно ссылаться на данный сайт в качестве официального источника. Обязательным условием является сохранение всех авторских прав, а также установка ссылки на оригинал.

Online

Сейчас 19 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте